Инженерные системы и сети в строительстве

Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове Храм ильи пророка на преображенской площади

Первый деревянный храм в честь Ильи Пророка появился здесь во второй половине XIV века. Построил его крещеный татарин Илья Озаков, владевший тогда подмосковным селом Черкизовым. С конца XIV века Черкизово стало вотчиной московского Чудова монастыря. Каменная церковь с приделом Святителя Алексия, трапезной и звонницей была построена в 1689-1690 гг. и освящена 18 июня 1690 г. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 гг. храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьезная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: "Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...". План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 г. После окончания работ в конце 1890-х гг. храм был заново освящен и, открывшись, не закрывался по сей день. На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, упомянутый в произведениях Лескова и Достоевского.

По материалам книги: Вайнтрауб Л.Р., Дубовенко Б.Б. Историко- архивные материалы по церкви Пророка Ильи, богадельни и архиерейской дачи в Черкизове, в Москве. - М., 1993, размещенным на сайте Централизованной библиотечной системы № 1 ВАО



Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377-1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном. Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения. Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425-1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», - сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», - упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана - последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689- 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII-XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII - начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова. В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, - писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, - причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное - алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, - в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», - отмечалось в документе. Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек - северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения». Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века. В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.



Село Черкизово в XIV ст. принадлежало св. митрополиту Алексию, купленное им «на собинное серебрецо» у Ильи Озакова, которым и была построена первоначальная в селе Черкизове церковь во имя св. пророка Илии, в честь своего ангела. Потом Черкизово находилось в вотчине Чудова монастыря, по духовному завещанию св. митрополита Алексия. По писцовым книгам 1573-74 гг. Московского уезда, Васильцова стана, значится: «вотчина Чудова монастыря село Черкизово, на реке Сосенке, пашни монастырской середней земли 15 четьи, да крестьянской пашни 106 четьи в поле, сена 140 копен, рощи меж села и деревни 30 десятин, да церковные пашни перелогом худой земли 12 четьи в поле, сена 10 копен, да под селом мельница».

В начале XVII ст. церковь св. пророка Илии в селе Черкизове была уничтожена. В писцовых книгах 1623-24 гг. говорится: «вотчина Чудова монастыря село Черкизово, а в селе была церковь Илии пророка, да в том же селе двор монастырский, а в нем живут монастырские детеныши, 4 двора крестьянских и бобыльских, в них 7 чел.».

В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1678 г. написано: «в прошлом 1677 г., по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, обложена на Москве вновь церковь св. пророка Илии в Московском уезде, в Васильцове стану, на вотчине Чудова монастыря, в селе Черкизове, а на ту церковь наложено дани… по указной статье 18 алтын 4 деньги, заезда гривна; и по тому окладу те деньги велено взять с 1657 по 1678 гг.».

По дозору Романа Ивановича Владыкина на 1680 г. и по сказке церкви Илии пророка попа Ивана с причетники, «та де церковь построена исстари, а к той церкви церковной земли пашни 6 четьи в поле, сена 10 копен волоковых, а не мерных; остальною пашнею и сенными покосами владеют Чудова монастыря власти».

Ильинская церковь в переписной книге 1701 г. описана так: «в селе Черкизове церковь каменная во имя пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою; а в церкви Илии пророка царские двери писаны на красках, оклад и венцы серебряные басемные золочены… в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Массовое возведение православных храмов всегда говорит о том, что религия действительно необходимое духовное "лекарство" для народа. Данное утверждение нельзя опровергнуть, ведь на самом деле это так и есть. В религии можно найти некое спокойствие и умиротворение, также человек может получить объяснения на то, что было недоступно в других сферах.

История основания церкви

История возведения храма непосредственно переплетается с возникновением села, в котором он расположился. Село Черкизово было заселено еще в XIV веке. Своему названию оно обязано владельцу, но, к сожалению, уже через некоторое время село было продано другому человеку. Им оказался представитель Золотой Орды. Второй хозяин был набожным, именно с его попечительства и была возведена церковь имени Ильи. Месторасположение храма Пророка Божия Илии в Черкизове было подобрано достаточно удачно: живописный район селения на берегу реки под названием Сосенка. Она приходится правым притоком речке Хапиловке.

На сегодняшний день большая часть реки заточена в трубе, кроме красивого водоема. Сейчас его называют Черкизовским прудом, на побережье которого и расположилась прекрасная церковь, представляющая собой истинное украшение этого места, напоминая жителям о религиозной жизни. Владелец села имел родного брата, оба они были одними из близких соратников Митрополита Алексия.

Невероятно красивое месторасположение церкви очень понравилось даже самому митрополиту, по его решению обитель стала летней резиденцией Московского патриархата. Со временем здесь стали появляться новые постройки, резиденция расширялась и приобрела новые краски.

Каменная церковь

Уже со временем было принято решение на месте старой деревянной храмовой постройки возвести великолепную каменную церковь. Это решение воплощалось в реальность с 1689 по 1690 год. Храм был построен в максимально короткие сроки, и уже в июне 1690 года здесь было произведено его освещение. Помимо храма, была возведена трапезная и звонница.

А вот уже в 1821 году случилась еще одна перестройка, и храм стал пятиглавым, но это было ненадолго. Впоследствии храм Илии Пророка в Черкизове подвергся более внушительным реконструкциям. Таким образом, в XIX веке по решению наставника храма Отца Павла был разработан план по возведению новой колокольни согласно проекту известного архитектора Егорова, а уже в 1888 году данный проект был полностью утвержден. Работы были окончены в 1890 году и обитель снова осветили.

Удивительно, но храм окружен кладбищем, которое является одним из самых древних на территории всего города Москвы. Именно здесь захоронены люди, которые имели весомое историческое значение. Это кладбище не было разворовано в советское время, как это случилось со многими другими. Здесь покоятся тела известных людей, например, в 1861 году здесь захоронили московского юродивого, который был причислен к лику святых. О его способностях свидетельствуют многие факты. Корейша, который был запечатлен в прозе Лескова и Достоевского - образ, срисованный с этого человека.

Во времена, когда развернулась Великая Отечественная война, набожными людьми и руководством данного храма было собрано около 1 млн руб., отправленных к Сталину на постройку самолетов. На что вождь направил ответную телеграмму с благодарностями. Именно благодаря этому поступку храму удалось пережить тяжелые советские годы, не пострадав и не потерпев разрушений. Уже в середине 20 века в храм начали привозить святые образы из соседних церквей, именно эти иконы должны были уничтожить, но благодаря святым стенам их удалось сохранить.

Обитель сегодня

На данный момент является полностью функционирующим храм Илии Пророка в Черкизове. Расписание богослужений можно изучить при входе в обитель. Службы проводятся ежедневно, утром в 9.00 и вечером в 17.00.

30 декабря 2011 года духовным наставником храма был назначен архимандрит Савва. Он является одним из архимандритов Русской православной церкви.

Кладбище Черкизовское

Кладбище, которое расположилось поблизости от церкви, является одним из самых маленьких во всем городе. Название его совпадает с наименованием села, в котором оно располагалось. В 1904 году это кладбище было причислено к составу захоронений города Москвы. С 1998 года здесь ведется архив регистрации всех погребенных людей. На кладбище открыт специальный пункт проката необходимых вещей для ухода за могилами. На сегодняшний день на территории проводятся только родственные захоронения, каждый день кладбище открыто, и его можно посещать.

Иконы

Святыни храма Илии Пророка в Черкизове ежедневно помогают многим прихожанам в различных нуждах. К основным святыням относят:

  • Святой образ Богородицы «Успение».
  • «Живоносный источник».
  • «Исцеление св. Алексием Тандулы».

Есть здесь и множество других святынь, ради которых в эти края едут люди в надежде на Божью благодать.

Как доехать

Обитель расположена по адресу: г. Москва, улица Б. Черкизовская 17. Проще всего добраться на метро, ст. «Черкизовская» или «Преображенская площадь». Добраться до храма не составит особого труда. Но если вы оказались в Черкизове, обязательно посетите это уникальное место. Здесь даже воздух пропитан историей и благостью.

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

Основание храма

История церкви связана с историей самого села - Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца - царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику - Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю - Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее - 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году - шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища - также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши - известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию - служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия - ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье - с 7:00 и 10:00, с 17:00 - вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Что есть что в церкви

Крещенный татарин, Илья Озаков был приближенным митрополита Алексия, поэтому завещал Черкизово Чудову монастырю. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов.

Каменную церковь построили в 1689-1690 годах и дважды перестраивали: в 1821-1825 храм стал пятиглавым, а в конце 1890-х его перестроили по проекту Егорова и дополнили колокольней.

Ильинская церковь окружена самым древним в Москве кладбищем. Этот некрополь сохранился даже в советское время.

В 1861 году здесь похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Корейшу. Его почитали как святого и даже запечатлели на страницах книг «Маленькая ошибка» Н.С. Лескова и «Бесы» Ф.М. Достоевского.

В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма Ильи Пророка в Черкизово собрали 1 миллион рублей на сооружение самолетов и отправили их Сталину. Он ответил благодарственной телеграммой. Возможно, поэтому храм не закрыли, хотя под ним планировали вести линию метро. Метростроевцы признавались, что тоннель уже прокладывали, но пришел приказ «свыше», и ветку пришлось повернуть в сторону. Поэтому поезда метро резко тормозят на середине пути от станции «Преображенская площадь» к «Черкизовской».

А в середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из разбираемых церквей.

Я живу рядом с интересным и старинным храмом, вот его небольшая история...
Московский храм во имя пророка Божия Илии в Черкизово построен в 1690 году на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году. В XIV веке село Черкизово принадлежало выходцу из Орды царевичу Серкизу, который продал его своему единоплеменнику Илье Азакову.
Последний, по всей вероятности, в честь своего святого и поставил здесь древнейшую Илиинскую церковь.

История храма тесно переплетена с жизнью многих русских митрополитов. Прежде всего, со святителем Алексием. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, он приобрел его для себя и своих преемников по сану и сделал храм летней резиденцией московских первосвятителей.
Черкизово для митрополита всея Руси было местом уединения и отдыха, где он мог оглянуться на пройденный жизненный путь, собраться с силами на будущее, да и просто повидаться с близкими людьми.

В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм устоял. В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма собрали один миллион рублей на сооружение самолетов (ведь пророк Божий Илия является покровителем авиации) и передали их И.В.Сталину, который в ответ направил благодарственную телеграмму.

В середине XX века в Илиинскую церковь в Черкизове свозились иконы из соседних храмов, подлежавших уничтожению. Настоятелем церкви в то время был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Чтимые образы Божией Матери «О, Всепетая Мати», Иерусалимская, Иверская (афонский список), Покрова и Успение, а также иконы: пророка Божия Илии, Семи отроков Ефесских с частицами мощей, св.Симеона Богоприимца, свт.Николая Чудотворца, прп.Сергия Радонежского, прп.Серафима Саровского, свт.Алексия Московского, свт.Петра Московского и иные.

Видите, с каким примечательным и знаменитым храмом находится наш парк, где я обычно гуляю...

Сохранено



Похожие публикации