Инженерные системы и сети в строительстве

Аполлина́рия. Женское имя Аполлинария – когда день Ангела Преподобная аполлинария икона от чего помогает

События из жития святой преподобной Аполлинарии Египетской

Когда правивший на рубеже IV–V веков греческий царь Аркадий ушел из жизни, у него остался сын Феодосий, который по возрасту еще не мог править. Брат усопшего правителя, римский император Гонорий, определил мальчика на воспитание временному управителю Элладой, доверенному и высокому сановнику Анфемию, славному мудростью и христианским благочестием.

Добродетельные качества Анфемия были столь безусловны и высоко ценимы всеми, что святой Симеон Метафраста в описании жития Аполлинарии всюду называет его «царем Анфимием». У Анфимия было две дочери, старшая и младшая, но обе девочки были прямой противоположностью друг другу. Старшая – красавица Аполлинария – росла образцом христианского благочестия, все свободное время проводила в храме, в молитвах. Младшая – имени ее не сохранилось – была одержима, как пишет святой, «имела в себе нечистого духа».

По достижении Аполлинарией совершеннолетия ее руки стали просить многие достойные юноши, но девушка всячески просила родителей освободить ее от этой участи и позволить удалиться в монастырь для изучения Божественного Писания, следуя всем трудам и лишениям монашеской жизни. На все уговоры отца и матери она лишь отвечала, что желает по примеру святых дев сохранить для Господа свою непорочность. Огорченные, они понимали, что вследствие душевной болезни младшей дочери, что было серьезным препятствием к ее браку, они могут остаться без наследников.

С удивительным для ее юности упорством святая Аполлинария слезно просила родных о том, чтобы они позволили ей под присмотром какой-нибудь инокини научиться чтению Псалтири, писаний. Все подарки женихов, соблазны, посулы она отвергала, твердо стоя на своем желании посвятить свою невинную жизнь Богу, при этом говорила, что они за эту их жертву будут иметь от Бога особую награду.

Дочь оставалась непреклонна, и, видя это, Анфемий уступил дочерним мольбам – к Аполлинарии привели мудрую инокиню, которая стала обучать девушку всем премудрым книгам, содержащим духовные знания, в которых та так нуждалась. Когда обучение юной святой, в котором она быстро преуспевала, подошло к концу, она стала просить родителей отпустить ее в Иерусалим для поклонения святым местам – честному Кресту и месту Святого Христова Воскресения.

Это стремление девицы снова привело родителей к печали – расставание с дочерью, которая была их отрадой, было для них тяжкой утратой, будущее второй не сулило никаких надежд. Но упорство Аполлинарии было по-прежнему не сломимым. Горестно вздохнув, они снабдили ее золотом и серебром, дали в сопровождение целый отряд рабов и рабынь и со слезами благословили в паломнический путь, подозревая, что они могут никогда более не увидеть любимую дочь. На прощание отец с матерью попросили святую Аполлинарию помолиться о них в Земле обетованной, а та ответила, что за исполнение их желания после скорбей и им воздастся радостью.

В морском пути корабль достиг города Ашкелона, который существует доныне и располагается недалеко от Тель-Авива. На море была непогода, путникам пришлось задержаться. Святая Аполлинария воспользовалась перерывом в путешествии и обошла все монастыри и храмы города, где молилась и раздавала богатую милостыню из того сокровища, которое ей дали с собой родители. Далее по суше она дошла со спутниками до Иерусалима, поклонилась там святым местам, как того и желала. Тогда же она отпустила на свободу большую часть рабов и рабынь, снабдив их золотом и серебром за добрую службу с просьбой молиться за нее.
После того как она побывала на Иордане, святая Аполлинария собрала оставшихся рабов и сказала, что отпускает теперь и их, но, прежде чем они расстанутся, просила сопроводить ее в Александрию, чтобы поклониться святому великомученику Мине Котаунскому (Фригийскому), и те с радостью согласились. Они любили Аполлинарию, которая никогда не вела себя с ними как хозяйка и госпожа.

Проконсул Александрии как-то узнал заранее о ее прибытии и хотел было устроить ей встречу с царскими почестями, но святая, чтобы избежать пышной встречи, вошла в город ночью и сама пришла в дом проконсула с приветствием ему и его супруге. Проконсул с женой упали перед ней на колени и спросили, как же так получилось, что она избежала встречи с почтенными людьми, посланными ей навстречу, а пришла, чтобы им поклониться, как простая горожанка. Но святая попросила их не совершать в честь нее почестей и не препятствовать тем ее паломничеству к святому Мине. Проконсул поступил, как просила святая, но в ответ просил ее принять от них с супругой драгоценные дары. Святая приняла, но как только вышла от них, тут же раздала все подаренное ей неимущим, пожертвовала храмам и обителям.

На те немногие средства, что у нее остались, она попросила одну благочестивую пожилую женщину купить иноческую одежду, но не женскую, а мужскую. Одежду она спрятала, чтобы никто не узнал о ее особых планах, отпустила всех прочих рабов, с ней остались только двое слуг – старик и евнух. На корабле она прибыла к гробнице святого Мины, поклонилась его святым мощам, помолилась и, наняв закрытую колесницу, двинулась в скит, чтобы помолиться и там и поклониться подвизавшимся там святым старцам.

В скит она собралась ехать уже в ночь. Сидя в закрытой колеснице, она молилась, чтобы Господь дал ей возможность исполнить задуманное ею. К полуночи путники приблизились к болоту, которое возникло возле источника, названного позже источником Аполлинарии. Колесница остановилась, и вышедшая из нее Аполлинария увидела, что оба слуги задремали.

Она сняла с себя мирские девичьи одежды, переоделась и мужскую иноческую одежду с молитвой Богу, чтобы Он дал ей силы вынести тот иноческий труд, который она себе избрала для служения Ему. Святая перекрестилась, тихо отошла от колесницы и пошла в глубь болот, где скрывалась, пока колесница не уехала. Здесь она провела некоторое время, живя в молитве Богу, Которого она возлюбила более всего на свете. Он же, видя ее искреннюю любовь к Нему, привел ее к финиковому дереву, плодами с которого она и питалась все время своей отшельнической жизни.

А оба слуги, проснувшись поутру, обнаружили отсутствие молодой женщины, ее одежду, искали, звали ее, не решаясь заходить в болота далеко. Потом, поняв, что поиски бесполезны, они взяли одежду, оставленную Аполлинарией, и вернулись в Александрию. Проконсул был удивлен происшествием и тут же отослал подробное донесение ее семье. Анфемий, когда получил донесение, понял, что все их с супругой опасения, что свою любимую дочь они увидят нескоро, а скорее всего не увидят вообще, оправдались. Они оплакивали разлуку, взывая к Богу, чтобы Он утвердил их дитя в страхе Его, а многие из свиты Анфемия утешали его словами, что такая дочь – благословение родителям и свидетельство их добродетели и ее благочестивого воспитания ими. Всем было ясно, что она удалилась в пустынь для иноческой жизни.

Несколько лет святая прожила около болот, где водилась туча комаров, а от стоячей воды поднимались туманы и нездоровые испарения. Там она изживала все потребности ее изнеженной физической природы, преодолевая искушение оставить эту тяжелую, почти невозможную жизнь, но вера и любовь к Господу были сильнее плотской немощи. Ее тело девицы, выросшей в неге и роскоши, стало сухим и крепким, как броня, комариные укусы, зной и холод, пост и суточное молитвенное бдение закалили его и взрастили в ней огромную силу духа.

Настал момент, когда Господь, в молитвах к Которому она пребывала постоянно, через явившегося святой Аполлинарии ангела повелел ей выйти из своего отшельнического укрытия, идти в скит и остаться там с именем Дорофей.

На ней была мужская одежда, после перенесенных ею добровольных лишений уже невозможно было, глядя на нее, сказать точно, мужчина или женщина перед нами, и потому, когда она, идя по пустыне, встретила святого отшельника Макария, он попросил у нее благословения, обратившись к ней, как к мужчине.

Она попросила у него благословения в ответ и, благословив друг друга, они вместе отправились в скит.
Старец привел ее в скит, определил ей келью для проживания, не догадываясь, что перед ним женщина, и полагая, что это мужчина-скопец. По воле Божией тайна ее истинного положения и происхождения до поры до времени была скрыта, чтобы потом, когда все откроется, все увидели Его дела во всей святой славе Его. Она назвала старцу Макарию свое мужское имя – Дорофей, попросила разрешения остаться в скиту и выполнять любую работу. Старец дал ей послушание – плести тростниковые циновки.

Так святая Аполлинария стала жить как инок среди старцев, выполняя свою работу и непрестанно вознося молитвы Богу. Строгость ее жизни выделила ее среди прочих, со временем Господь даровал ей способность исцелять от различных недугов, и все полюбили этого строгого и благочестивого инока, так и не видя, что это – удивительная святая женщина.

Шло время, а в семье Анфемия состояние младшей дочери все ухудшалось. Нечистый дух, что жил в ней, требовал через нее, чтобы девушку отвезли в скит, причем называл именно тот, где подвизалась Аполлинария, с тем, чтобы открыть ее тайну. При этом обещал, что если отведут ее в скит, то он выйдет из ее тела. Придворные сановники советовали царю сделать это, и Анфемий послал свою больную дочь в скит в сопровождении большой свиты и слуг, чтобы там о ней помолились старцы.

По прибытии в скит их встретил старец Макарий и спросил, зачем они пришли. Те рассказали, а старец принял ее и привел к Дорофею, представив несчастную как царскую дочь, которая нуждается в исцелении через молитву. Дорофей, он же Аполлинария, поначалу стал умолять старца избавить его от этого дела, поскольку изгнание бесов – это очень сложное дело, и для этого надо иметь особый дар и сильную молитву. По скромности Дорофей полагал, что нет такой силы в его молитвах.

Но Макарий, настаивая на своем, говорил, что раз и другие старцы творят чудеса Божьим знамением, то и Дорофею это под силу.

Милосердное сердце пустынницы не могло отказать в помощи, которая была необходима для явления Божией славы, она привела душевнобольную в свою келью. А когда узнала в ней свою сестру, сама оставаясь неузнанной, вознесла молитвы Богу, и болезнь вышла из ее младшей сестры. Та в тот же момент упала без чувств, а когда пришла в себя, то Аполлинария привела ее в церковь к святым отцам и, став пред ними на колени, просила всех простить ее за прегрешение, которое состоит в том, что она живет среди них. Но никто не мог понять, о каких великих грехах она говорит, видя перед собой только старца, в котором все признавали образец подвижнической жизни.

Старцы передали царским слугам исцеленную дочь, те возрадовались, поскольку ее лицо перестало быть искаженным страданием, и она оказалась красавицей не меньшей, чем была ее старшая сестра, и обрела тихий и приятный нрав.

Но не успокоившийся враг рода человеческого снова стал искать возможности открыть тайну Аполлинарии и тем самым обесчестить и ее, и скит, и само имя Божие. И вот получилось так, что младшая дочь, оставаясь невинной девушкой, внешне приобрела образ будущей матери. Родители стали искать того, кто мог обесчестить их дочь, но в ней опять заговорила дурная сила, и она сказала, что ее обесчестил тот инок, в чьей келье она была.

Разгневанный Анфемий велел разрушить скит и послал туда отряд воинов. Когда те пришли в скит, то Дорофей вышел к ним и сказал, чтобы они взяли его, а скита не трогали, ибо виновен только он, а среди прочей братии нет виновных. Сокрушенные старцы хотели пойти с ним, но Дорофей попросил их не делать этого, а только молиться о нем и верить, что в скором времени он вернется.

Все дружно помолились о Дорофее и отправили его к Анфемию с воинами, посланными за ним. Когда же Дорофей – а на самом деле Аполлинария – предстал перед царем, то сказал, что пусть тот знает, что дочь его невинна, а доказательства того он представит царю и его супруге наедине. Так наедине святая Аполлинария открылась родным, поведав свою удивительную историю всего времени разлуки с ними.

Настало время прощаться, родители, конечно, просили святую Аполлинарию не покидать их. Но это было невозможно. Они пообещали хранить ее святую тайну, просили молиться о них, плакали, прощаясь, и одновременно радовались тому, какую добродетельную дочь они воспитали и каких чудесных духовных даров Господь удостоил их ребенка. Они хотели дать ей с собой золота, чтобы она передала его скиту, но святая Аполлинария отказалась принять его, говоря, что тот, кто живет благами небесными, не нуждается в излишках благ земных.

Она благополучно вернулась в скит, где ей были все рады. В тот же день, чтобы возблагодарить Бога, устроили празднество, и скитская жизнь мнимого Дорофея продолжилась в умножении его духовных подвигов во славу Божию.

Шли годы, и святая Аполлинария почувствовала, что настало время ей готовиться к встрече с Господом. Она позвала к себе в келью старца Макария и попросила его, чтобы, когда отойдет к Богу, тела ее не обмывали и не одевали, как полагается, иначе все бы узнали ее истинное состояние. Тем не менее, когда святая Аполлинария отошла, старец послал некоторых из братии омыть новопреставленную, и те увидели, что это – женщина. Но, памятуя, как она жила среди них и превосходила в духовных подвигах самых строгих и преданных Богу, в их душе не возникло смятения, а только священный трепет, и старец Макарий вознес славу Христу за то, сколько у Него сокровенных святых, но удивился, почему эта тайна была не открыта ему. По свидетельству церковных историков, это случилось примерно в 470 году после Рождества Христова.

Но вскоре в сновидении ему явился Некто, который сказал, что старцу не надо переживать о том, что столько лет тайна отца Дорофея была скрыта от всех и от него в том числе. За это Макарий и сам в будущем удостоится святости, а дальше рассказал старцу всю историю старшей дочери Анфемия – святой преподобной Аполлинарии.

Наутро старец Макарий проснулся, вспомнил все увиденное и услышанное ночью и поспешил в церковь, где собрал всю братию и рассказал ей все, что узнал ночью. Все пришли в удивление и восславили Бога, воистину дивного во святых Его.

Затем тело святой украсили и погребли ее в пещере на восточной стороне храма в ските святого Макария Египетского, и после погребения от мощей святой Аполлинарии происходили многие исцеления.

Значение иконы

На иконе Святой преподобной Аполлинарии, несмотря на историю ее подвига, который она проходила в мужском обличье, она изображена в женской одежде. Лик ее поднят к небесам, а из сияния небес к ней простерта Господня десница, благословившая ее на такой уникальный в истории церкви духовный подвиг.
Ее икона – это дивный сияющий лик, при взгляде на который мы вспоминаем ту самоотверженность, ту самоотдачу, с которой верили христиане более пяти веков назад. Сейчас такой веры нет, и ее трудно ожидать от современного человека, но пример преподобной Аполлинарии – один из высочайших образцов, необходимых нам, чтобы в нас загорелась хотя бы искра ТОЙ Любви и Веры, и Надежды на Него, которая сделает нашу молитву искренней, сердечной и благодарной.

Какие чудеса произошли

Вся жизнь святой преподобной Аполлинарии Египетской – единое великое чудо, начиная с первых дней, когда она приняла решение служить Господу и только Ему. И это чудо длилось все время ее земного пути и не прекратилось и после того, как она предстала перед Богом. И не прекратится до наших дней, ведь читая ее жизнеописание, человек верующий не испытает ничего кроме изумленного и восхищенного трепета, который изменит его душу, поднимет в нем Дух и, возможно, укрепит его молитву Богу, сделав ее целенаправленней и сердечней…

Имя Полина в разные времена привлекало родителей девочек своим благозвучием, навевающим покой и умиротворение. Будучи довольно старым, оно никогда не исчезало из обихода.

История его происхождения достаточно противоречива. Одни специалисты считают, что Полина – это полное самостоятельное имя, поскольку греческая «поли» имеет значение «много». Следовательно, Полина – «многозначительная». Другие относят имя к производным от французского Паулина (Павлина), то есть «маленькая», а третьи сходятся во мнении, что Полина – это сокращенная форма от Аполлонии или Аполлинарии. В русской версии чаще встречается разговорное Полинария, что с греческого переводится как «освобожденная».

Хотя за многовековую историю церковного календаря перечень имен существенно расширился, ни Полины, ни Паулины, ни Аполлонии, ни Полинарии в нем нет. Дело в том, что Полиной на Руси именовали Аполлинарию или Пелагею. Именно эти имена и есть в святцах. Если девочка еще слишком мала, чтобы самостоятельно сделать выбор при крещении, то решать предстоит родителям. Оба имени имеют греческое происхождение и обладают огромной внутренней энергетикой.

Аполлинария – посвященная Аполлону

Поскольку имя происходит от златокудрого Бога Солнца - Аполлона, а Apollinaris обозначает принадлежность – Аполлонова, то Аполлинария может трактоваться и как «принадлежащая Аполлону», «солнечная». Аполлинария, как правило, не обладает кротким нравом, который зачастую предрекают девочке с именем Полина. В детстве она весела и отзывчива, любит участвовать в делах взрослых и ждет от них похвалы и признания своих заслуг. В зрелом возрасте это женщина с высоким интеллектом, трудолюбива и предана своей работе и семейному очагу. По типу темперамента – холерик. Обидчива, но не злопамятна. Не терпит давления.

Если при обряде крещения Полину нарекут Аполлинарией, то ей будут покровительствовать:
- святая Аполлинария, день памяти которой приходится на 4 апреля;
- святая мученица Аполлинария (Тупицина), приговоренная к расстрелу 13 октября 1937 года за принадлежность к церковной группе;
- преподобная Аполлинария, которая была дочерью Анфемия, правителя Греческой империи. Она долгое время скрывалась под мужским монашеским одеянием и носила имя Дорофей. День памяти Святой отмечается накануне Крещения, 18 января.

Пелагея – «морская»

Своему появлению имя обязано греческому Пелагиос, что в женском варианте звучит как Пелагиа – «морская». Оно тождественно Марине, имеющей латинское происхождение. Возможно, Полина и Пелагея покажутся некоторым не идеально созвучными именами, но в христианстве зачастую Полин крестят именем Пелагея. К тому же изобилуют именами почитаемых святых мучениц и преподобномучениц с таким именем:
- 5 апреля почитается святая мученица Пелагия;
- 17 мая - Пелагия Тарсийская;
- 26 июня - преподобномученица Пелагия (Жидко);
- 30 июня - Пелагия (Балакирева);
- 21 октября - святая мученица Пелагия Антиохийская, которая была ученицей священномученика Лукиана Антиохийского, и Пелагия Антиохийская Палестинская;
- 3 ноября - преподобномученица Пелагия (Тестова);
- 12 февраля - Пелагия Дивеевская.

Несмотря на то что в нежном имени Полина окружающим «слышится» уравновешенность, носящие его женщины обладают зачастую холеричным характером и не умеют сдерживать долго внутреннее напряжение. Девочка, нареченная именем Пелагея, на первый взгляд флегматична, но с возрастом ее терпимости тоже приходит конец.«Солнечная» или «морская» Полина порядочна, скромна, но импульсивна.

Детская православная хрестоматия

Во время малолетства византийского императора Феодосия Младшего опекунство над ним и временное управление всей Восточной империей было вручено одному из важнейших сановников империи, проконсулу Анфемию – мужу мудрому и благочестивому. У Анфемия, который всеми почитался как царь, было две дочери. Младшая с детских лет страдала беснованием, а старшая, преподобная Аполлинария, много времени проводила в святых церквах и молитвах. Достигнув совершеннолетия, Аполлинария отказывалась выйти замуж и просила у родителей разрешения поклониться святым местам Востока.
Уже во Святой земле, посетив дорогие для каждого христианина места, где жил и страдал Господь Иисус Христос, царская дочь стала отпускать сопровождавших ее рабов. Прибыв же из Иерусалима в столицу Египта Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах.
По откровению свыше, она пришла в скит к Макарию Египетскому, назвавшись иноком Дорофеем.
Макарий, который провел в мертвой пустыне шестьдесят лет, принял Аполлинарию в число своей братии. Бог не открыл чудотворцу ее тайны ради того, чтобы впоследствии все получили от того большую пользу. В скиту она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью. Случилось так, что родители Аполлинарии отпустили свою беснующуюся дочь для исцеления к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (святой Аполлинарии). И по молитве неузнанной великой подвижницы девица получила исцеление. Но когда она через несколько месяцев вернулась домой, то все увидели у нее большой живот, будто девица ждет ребенка. Это была диавольская проделка. Анфемий с супругой, разгневавшись, послали в скит воинов с требованием выдать виновника оскорбления дочери. Когда святая Аполлинария была доставлена в дом родителей, то открылась им и исцелила сестру. Радость встречи с пропавшей дочерью сменилась печалью: Аполлинария возвратилась в скит, где вскоре мирно скончалась в 470 году. Только тогда открылось, что инок Дорофей был женщиной, подвизавшейся наравне с мужчинами.

Святитель Филипп, митрополит Московский

Дни памяти 22 января и 16 июля
Святитель Филипп происходил из семьи бояр Колычевых. Во главе управления Московским государством в те времена стояла Боярская Дума – совет знатных и родовитых людей, близких к царю по заслугам и родству.
За боярами Колычевыми в Думе было не последнее слово. Великий князь Московский Василий III, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора. Но даже искренняя привязанность к нему юного царевича Иоанна, которая предвещала блестящее будущее, не удержала Федора в миру. С ранних лет полюбил он божественные книги, был кроток, придворной жизни не любил, и до 30-летнего возраста не искал себе жены. Однажды войдя в церковь, услышал он слова Христа Спасителя о том, что никто не может служить двум господам. В сказанном узнал молодой человек свое призвание к монашеству. Тайно от всех Федор, надев простую одежду, оставил Москву и ушел в далекую Соловецкую обитель на Белом море.

Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет испытания игумен постриг Федора, дав монашеское имя Филипп. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрос духовно и через несколько лет, по общему желанию братии, стал соловецким игуменом.
В этом сане святитель Филипп много потрудился для улучшения духовной и материальной жизни северной обители. На Соловках он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, воздвиг два величественных собора – Успенский и Преображенский, устроил больницу и скиты для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место. Братию приучил он к трудолюбивой жизни без праздности. Но в Москве о соловецком отшельнике вспомнил воцарившийся Иоанн Грозный, который надеялся в друге своего отрочества найти верного сподвижника, духовника и советника. Со слезами отказывался игумен Филипп принять митрополичий сан, но царь был непреклонен. Тогда святой согласился стать митрополитом, желая уменьшить ужасы введенной Грозным опричнины. Но казни, пытки и прочие злодеяния, вредившие и людям, и государству Российскому, продолжались. Митрополит Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его. Убеждения не помогали, и весной 1568 года на богослужении в Успенском соборе святитель Филипп отказался благословить Ивана Грозного и стал открыто порицать беззакония. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя.
И уже через полгода по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли в московский Богоявленский монастырь. В то же время царь казнил многих родственников Филиппа. Голову особенно любимого митрополитом племянника Грозный послал ему в его келью. Потом по указу царя к нему пустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители и рассказывал о нем чудеса. Тогда царь велел перевести опального митрополита в Тверской Отрочь монастырь, где через год он погиб от руки Малюты Скуратова – главный опричник задушил его подушкой.
Спустя двадцать лет монахи Соловецкой обители испросили позволения нетленные мощи своего бывшего игумена перенести в свой монастырь. Впоследствии мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе Кремля на том месте, где опричники схватили митрополита-мученика.

Святая Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец, тайный христианин, трижды избирался консулом и воспитал дочь в преданности Богу. Став взрослой, Татиана отказалась от супружеской жизни. Ее поставили в диаконисы в одном из римских храмов, и отныне всю свою жизнь она посвятила молитве и милосердию: ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным.
При императоре Александре Севере снова начались гонения на христиан, кровь новых мучеников полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и затряслась земля, идола разнесло на куски, часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей. И открылось им, что четыре ангела окружили святую и отводили от нее удары. Восемь мучителей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, умоляя простить их. За исповедание себя христианами они были казнены.
Когда стали бритвами резать тело святой, из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, всю ночь она воспевала хвалы Господу, и явившиеся ангелы исцелили раны. На новый суд она явилась здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Тогда святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но зверь стал кротко лизать ее ноги. Язычники остригли ей волосы, думая, что в них – ее волшебная сила, и заперли в храме Зевса. Но когда через три дня пришли жрецы, готовясь принести жертвы, увидели разбитого идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, и мужественная страдалица была (в 226 году) усечена мечом месте со своим отцом, открывшим ей истины христианской веры.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в Капподакии и была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. В двенадцатилетнем возрасте Нина вместе с родителями пришла в город Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Потрясение от встречи со Святой Землей было настолько сильным, что ее горячо верующий отец решил стать монахом, а мать осталась прислуживать при храме Гроба Господня. Нину отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Сердце святой отроковицы пылало любовью ко Христу, претерпевшему для спасения людей крестные страдания и смерть. Читая Евангельское повествование о том, как воины, распявшие Христа, делили Его одежду и одному из них достался хитон, который соткала Сама Пресвятая Богородица, Нина подумала: не может на земле пропасть такая святыня. От наставницы она узнала, что хитон Господа был отнесен в Иверийскую страну (ныне Грузия) в город Мцхет. Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы увидеть ту страну и найти хитон Господень. И вот Матерь Божия явилась Нине во сне и повелела идти в языческую страну Иверийскую с проповедью Христова учения и вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы. Преодолев все трудности неизвестного пути, в Иверии святая Нина нашла пристанище в семье царского садовника. У супругов не было детей, и Нина вымолила им чадо. Вскоре она так прославилась своими чудесами, что многие стали обращаться к ней за помощью. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла язычников и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Она обратила ко Христу и самого царя Мариана.
Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм.
Ее трудами вера Христова утвердилась и распространилась не только в самой Грузии, но и в прилегающих к ней горных районах. После 35 лет апостольских подвигов святая Нина мирно отошла ко Господу в 335 году.

Святая Аполлинария, икона которой должна быть в каждом дом тех, кто крещен этим именем, знаменита своей скромной подвижнической жизнью. Она посвятила ее служению Богу.

Юные годы

Аполлинария - святая, к которой обращаются в случае болезни. Также она помогает укрепить силу духа, веру, а также развить смирение. Перед иконой надо повторять слова молитвы: «Моли Бога о мне, святая угоднице, преподобная Божия Аполлинарие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей».

Святая Аполлинария, житие которой описано в этой статье, была старшей дочерью мудрого царя Анфемия. С малых лет она любила проводить время в молитвах и часто посещала церкви. Став совершеннолетней, она отказалась выходить замуж и стала просить родителей отправить ее вместо этого в монастырь. Родители отказывались, они мечтали о том, что у их дочери будет хорошая семья. Но Аполлинария - святая, которая уже с юных лет так любила Бога, что хотела остаться непорочной на всю жизнь, отказывалась от всех даров претендентов на ее руку и сердце. Она стала просить родителей, чтобы они привели к ней инокиню, которая научит ее читать святые писания. Наконец, родители сдались.

Первое путешествие

Их тронула непоколебимая настойчивость девушки, и они привели к ней инокиню, как дочь и просила. Научившись читать священные книги, Аполлинария стала просить родителей отпустить ее в путешествие по святым местам. Она хотела отправиться в Иерусалим. Родители неохотно отпустили свою любимицу. Аполлинария - святая, которая в молодости была очень богата. Поэтому в свое первое путешествие девушка отправилась в сопровождении большого числа рабов и рабынь. Также отец дал ей много золота и серебра. Аполлинария отплыла на корабле, тепло попрощавшись с родителями.

Щедрая рука

Во время путешествия она была вынуждена сделать остановку в Аскалоне. Когда море успокоилось, Аполлинария продолжила свой путь. Уже в Аскалоне она начала посещать церкви и монастыри, щедро раздавая милостыню. Прибыв в Иерусалим, она усердно молилась за своих родителей. В то же время, посещая женские монастыри, Аполлинария продолжала делать пожертвования. Постепенно она отпускала своих рабов и рабынь, награждая их за верную службу. Через какое-то время она с некоторыми из них собралась отправиться в Александрию.

Скромные запросы

Проконсул Александрии узнал о прибытии царской дочери. Он приготовил ей богатый прием и послал людей ей навстречу. Аполлинария (святая) славилась своей скромностью, она не захотела излишнего внимания. Поэтому она сама ночью отправилась в дом проконсула. Это испугало его семью, но Аполлинария успокоила всех его домочадцев, одновременно с этим попросив не оказывать ей лишних почестей, которые могут задержать ее на пути к святому Мине. Но все-таки она получила от проконсула щедрые дары, которые потом раздала нищим. В Александрии же преподобная Аполлинария впервые купила одежды, которые могли носить иноки-мужчины. Она спрятала их у себя и отплыла в Лимне вместе с двумя рабами.

Тяжелая жизнь

Из Лимне в колеснице Аполлинария направилась к месту захоронения святого Мине. В дороге она решила осуществить давно задуманный план, который заключался в том, чтобы переодеться в одежду инока и жить отшельнической жизнью, посвятив себя служению Богу. Когда ее слуги заснули, она переоделась и, оставив в колеснице свою царскую одежду, спряталась на болоте. Там она жила несколько лет, питаясь финиками. Под влиянием трудной жизни и поста внешность ее изменилась, и она стала непохожа на женщину. Одним из испытаний, которые она выдерживала на болоте, были укусы полчищ комаров, которых она не отгоняла, позволяя им питаться собственной кровью.

Новые испытания

Через несколько лет она отправилась в скит святых отцов, чтобы там найти себе приют и продолжить служение Богу. По дороге ей встретился святой Макарий Египетский. Он принял Аполлинарию за скопца и привел в свой скит, где поселил в отдельной келье. Никто из старцев, которые там проживали, не догадался, что она - женщина. Аполлинария занялась тяжелым трудом - изготовлением циновок. Имя она взяла себе, естественно, мужское - Дорофей. Святая жила строго, все свое время она посвящала молитве. В скором времени у нее открылся дар исцеления. Согласно житию святой, праведная жизнь Аполлинарии не давала покоя злому духу, которым была одержима ее младшая сестра. Он старался сделать все, чтобы раскрыть ее тайну и изгнать из скита. Хитростью он заставил родителей отвезти младшую дочь в пустынный скит.

Тайна не раскрыта

Там Макарий Египетский поручил Дорофею изгнать злого духа из тела женщины. Аполлинария была не готова к этому, но святой старец успокоил ее, и она принялась за дело. Закрывшись со своей младшей сестрой в келье, святая начала молиться. Сестра узнала Аполлинарию и очень обрадовалась. В скором времени злой дух покинул ее тело. Родители были очень рады тому, что их дочь выздоровела, но тайна Аполлинарии не была открыта. Однако демон не успокаивался. Он сделал так, что все подумали, что младшая ее сестра беременна. А затем ее устами обвинил в этом грехопадении инока, с которым она провела много времени в келье. Царь очень рассердился и приказал снести скит. Однако Дорофей сам вышел к людям и признал себя виновным, чтобы его отвели к царю. Там, наедине с отцом, Аполлинария призналась, что это была она. Родители были очень огорчены тем, какую жизнь приходилось вести их дочери. Но в то же самое время гордились ею. Поэтому они отпустили ее обратно в скит и хотели дать много золота для старцев. Но преподобная Аполлинария отказалась, заявив, что им ничего не нужно, ведь они беспокоятся о небесной жизни, а не о земной.

Тайное становится явным

То, что в ските вместе с мужчинами живет переодетая женщина, так и оставалось тайной. Аполлинария еще долго продолжала свою праведную жизнь. Однако через какое-то время она собралась предстать перед Господом. Она стала просить старца Макария о том, чтобы ее тело не омывали, так как не хотела, чтобы узнали о том, кто она на самом деле. Но он не согласился с этим. Поэтому после ее смерти старцы пришли омывать инока Дорофея и увидели, что это на самом деле женщина. Они очень удивились и были поражены Божьей тайной. Отец Макарий недоумевал по поводу того, что ему раньше всех не был открыт этот секрет. В ответ Господь послал ему сон, в котором объяснял, что в этом нет ничего плохого, и Макарий также станет святым. Мощи святой Аполлинарии обладают исцеляющим действием.

Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. У неё был брат Григорий Петрович. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве стиркой белья и зарабатывая на жизнь в качестве няни. Всё свободное время она отдавала церкви. Вела строгую монашескую жизнь. Была известна как целительница телесных недугов. Канонизирована 7 мая 2003 года Архиерейским Собором Русской православной церкви и реабилитирована 31 июля 1989 года. Лжесвидетель, по доносу которого арестовали мученицу Аполлинарию, показал, что знает ее "как контрреволюционную личность". Он сказал: «Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви "Знаменье" у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупициной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
Аполлинария Петровна арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователь удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний от арестованной. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. . На расстрельном полигоне в Бутово с 1937 по 1938 гг. НКВД было убито и похоронено в братских могилах 20765 человек. В том числе - православные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Своей кровью они освятили здешнюю землю. Весной 1994 г. Здесь был поставлен Поклонный Крест. 19 мая 2007 года освящён храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Каждый год в четвёртую субботу после Пасхи празднуется память Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, - тех, кто прошёл Русскую Голгофу, тех, чьими молитвами воскресает Россия . Люди, восстанавливающие храм в Пижме считают, что мученица Аполлинария Тупицына помогает им укрепиться в православной вере. Родившаяся в соседней с Пежмой деревне Шелюбинской, она, конечно, бывала в Пежемском Богоявленском храме на богослужениях и своей последующей жизнью и подвигом исповедничества Христа.

Каменный храм Богоявления в с. Пежма построен в 1806 году. К 1913 году капитально отремонтирован и реконструирован, в 1993 закрыт советской властью. 3 июля 2009 года после проведения расчистки и установки временной алтарной преграды в Никольском приделе Пежемского Богоявленского храма была отслужена первая за 76 лет Божественная литургия. Богослужение возглавлял благочинный Вельского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии игумен Антоний (Яворский) с сослужащими клириками округа. Память святой мученицы Аполлинарии отмечалась в Пежме впервые. Начиная с 2009 года, в Пежемском Богоявленском храме каждый год проходят службы Святой мученице Апполинарии. Также, службы проходили 13 октября 2010 года в храме свв. Новомучеников и исповедников в Бутове (на Бутовском полигоне близ Москвы). Службу проводил протоирей Кирилл Каледа и 17 октября 2011 года службу отслужил о. Димитрий Фесечко. 13.10.2012 года была отслужена литургия. Служил Дмитрий Фесечко. На службах присутствовала Галина Тихоновна Ануфриева - внучатая племянница Апполинарии Петровны. Из года в год количество молящихся на службах увеличивается.

Как нам стало известно, живы родственники Апполинарии Петровны – Галина Тихоновна Ануфриева и её сын Георгий Ануфриев. Галина Тихоновна сказала: «Сердце и душа переполняются чувствами горести и радости… Горести о тысячах невинно убиенных на этом небольшом клочке земли, и радости о том, что, наконец, мы можем прикоснуться к тому месту, где почивают останки нашей родной Аполлинарии, семейные предания о доброте и отзывчивости которой мы слышали с детства. Для нас очень волнительно, даже не верится, что милостью Божией она прославлена как святая мученица».

Мы спросили Георгия, обращается ли к святой с просьбами его семья? Георгий ответил: «Да, я обращаюсь с просьбами к Аполлинарии и моя семья тоже. Её помощь мы всегда чувствуем, помним её, она всегда находится с нами. У меня даже есть икона святой мученицы Апполинарии Тупициной.

В июне 2009 года Икона мученицы Аполлинарии была написана в Москве по благословению настоятеля храма свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы в память о мученической кончине Аполлинарии Тупицыной. Икона передана в дар настоятелю Пежемского Богоявленского храма игумену Антонию (Яворскому) во время первой литургии в возобновленном храме - 19.07.2009. Мученица Аполлинария изображена на фоне двух храмов: Пежемского Богоявленского храма - прихожанкой которого она была в молодые годы (слева) и храма Воскресения Христова и Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове, который воздвигнут в 2006-07 году на месте расстрелов многочисленных жертв политических репрессий, в том числе новомучеников за веру православную пострадавших. Память о мученице Аполлинарии объединяет эти два святых места.


Работа Зои Зенковой, ученицы Воскресной школы г. Новодвинска, выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель - Кузнецова Ю.Н



Похожие публикации