Инженерные системы и сети в строительстве

Кто на южном полюсе. Тот, кто достиг первым южного полюса

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Экспедиция Р. Амундсена

Северный полюс планеты покорен, значит должен быть покорен и Южный полюс. В Антарктиде намного холоднее, чем в Арктике, где свирепые ураганные ветры практически не утихают, но воля человека оказалась намного сильнее. Южный полюс тоже сдался.

Определение 1

Южный полюс – это точка пересечения земной оси вращения с её поверхностью в Южном полушарии.

Находится Южный полюс на высоте $ 2800$ м в пределах Полярного плато Антарктиды. Покорение двух крайних точек планеты можно связать воедино. Еще в $1909$ г. на покорение Северного полюса хотел выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен, но его опередил Р. Пири, добившийся успеха первым. Не колеблясь, честолюбивый Амундсен свое экспедиционное судно «Фрам» направил к берегам Антарктиды, решив, что на Южном полюсе он будет первым. До Амундсена подобную попытку предпринимали многие исследователи, но безуспешно. Амундсен продумал все мелочи своего мероприятия. Через каждый градус широты норвежцы устраивали склады с продовольствием и топливом, чтобы использовать их на обратном пути. В путь экспедиция, состоящая из $4$-х человек, отправилась $20$ октября $1911$ г. Двигались на санях, которые тащили ездовые собаки. В отношении костюмов участников похода идея Амундсена полностью себя оправдала – костюмы, сшитые из старых одеял, были легкими и теплыми, но трудностей это не убавило. Почти одновременно с норвежской экспедицией к Южному полюсу устремилась экспедиция британская, во главе которой стоял капитан $I$ ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт. За $85$ параллелью норвежцев ждал тяжелый подъем с шельфового ледника Росса на хребет, который впоследствии был назван в честь норвежской королевы (хребет Куин-Мод). Заканчивающийся провиант пополняли собаки, взятые специально с этой целью. Лишних собак убивали, чтобы кормить их мясом остальных животных и людей. Норвежская экспедиция $15$ декабря $1911$ г. достигла Южного полюса. Здесь, на высоте $ 2800$ м, была разбита палатка и поднят норвежский флаг. Южный полюс покорился людям. На доске, прибитой к шесту, все участники экспедиции оставили свои имена. Через два дня они повернули обратно, их путь лежал на север. На обратном пути, который занял $40$ дней, не произошло ничего непредвиденного. Каждые три дня приходилось убивать одну собаку, чтобы люди и животные питались свежим мясом, пока не подойдут к $85$ параллели – где находился первый из оставленных ими складов.

В тех событиях участие принимали и представители России. На «Фраме» молодой и талантливый океанограф А. Кучин проводил свои многочисленные исследования, а среди зимовщиков-англичан были Д. Гирев и конюх А. Омельченко. В Китовую бухту, где исследователей поджидало экспедиционное судно «Фрам», Амундсен вернулся $26$ января $1912$ г, пройдя в оба конца $2800$ км за $99$ суток. Победа норвежской экспедиции была омрачена страшной трагедией другой экспедиции к Южному полюсу.

Экспедиция Р. Скотта

Попытку достичь Южного полюса в том же году предпринял второй исследователь англичанин Роберт Скотт. На своем веку, успев покомандовать крейсерами и линкорами, Скотт был морским офицером. Два года он провел на антарктическом берегу, будучи руководителем исследовательской зимовки. Отряд, которым он руководил, за три месяца продвинулся по направлению к полюсу на тысячу миль. Вернувшись на родину, Скотт начал подготовку к следующей экспедиции. На пути к Антарктиде они узнали, что в том же направлении на Южный полюс движется экспедиция Амундсена. Основным транспортным средством Скотт выбрал низкорослых и очень выносливых маньчжурских пони. Кроме этих лошадок в путь были взяты собаки и моторные сани, которые в то время являлись новинкой. Путь до полюса был сложным – $800$ миль по страшным трещинам ледников и обратное возвращение в сорокаградусные морозы при свирепой пурге с полной потерей видимости. На пути к полюсу люди получили сильные травмы, обморожения, вышли из строя моторные сани, погибли все лошади. Оставалось только упорство и сила духа. Участники группы сопровождения, не дойдя до цели $150$ миль, повернули назад, а оставшиеся пятеро англичан, впрягшись в тяжелые сани, вышли на финишную линию. Эта линия не была прямой, она петляла среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

В математическую точку Южного полюса Р. Скотт с участниками похода подошли $17$ января $1912$ г. Их взору открылись остатки чужого лагеря, следы собачьих лап и палатка с норвежским флагом. Все было понятно – полюса достигли соперники ровно за месяц до их прихода. Немного отдохнув и отдав салют, отряд англичан двинулся в обратный путь. Они тоже передвигались от одного промежуточного склада до другого. В условиях страшной непогоды силы молодых и выносливых людей таяли. Умирает самый молодой и крепкий Эдгар Эванс. Лоуренс Отс, капитан драгунского полка, отморозил ноги и руки, передвигаться стало невыносимо больно. На одной из ночевок Отс покидает палатку, чтобы не быть обузой для товарищей. Все поняли, он добровольно пошел навстречу смерти. В живых оставалось $3$ человека, но жестокие метели не давали продвигаться вперед, к складу с пищей и теплом. Оставалось $11$ миль, всего $11$ из тех $1600$ уже пройденных, но мартовская пурга остановила их навечно.

Спустя $7$ месяцев тела лейтенанта Г. Бауэрса, доктора Э. Уилсона и Р. Скотта обнаружила спасательная группа, вышедшая на их поиски. Спасатели рядом с телом Скотта нашли сумку с дневниками и прощальными письмами. В сумке было найдено $35$ фунтов геологических образцов, которые были собраны во время пути. Глядя в глаза смерти люди, продолжали тащить эти камни до последнего своего дыхания.

Замечание 1

В последние минуты своей жизни этот отважный исследователь тщательно разобрал причины катастрофы, сумел дать самую высокую нравственную оценку каждому из своих спутников. Последней записью в его дневниках была фраза, облетевшая весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Обращаясь к своей жене, Роберт Скотт просил её о том, чтобы его сын, повзрослев, занялся естественной историей и продолжил дело своего отца. Доктор Питер Скотт, скончавшийся в $90$-е годы, по желанию отца стал выдающимся биологом и экологом. Он был одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Современные исследования Антарктиды

Целый ряд государств – США, Великобритания, Норвегия, Австралийский Союз – в первой половине $XX $века организовали специальные экспедиции, чтобы продолжить изучение этого сурового белого континента. Проводившиеся исследования касались только побережья материка, внутренние области которого оставались совсем неизвестными. Только Международный геофизический год, прошедший в $1957$-$1958$ гг., положил начало совместному изучению Антарктиды. Свои усилия в решении этого вопроса объединили $12$ государств мира и одно из ведущих мест в этой работе заняли советские исследователи. Для проведения экспедиций, которые организовывались на высоком научном и техническом уровне, использовался богатый практический опыт освоения Арктики.

Замечание 2

Во главе первой советской антарктической экспедиции стоял опытный полярник и крупнейший ученый – Михаил Михайлович Сомов, во главе второй экспедиции был Алексей Федорович Трешников. В сложнейших климатических условиях советские исследователи продвигались вглубь континента и за короткий период времени построили несколько научных станций – Мирный, Пионерская, Восток. Советские научные станции стояли не только на побережье материка, но и во внутренних и очень труднодоступных частях Антарктиды. Станция Полюс Недоступности была построена в прямом смысле там, где ещё не ступала нога человека.

В наше время самой крупной и основной станцией является станция Молодежная, где расположен аэрометеорологический центр Антарктики. Антарктида не имеет постоянного населения и никому не принадлежит. В суровых природных условиях работать на материке продолжительное время невозможно, максимальное время пребывания там ученых ограничивается годом. Это континент мира и науки, на котором по международному соглашению запрещено проведение любых испытаний оружия и ядерных взрывов. К сегодняшнему дню существует много научных трудов по Антарктиде, создан первый отечественный атлас материка, содержащий сведения обо всех компонентах её природы. На карте Антарктиды увековечены сотни имен русских исследователей.

Я всегда мечтала стать путешественником, грезила об открытиях. В детстве любила читать про первооткрывателей . Больше всего меня восхищали люди, которые открывали самые холодные части нашей планеты, например, Южный полюс . Об этих смелых людях я и хочу рассказать.

Первые попытки

О Южном полюсе ничего не было известно почти до 20 века. Хотя попытки добраться до него предпринимались неоднократно. Из-за отсутствия правильной экипировки , да и просто навыков выживать в холод, это было недостижимо . Открыть Южный полюс пытались:

  • Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – русские мореплаватели, в 1722 достигли побережья Антарктики, открыли и дали название нескольким островам.
  • Джеймс Росс в 1941 г. открыл шельфовый ледник и антарктические вулканы.
  • Э. Шелктон в 1907 г. попытался дойти до южного полюса, используя пони, но повернул назад;

Кто открыл Южный полюс

Самым отчаянным и упертым исследователем, кто и открыл Южный Полюс, был Рауль Амундсен . Родом из Норвегии, он знал, что такое холод, за его спиной уже было несколько экспедиций в экстремальных условиях. Готовясь покорять Антарктику, он изучал секреты выживания эскимосов в морозы. Большое внимание уделил снаряжению и одежде. Вся его команда была экипирована в меховые куртки и унты. Также он отобрал для экспедиции сильных эскимосских собак , которые во время похода везли сани. И он дошел до цели 14 декабря 1911 г. и пробыл на Южном полюсе еще три дня, проводя исследования, а затем благополучно вернулся со всей своей командой. Примечательно то, что одновременно с ним, к Южному полюсу вышла команда англичан под предводительством Роберта Скота . Ценой невероятных усилий он с остатками команды дошел до полюса , опоздав на 34 дня , где обнаружил следы норвежцев, палатку с провиантом и письмо, адресованное ему...


Команда Скота погибла на обратном пути… Виной всему была недостаточная подготовленность команды , малое количество пропитания, одежда, кстати, не меховая, и то, что они использовали пони, которые погибли почти сразу же, и мотосани, не приспособленные работать в такие морозы. Я думаю, что сказалось еще и подавленное состояние людей из-за опередившего их Амундсена. Вот такой ценой был открыт Южный полюс.

Географический Южный полюс представляет собой крайнюю южную точку на поверхности Земли. Он находится на 90° южной широты в Антарктиде на территории исследовательской станции Амундсен-Скотт, учрежденной США в 1956 году. Полярный ледяной покров в этом мести двигается со скоростью примерно 10 м в год по направлению к морю Уэдделла. Следовательно, положение станции и остальных искусственных объектов относительно географического полюса со временем постепенно смещается.

Не нужно путать географический Южный полюс с Южным магнитным полюсом, который определяется на основе магнитного поля Земли.

Географический Южный полюс

Географический Южный полюс Земли

Географический Южный полюс является самой южной точкой на поверхности планеты, через которую проходит ось вращения Земли (однако, ось вращения Земли на самом деле подвержена колебаниям, так что это определение не подходит для более точных работ). Он находится на ледяном плато в 1300 км (800 милях) от пролива Мак-Мердо. Толщина льда в этом месте достигает около 2700 м. Из-за движения ледникового щита, местоположение географического Южного полюса пересчитывается ежегодно 1 января и обозначается специальным знаком.

Обычно координаты этого местоположения просто выражаются 90° южной широты, так как здесь сходятся все меридианы. Хотя, если все же учитывать долготу, то она будет равна 0°. Кроме того, все точки, удаляющиеся от Южного полюса, обращены на север к и значения их широт составляют меньше 90°. Эти координаты все еще обознаются в градусах южной широты, так как расположены в Южном полушарии.

Поскольку Южный полюс не имеет долготы, трудно определить его время. Кроме того, время нельзя узнать по положению солнца на небе. Таким образом, для удобства на американской исследовательской станции Амундсен-Скотт используют Ново-Зеландское время (UTC+12:00).

Магнитный и геомагнитный Южный полюс

Подобно , Южный полюс также имеет магнитный и геомагнитный полюса, которые отличаются своим местом положения от географического Южного полюса. По данным Австралийского антарктического отдела, магнитный южный полюс - это место на поверхности планеты, где магнитное поле Земли имеет вертикальное направлении вверх. Эта точка лежит за пределами полярного круга. Из-за полярного дрейфа, полюс движется на северо-запад со средней скоростью около 10-15 км в год. Его текущее расстояние от географического Южного полюса составляет около 2900 км. В 2015 году Южный магнитный полюс находился на уровне 64,28° южной широты и 136,59° восточной долготы.

Геомагнитный Южный полюс определяется как точка пересечения между поверхностью Земли и осью магнитного диполя. По данным 2005 года, геомагнитный Южный полюс находился на отметке 79,74° южной широты и 108,22° восточной долготы. Это место находится вблизи российской научно-исследовательской станции Восток. Так как, магнитный диполь не считается точной моделью магнитного поля нашей планеты, геомагнитный Южный полюс не совпадает с Южным магнитным полюсом.

Кто открыл Южный полюс?

Роальд Амундсен и члены его экспедиции возле географического Южного полюса Земли

Хотя исследование Антарктиды началось в середине 1800-х годов, попытки исследования географического Южного полюса осуществились только в 1901 году. В этом году Роберт Фалькон Скотт предпринял попытку первой экспедиции от побережья Антарктиды до Южного полюса. Экспедиция "Дискавери" продолжалась с 1901 по 1904 год, и 31 декабря 1902 года достигла 82,26° южной широты, но дальше так и не продвинулась.

Вскоре после этого Эрнест Шеклтон, участвовавший в Экспедиции Скотта "Дискавери", предпринял еще одну попытку достичь Южного полюса. Эта экспедиция была названа Экспедицией "Нимрода", и 9 января 1909 года Шеклтон приблизился на 180 км к Южному полюсу, прежде чем вернуться назад.

Наконец, в 1911 году 14 декабря Роальд Амундсен стал первым человеком, покорившим географический Южный полюс. После открытия полюса Амундсен основал лагерь по имени Полихем и назвал плато, на котором находится Южный полюс, король Хакон VII. Cпустя 34 дня 17 января 1912 года Скотт, который пытался обогнать Амундсена, также покорил Южный полюс, но на обратном пути вся его экспедиция погибли от холода и голода.

После того, как Амундсен и Скотт достигли Южного полюса, люди не возвращались туда до октября 1956 года. В том году адмирал ВМС США Джордж Дуфек приземлился там, и вскоре после этого была построена станция Амундсен-Скотт в 1956-1957 годах.

С 1950-х годов большинство людей на Южном полюсе или вблизи него были исследователями и научными экспедициями. Поскольку в 1956 году была учреждена станция Амундсен-Скотт, исследователи постоянно укомплектовали ее, и в последнее время она была модернизирована и расширена, чтобы позволить большему числу людей работать там в течение всего года.

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…



Похожие публикации