Инженерные системы и сети в строительстве

Необычные подлодки. Необычные проекты военно-морского назначения

Минный заградитель проекта «632»

В середине прошлого века военные моряки Советского Союза заказали специальный корабль – подводный заградитель минного обеспечения. Над проектом поручили работать ЦКБ-18, и в 1956 году начались работы по проектированию подводного минного заградителя.

В связи с большой нагрузкой ЦКБ-18 над проектированием ракетных подводных лодок, проект подводного корабля, готовностью около 40 процентов, передают коллективу ЦКБ-16.
Исходя из требований проекта, подлодка должна была иметь дизельный двигатель и вмещать специального вооружения порядка 90 мин «ПЛТ-6», специально спроектированных для подводных кораблей, также должна была присутствовать возможность быстрого переоборудования заградителя в транспортную подводную лодку для транспортирования людей и перевозки масла, топлива и воды. Хранения специального вооружения осуществлялось по революционной технологии, расположения мин между отсеками.
К концу 1958 года проект подводного заградителя «632» был принят Государственной комиссией, но в семилетний план кораблестроения, начинавшийся в декабре 1958 года, проект не вошел, зато включили подводную лодку проекта «648». Все работы после утверждения семилетнего плана по проекту минного заградителя были остановлены, и в конце концов прекращены. Из основных причин не реализации проекта, большая стоимость аккумуляторных батарей и то, что подлодка проекта «648» могла выполнить все задачи решаемые проектом «632» и кроме этого могла выполнять еще и другие задачи подводного транспортирования.

1 – отсек размещения торпедного ; 2 – отсек для установки аккумуляторов; 3 – отсек личного состава; 4 - ЦП; 5 – отсек размещения минного вооружения; 6 – стеллажи для хранения мин;
7 – дизельный отсек; 8 – труба принятия и сброса мин; 9 – электромашинный отсек; 10 - кормовой отсек

Основные характеристики:
- водоизмещение 3.2 тысячи тонн;
- длина 85 метров;
- ширина 10 метров;

- автономность плавания 80 суток;
- экипаж подлодки 90 человек;
- средняя скорость 15 узлов;
- длительность плавания один месяц;
Вооружение:
- мины около 90 штук;
- минные устройства 4 единицы;
- 4 ТА калибра 533-мм;

4 ТА калибра 400-мм.
Транспортировка:
- людей до 100 человек;
- боеприпасы, грузы, продовольствие до 120 тонн;
- топливо до 130 тонн.

Ракетный катер подводного погружения «Дельфин»

Идею создания такого уникального проекта подал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время пребывания в Севастополе и осмотре военно-морской базы, Хрущев заметил стоящие рядом ракетные катера и подводные лодки и высказал идею по созданию погружаемого подводного флота при применении противником атомного оружия. Только потому, что идею подал сам Первый секретарь, проект, столь не совместимый по требованиям, продолжал упорно разрабатываться.

Проект, получивший номер «1231», поручили разрабатывать ЦКБ-19, для разработок и постройки опытных образцов ему передали морской завод города Ленинграда. Именно это послужило объединению ЦКБ-19 и Ленинградского ЦКБ-5 в дальнейшем в ЦКБ «Алмаз».
Разработка уникального корабля велась с большими трудностями, стоит заметить, что основные разработки делало катерное бюро, которому на ходу приходилось изучать проектирование подводных кораблей. Связать вместе надводный корабль и подлодку было трудно выполнимым занятием и конструкторам приходилось проявлять чудеса изобретательности и упрощения.

В соответствии с техническим заданием, полученным от военно-морского ведомства Советского Союза проект «1231» должен был использоваться для нанесения быстрых ракетных ударов по надводному транспорту противника в местах, близких к основным базам противника. Ракетные корабли должны были прибыть в заданный район и находиться в нем в погруженном состоянии и ожидать приближения надводных сил противника. При достаточном приближении противника ракетные корабли, всплывая, выходили на дистанцию нанесения ракетного удара, после чего уходили на большой скорости в подводном или надводном положении.

Работы по проектированию необычного корабля начались в начале 1959 году и закончились с уходом Никиты Хрущева с ведущих политических должностей в 1964 году. Никто точно сейчас сказать не может, чем закончились бы работы по постройке погружающего ракетного корабля, не уйди Никита Хрущев с должности Первого секретаря ЦК партии.

Основные характеристики:
- надводная скорость 38 узлов;
- подводная скорость 4 узла;
- экипаж корабля 12 человек;
- четыре крылатые ракеты комплекса «П-25»;
- приблизительная стоимость в 1960 году – 40 миллионов рублей;

Десантно-транспортная лодка проекта «717»

К 1962 году американский подводный флот совершает рывок в строительстве атомных подводных кораблей. Советский Союз пытается в срочном порядке догнать и перегнать основного конкурента в атомном кораблестроении.
Для получения статуса лидера Советский Союз начинает проектирование больших подводных лодок различного назначения. В 1967 году КБ «Малахит» получает техническое задание от военно-морского ведомства на проектирование подводной лодки для транспортировки десанта до 1000 человек и десятка единиц бронетехники для выполнения боевых задач.

КБ «Малахит» уже имело опыт разработки больших подводных кораблей проекта «664» и проекта «748».
Если бы атомоход был построен, он стал бы самым крупным подводным кораблем за всю . Водоизмещение 18 тысяч тонн, высота с пятиэтажный дом, длина равная 2-м футбольным полям – настоящий гигант подводного мира предназначался для транспортирования полка морской пехоты и различного вооружения и грузов до заданных районов высадки для захвата плацдармов на территории противника.
В соответствии с проектом, корпус субмарины был сделан из 2-х цилиндров. В отсеке центрального значения размещался личный состав лодки и десантных подразделений, количеством более одной тысячи человек. По бокам лодки в отсеках размещались донные мины в количестве до 400 единиц, расстановка которых по расчетам могла запереть в Норфолке весь состав шестого флота США. К 1969 году работы по проектированию лодки проекта «717» были закончены.
Но к тому времени Советскому Союзу срочно требовались субмарины с баллистическими ракетами для достижения военного паритета с США, все силы ЦКБ и судостроительных заводов были брошены на разработку и постройки атомных подлодок с ядерным вооружением. Все работы над морским левиафаном были приостановлены и в конце концом остановлены.

Основные характеристики проекта «717»:
- ширина 23 метра;
- глубина погружения до 300 метров;
- скорость хода 18 узлов;
- длительность автономного плавания 2.5 месяца;
Вооружение:
- шесть торпедных аппаратов;
- 18 противолодочных ракет;
- артиллерийские орудия 2 установки;
Транспортировка:
- полк морской пехоты с 4 БТР-60;
- батальон морской пехоты с 20 единицами бронетехники.

Проект «667М» - атомная субмарина «Андромеда»

В начале 80 годов у США начинают появляться атомные субмарины с ракетами «Томагавк» способные поразить цель на расстоянии в 2.5 тысяч километров. В Советском Союзе, в КБ им. Челомея вдогонку срочно разрабатывают комплекс «Метеорит-М». Крылатая ракета комплекса «ЗМ25» по скоростным показателям превосходила американский аналог «Томагавк» и имела назначение – уничтожение наземных объектов и целей противника.

Именно под этот ракетный комплекс начали проектные работы над переоборудованием подлодки проекта «667А», которая встала в строй ВМФ СССР в конце 1970 года. Работы проводились с 82 по 85 год на Северодвинском заводе. Был полностью заменен ракетный отсек, в новом отсеке располагались 12 ракет комплекса «Метеорит-М».

Подводный корабль получает новое обозначение «667М», номер «К-420», американцы назвали ее «Yankee-sidecar». В конце 1983 года входит в состав Северного флота, и через 30 дней начинаются боевые испытания ракетного комплекса. Ракеты не только точно ложились в цель, но и превышали все заявленные показатели, не было поломок и аварийных ситуаций.
В 1989 году после конверсии проект закрывают. Ракеты отстреливают, а субмарину используют как торпедную подлодку. В 1993 лодку ставят на длительное хранение.

Основные характеристики «Андромеды»:
- водоизмещение 7.7 тысячи тонн;
- длина 130 метров;
- ширина 12 метров;
- осадка 8.7 метра;
- глубина погружения 320 метров;
- скорость 27 узлов;
- экипаж 120 человек;
Вооружение:
- РК «Метеорит-М», боезапас 12 ракет;
- ТА калибра 533-мм;
- система управления РК «Андромеда».

Подводные баржи и танкеры

В 80 годах стала актуальной идея подводных барж и танкеров. В противостоянии между Ираком и Ираном всего за 2 года было уничтожено порядка 300 различных нефтяных судов и транспортов.

Западные страны и Советский Союз вынуждают охранять транспортные средства, и поэтому в СССР, в КБ «Малахит», начинает реализовываться проект атомной субмарины транспортного назначения.

К началу 1990 года были полностью готовы проекты танкеров и барж грузовместимостью до 30 тысяч тонн. Но из-за смены политического строя, развала СССР на отдельные государства, проекты подводных супертранспортников так и не были реализованы.
Возвращаться к идее подводных тяжеловозов начали сегодня из-за обострившихся случаев морского терроризма.
Подводный транспорт сможет доставить больше груза на глубине до 100 метров при скорости до 19 узлов. Команда подобных транспортников составит порядка 35 человек.

Для большинства подводная лодка – это невидимое страшное оружие. Но, как выяснилось, подводки служат не только для военных целей, они также приносят немалую пользу другим сферам жизни – в качестве исследовательских суден, для организации познавательных или развлекательных погружений. И если подводная лодка военного назначения всегда имеет традиционную форму и вид, то все остальные субмарины могут быть сколько угодно оригинальными. В нашем ТОПе вашему вниманию предлагается десятка самых необычных подводных кораблей.

№1. Hyper-Sub – если такая субмарина выходит на поверхность, то может за считанные минуты становиться скоростным катером. На проектирование и создание плавсредства похожего на технику Джеймса Бонда, инженеры компании Marion Hyper-Submersible Powerboat Design потратили 31 год, но разработка того стоила – она полностью изменила мнение о том, что такое настоящая современная субмарина. Как катер она достигает скорости 40 узлов в час, а как подводная лодка может погружаться на глубину до 80м. Стоимость 3.5млн.$.

№2. Желтая субмарина – «героиня» песни легендарной группы «Битлз», хотя они, наверное, не совсем представляли о какой именно «Желтой субмарине» поют. Двухместный аппарат может исследовать морские глубины на расстоянии до 300м, запас воздуха рассчитан на 6часовое погружение, оснастка включает в себя радиопередатчик высоких частот, галогенные лампы, GPS-навигатор, климат-контроль. Стоимость такой мини-подводки 2млн.$.

№3. EGO – это не совсем подводная лодка в прямом смысле слова, это небольшая лодка-катамаран, которая частично погружается под воду: кабина под водой, а остальная часть конструкции над водой. Лодка очень легка в управлении и довольно безопасна. С ее помощью можно наслаждаться красотой подводного мира, даже не умея плавать: обзорные крепкие стекла кабины создают максимальный радиус видимости. Наверное, прекрасно было бы поплавать на EGO в Красном море, где подводный мир необычайно красив.

№4. Seabreacher X – ее силуэт напоминает быструю акулу. Под водой лодка может двигаться со скоростью около 25миль/ч, а над водой 50миль/ч, при этом совершая головокружительные прыжки над водной гладью примерно на 4м. Оснастка лодки достойна восхищения – в ней есть все и даже немного больше. Лодка стала чрезвычайно популярна среди толстосумов, хотя их существует в мире пока только 10шт.

№5. Super Falcon – оригинальная разработка Грэма Хоукса в виде самолета. Стоимость такого подводного лайнера 1.5млн.$. Работу подводки обеспечивают электрические батареи, у нее есть винт заднего хода, вместимость – 2 человека, и самый большой недостаток «черепашья» скорость 3.5 м/минуту.

№6. Scubster – подводная лодка на педальной тяге. Материал, из которого изготовлена субмарина – углеродное волокно. При достаточно хорошей физической форме «гребца» лодка может разогнаться до 6миль/ч, максимальная глубина погружения 6м. Лодка создана специально для того, чтобы принимать участие в соревнованиях между подводками подобного класса. Более экологичной субмарины не существует, плюс неплохой тренажер для пресытившегося жизнью миллионера.

№7. Подводка-корыто – еще одна «педальная» субмарина. Конструкцию этого «корыта» создал подросток 14 лет из Швейцарии Арок Краер. Он приступил к созданию собственной подводной лодки в 10 лет и закончил к 14годам. Материалом для изготовления лодки стали, отслужившие свое свиные кормушки – старые корыта.

№8. Немо-100 – персональная подводная лодка от немецкой компании Nemo Tauchtouristik. Рассчитана она на 2-3 человека, имеет систему обеспечения кислородом достаточным для суточного пребывания под водой, выпуклые иллюминаторы, для наилучшего обзора.

№9. Наутилус – подводная лодка класса «люкс». Она предназначена для спуска с таких же яхт элит-класса, которые обычному человеку даже представить сложно. Наутилусу не страшен обстрел и прочие «мелочи», а чтобы время в подводном мире не текло так медленно, можно занять себя напитками из мини-бара, расположенного на борту субмарины.

№10. Нимфа – принадлежит она миллиардеру, занимающемуся космическим туризмом, имеющему собственныее авиалинии и остров Ричарду Брендсону. Этот богатейший человек фанат экстремальных видов путешествий, он даже облетел весь земной шар на воздушном шаре. Его последнее увлечение субмарина Нимфа, базирующаяся на его острове Некер. Нимфу спроектировал для него знаменитый Грэм Хоукс. Лодка может погружаться на 30м, а удовольствие это доступно всем у кого есть 25000$ за аренду – миллиардер сдает Нимфу внаем всем желающим.

Первую субмарину построил нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббель. Сделал он это еще в 1620-м. За прошедшие почти 400 лет новых подводных лодок наштамповали неимоверное количество. Но далеко не все они были толковыми. Об этом и расскажем.

Источник: wikipedia.org

Субмарины французского врача

Французский врач Жан-Баптист Петит имел довольно крутое хобби: собирал собственные экспериментальные субмарины. Делал это еще в начале XIX века. В одной из этих своих субмарин врач и задохнулся. Дело было 5 августа 1834 года, в проливе Ла-Манш, неподалеку от Сен-Валери-сюр-Сомм. Подлодка с Петитом на борту успешно опустилась на дно, так же успешно и не всплыла.


Источник: wikipedia.org

Страна-производитель — нацистская Германия. Подлодка — высокотехнологичное чудо техники (очень даже в стиле Третьего Рейха). Вот только был один страшный недостаток: таким же высокотехнологичным у нее был и гальюн (так на флоте называется туалет). К этому гальюну прилагалась довольно сложная инструкция. Если все делать согласно оной — то нечистоты под высоким давлением выбрасываются прямо в воду → все счастливы.

Как-то во время спец.задания эту инструкцию проигнорировал капитан корабля Карл Шлитт. Итог: океанская вода попала в аккумуляторный отсек → начал выделяться хлор → экипаж стал задыхаться → подлодка всплыла → подлодка попала под бомбардировку британской авиации. Занавес.


Источник: wikipedia.org

Осенью 1915-го...

Почти 100 лет назад американский исследователь Уильям Дено прокладывал подводный кабель по дну реки Чикаго. Прокладывал так, что наткнулся на застрявшую в иле утопленную и довольно странную субмарину. Спустя три месяца ее подняли, на борту нашли останки человека и собаки. Что это за подлодка и кто этот покойник — до сих пор остается загадкой.


Источник: wikipedia.org

Resurgam

Джордж Гаррет — британский священник-изобретатель, живший и творивший на территории США. В 1879-м он построил субмарину Resurgam, тут же презентовал ее военным и властям. Они подлодку забраковали. Мол, аппарат крайне нестабильный. И таки да: уже на первых испытаниях изобретение не всплыло.

Тогда Гаррет переключился на шведов: заключил контракт с тамошней компанией Nordenfeldt. Эта фирма и помогла ему построить еще три субмарины. Одну из них купила Греция, вторую — Турция. Третью — чуть не купила Россия.


Источник: wikipedia.org

Британская субмарина-авианосец. На ее борту имелось небольшое нечто вроде кукурузника, взлетающее с помощью катапульты. Идея, вроде, была неплохой. Но был косяк: М2 строилась на основе подлодок класса К. Судна сего класса отличались нестабильностью, ненадежностью, постоянными неполадками и т.д. HMS M2 — тоже. Она постоянно ломалась. История закончилась тем, что в январе 1932-го аппарат вместе сто своим кукурузником затонул в заливе Лайма.


Источник: wikipedia.org

USS Alligator

Первая подводная лодка ВМФ США, созданная в 1862 году французским инженером-конструктором Брутусом де Вильруа, принимавшая участие в Гражданской войне в США. Сперва называлась Propeller, но потом из-за цвета и торчащих весел ее переименовали угадай как.

Цель создания подлодки — завалить Virginia (броненосец Конфедеративных Штатов Америки). Но корабль лодки не дождался, затонул без нее. А в 1863-м Alligator при очень печальных обстоятельствах отправилась вслед за броненосцем:

  • во время сильного шторма ее отцепили от корабля: балластом была, мешала и тянула ко дну.


Источник: wikipedia.org

Intelligent Whale

Еще один зверь времен Гражданской войны США.

  • Схема погружения на дно: выбрасывались два якоря.
  • Схема атаки: водолазы выплывали наружу и расставляли мины.

Известно, что несколько раз этот зверь тонул, вместе в экипажем. Его поднимали, восстанавливали и снова пытались отправить в бой. В последнем Intelligent Whale так и не побывал.


1963 год. Соединение Военно-морских сил США во главе с авианосцем «Уосп» проводит очередные учения, на этот раз в южном углу печально знаменитого Бермудского треугольника, в районе острова Пуэрто-Рико. Задача обычная — поиск и преследование подводных лодок условного противника.

Уже с самого начала маневра гидроакустики засекли необычную подводную цель. И тут обнаружилась странная вещь: достигнуть субмарину было невозможно. Она шла со скоростью 150 узлов — почти 300 километров в час . И это под водой, где самые лучшие современные подводные лодки дают не более одной трети такой скорости.

Но фантастической скоростью тут дело не ограничилось. Странная субмарина за считанные минуты умудрялась нырять на 6 километров и вновь подниматься почти к поверхности. Так глубоко могут опускаться только специальные аппараты, но на спуск-подъем у них уходят часы, а никак не минуты.

Может быть, это какие-то крупные животные, которые оказались рядом со скоростными субмаринами? Вряд ли. Даже кит не может погрузиться на такие глубины за минуты, а тем более секунды.

Как будто понимая свое превосходство, загадочный объект даже не пытался скрыться и крутился около военных кораблей четверо суток. Маневренность у подводного призрака была фантастическая, инерция практически отсутствовала. Бомбить его не решились.

Но такую попытку за три года до этого предприняли военные моряки Аргентины. Они в своих территориальных водах засекли огромные и необычные подводные лодки. Одна лежала на грунте, другая описывала возле нее круги. Противолодочные корабли сбросили на нарушителей границы тонны глубинных бомб. Однако добились только одного. Подлодки с огромными рубками всплыли и с невероятной скоростью начали уходить.

Был открыт артиллерийский огонь. Субмарины ушли под воду. Увиденное на экранах гидролокаторов ошеломило гидроакустиков. Сначала количество подлодок удвоилось, а потом их стало шесть. Погоня ничего не дала! Таинственная флотилия, развив невероятную скорость, скрылась в глубинах Атлантики.

Год 1964-й. Подобные только что описанным объекты встречаются в Средиземном море, а через год — у берегов Австралии, а также Новой Зеландии. Это были эллипсы, похожие на металлические конструкции, длиной 30 и шириной 15 метров. Их не раз наблюдали местные рыбаки на небольшой глубине среди подводных скал. Обычным субмаринам попасть туда было просто невозможно. Поражало другое — у этих объектов не было ни винтов, ни люков.

Загадочные подлодки видели в самых разных местах. Очевидцев поражало, что при их движении не возникало ни водоворотов, ни сопутствующих струй.

Все это не могло не волновать военных. Кое-кто начал усматривать связь между ними и гибелью боевых субмарин. Так, за четыре месяца 1968 года при загадочных обстоятельствах в мире погибли четыре подводные лодки.

В январе 1968 года — в Средиземном море израильская «Дакар» и французская «Минерва», в марте в Тихом океане советская «К-129», в мае бесследно исчезает гордость американского подводного флота атомоход «Скорпион». И что характерно — в трех случаях вблизи подлодок были зафиксированы таинственные движущиеся объекты.

Было и другое. Во время военно-морских учений в районе Индонезии подводная лодка США обнаружила рядом с собой неизвестное подводное судно. Ошибка командира американской подлодки привела к столкновению. Произошел сильный взрыв. Оба корабля затонули. С корабля сопровождения спустили поисковую команду. Успели найти и доставить наверх что-то похожее на кусок листовой обшивки.

И здесь произошло непонятное. Акустики сообщили, что в районе катастрофы появилось по крайней мере 15 неизвестных субмарин. Они заблокировали место гибели подлодок не только для остальных кораблей, но и для всех типов локаторов, создав нечто наподобие непроницаемого купола.

Через несколько часов сигналы от таинственных объектов исчезли, а на месте катастрофы не было найдено ничего, даже остатков потерпевшей катастрофу американской подлодки.

Анализ поднятых фрагментов показал, что состав их металла ученым не известен, а некоторые его элементы на Земле не встречаются вовсе. Любые утечки этой информации Пентагоном и конгрессом США пресекались в корне.

1960-е. В разгаре холодная война. Противостояние США и СССР в Северной Атлантике принимает почти открытый характер. В условиях строжайшей секретности командование НАТО готовит в Северной Атлантике специальную операцию. Задача поставлена жестко: прекратить проникновение советских подводных лодок и самолетов в территориальные воды и воздушные пространства стран НАТО.

В конце концов дело дошло до прямых боевых действий. Осенью 1972 года норвежские Военно-морские силы совместно с натовскими кораблями бомбят свою туристическую жемчужину — двухсоткилометровый Согнефиорд. Четыре десятка кораблей и авиация пытаются «выдавить» подводных нарушителей на поверхность.

Временами таинственные объекты всплывают и самостоятельно, и наблюдатели не раз фиксировали появляющийся на поверхности длинный черный корпус.

Вскоре события принимают другой оборот. Над горами Скандинавии неожиданно появляются желтые и зеленые неопознанные летающие объекты, а над фиордами иногда видели вертолеты — черные и без опознавательных знаков. На высочайших скоростях они совершают немыслимые маневры.

За всем этим с величайшим напряжением наблюдают не только военные, но и сотни местных жителей. Электронная техника на противолодочных кораблях выходит из строя. В результате неизвестные подводные объекты незамеченными выскальзывают из заливов. После этой бесславной затеи норвежские власти заявили, что это были, вероятно, не подводные лодки.

В 1980-е годы сообщения в скандинавских газетах напоминали военные сводки. За четыре месяца 1986 года неизвестные субмарины 15 раз вторгались в шведские территориальные воды.

Вспоминает адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин , с 1981 года — начальник Главного штаба ВМФ, в 1985 —1992 годах — главнокомандующий ВМФ:

«Они поступали следующим образом. Обнаруживают неизвестную подводную лодку в заливе, перегораживают этот залив сетями, ставят мины, даже бомбят или стреляют ракетами.

Установленные мины кем-то подрывались, ракеты результата не давали. Самую свою новейшую торпеду тоже пускали, чтобы уничтожить подводную цель. Торпеда промахнулась и затонула. Была организована целая операция, чтобы найти и вернуть эту сверхсекретную торпеду.

Назревал серьезнейший международный конфликт. Результатом этого ажиотажа было предъявление общественности записей каких-то звуков, похожих на шумы подводной лодки. Потом была акция по доказательству того, что эти шумы не имеют отношения к подводным лодкам.

Америка, так же как и Аргентина, в итоге поняла, что к описанным выше подводным инцидентам Россия никакого отношения не имеет, и даже официально заявила об этом. Дело в том, что ее разведка не раз сообщала о, казалось бы, совсем невозможных вещах.

Например, о том, что эти объекты сочетали в себе качества самолета и подводной лодки. Не раз они вылетали из-под воды буквально под носом у противолодочных крейсеров и на сверхзвуковой скорости уносились в небо.

Однако западная пресса продолжает разыгрывать советскую карту, упорно твердя о подводной “руке Москвы”.

В 1981 году подлодка Балтийского флота С-137 из-за поломки радиопеленгатора сбилась с курса и села на мель у берегов Швеции. Власти и пресса говорили о том, что эта подводная лодка не могла случайно туда прийти. И мы после этого доказывали, что она пришла туда случайно.

После этого инцидента советским подлодкам было запрещено подходить к чужим территориальным водам ближе чем на 50 километров. Они строго выполняли приказ. А подводные призраки продолжали досаждать скандинавам.

Они верят в то, что вот эта Россия — холодная, небритая, волосатая, хочет проглотить такую ухоженную, сытую, маленькую Швецию. Пресса публикует снимки странных следов, обнаруженных на дне у берегов Швеции. Предполагают, что их оставляют какие-то сверхмалые советские подводные лодки-танки, которые бегают на гусеницах.

И в конце концов они меня достали, вот эти журналисты, своими утверждениями, что мы там суетимся и бегаем по дну и даже проникаем в какие-то магистрали диаметром около полутора метров, ведущие к какому-то там конкретному унитазу.

Все попытки советских моряков доказать свою непричастность к происходящему натыкались на стену непонимания и подозрительности. Пресса продолжала свою линию: это русские, и больше никто. И вот собрал я как-то журналистов, отвечаю на их вопросы, и в конце говорю:

“Вот я, как главнокомандующий Военно-морским флотом СССР, обращаюсь к вам и через вас к вашим правительствам, чтобы вы поймали нашу подводную лодку, уничтожили ее там, и я вам скажу спасибо за то, что вы это сделали и показали нам какие-то остатки нашей подводной лодки, и я вам объявлю благодарность за то, что вы нас уничтожили” ».

После распада СССР Швеция выразила уверенность, что новые советские лидеры снимут гриф секретности с соответствующих досье. Однако никаких сведений о каких-либо подобных операциях советских подводных лодок в досье не оказалось. Россия еще раз заявила, что у нее в территориальных водах скандинавских стран интересов нет. При этом Борис Ельцин намекнул, что виноват кто-то другой. Но кто?

В 1995 году шведский парламент создал специальную комиссию с задачей — разобраться с подводными фантомами. И тут оказалось, что статистика по этому делу обширна — задокументировано около 2000 случаев!

По мнению шведов, странности проявления и высочайшая маневренность неизвестных объектов исключают их принадлежность к обычному подводному флоту, и причины надо искать в ином происхождении этих объектов.

«При нынешнем развитии техники такого ни у кого нет и сегодня быть не может. Но это не означает, что этого не может быть в принципе».

Владимир Ажажа, из книги "Подводные НЛО"

PS. Западная истерия с российскими неуловимыми и невидимыми подводными лодками повторилась в 2014 и 2015 годах. 19 октября 2014 года шведский контр-адмирал Андерс Гренстад заявил об "иностранной подводной деятельности" в Стокгольмском архипелаге. В это же время в прессе появились фотографии предполагаемой подводной лодки (в надводном положении) у фьордов Швеции.

Хотя фотография мало кому казалась убедительной, охота на призрачную подлодку в Швеции продолжалась целую неделю. Власти страны провели крупнейшее развёртывание военного персонала со времён холодной войны, чтобы узнать, кто и что стоит за предполагаемой иностранной подводной деятельностью в районе Стокгольмского архипелага. Шведские военные целую неделю усердно занимались поисками, а СМИ тем временем устроили настоящую истерику вокруг того, что в шведских территориальных водах прячется якобы русская субмарина.

24 октября 2014 года поиски иностранной подводной лодки в водах Швеции были завершены. Операция обошлась Стокгольму в $3 млн, но так и не дала результатов.

В январе 2015 года британские СМИ освещали операцию поиска у берегов Шотландии русской подводной лодки, якобы следившей за атомным ракетоносцем типа Vanguard. Тогда минобороны Великобритании обратилось за помощью к американским коллегам. Ничего не нашли.

В ноябре 2015 такую же неуловимую российскую субмарину снова искали у берегов Шотландии. Великобритания даже запросила помощь французских и канадских ВВС в поиске российской подлодки. Результат опять был нулевой.

Подводные лодки - страшное и скрытное оружие, которое первоначально находилось на вооружении военных. Однако со временем оказалось, что не только они нуждаются в скрытном средстве для перемещения. Достаточно только вспомнить капитана Немо и его Наутилус. Его субмарина заметно выделялась из всего того, что мог на тот момент предложить научно-технический прогресс.

И если у военных форма подводных лодок уже традиционна, выполняя вполне определенные задачи, но гражданские могут позволить себе пофантазировать. Именно мирным целям и служат самые необычные субмарины. Одни аппараты проводят уникальные исследования, а другие просто служат способом развлечься. Расскажем ниже о десяти самых необычных подводных лодках.

Hyper-Sub. В своем надводном положении эта субмарина быстро трансформируется в скоростной катер. Казалось, что раньше такие устройства были доступны только супер-шпионам, наподобие Джеймса Бонда. Думается, и он бы не отказался в одной из своих миссий использовать этот быстрый катер, способный к тому же плавать под водой. Такой аппарат стоимостью в 3,5 миллиона долларов выпустила компания Marion Hyper-Submersible Powerboat Design. Чтобы разработать, а затем и создать свое творение инженеры потратили целый 31 год! Зато, поступив в продажу, он буквально перевернул представление о том, что вообще должны уметь персональные субмарины. В качестве катера Hyper-Sub разгоняется до 40 узлов, а погрузившись под воду аппарат может достичь глубины в 80 метров.

Желтая подводная лодка. Это устройство знаменито само по себе, будучи воспетым легендарными "Биттлз". Едва ли они представляли, что поют о такой подводной лодке. Она вмещает всего двух человек, зато может погружаться на глубину до трехсот метров. Исследователям морского ландшафта внутри субмарины хватит воздуха на шесть часов. Лодка оснащена по последнему слову техники - есть там и галогенные лампы, высокочастотный радиопередатчик, GPS-навигатор. А внутри округлой стеклянной сферы установлен климат-контроль, чтобы сделать подводное путешествие максимально комфортным. Лодка кажется миниатюрной, но заплатить за "игрушку" придется целых 2 миллиона долларов.

EGO. Эта подводная лодка с технической лодкой таковой не совсем и является. Тем не менее на этой компактной лодке-катамаране можно путешествовать под водой. Кабина устройства всегда находится в подводном положении, а вот верхняя часть, принадлежащая катамарану всегда над водной гладью. Такая конструкция заметно снижает риски при осуществлении подводных путешествий, да и управлять устройством совсем не сложно. Создала такое устройство компания Raonhaie, которая говорит, что с ее катамараном можно изучать подводный мир, даже не умея плавать. Чтобы полностью обеспечить безопасность, все стекла в подводном блоке выполнены из крепкого акрилового стекла. Лобовое стекло очень большое, как и боковые иллюминаторы. Таким образом у пассажиров есть отличная возможность рассмотреть рыб и кораллы, оставаясь сухими. Самое место такой субмарине - в Красном море, с его красивейшим подводным миром.

Seabreacher X. Это вторая лодка в серии персональных продуктов данного производителя. Если первая за основу своей формы взяла игривых дельфинов, то вторая предпочла использовать силуэты стремительных акул. Субмарина в подводном положении разгоняется до 25 миль в час, а в надводном может плыть в 2 раза быстрее. При этом она еще и выпрыгивает над водой на 4 метра. С технической точки зрения лодка обеспечена по последнему слову техники. В ее перископ встроена видеокамера. Она может передавать изображение на мониторы внутри субмарины. Естественно, есть тут и GPS навигатор, чтобы отображать местоположение, а также бортовая аудиосистема. Производитель выпустил всего 10 таких "хищных" подводных лодок. Учитывая интерес к ним, стоит ожидать, что их всем не хватит.

Super Falcon. Кто сказал, что подводная лодка должна быть стандартно вила. Морской инженер Грэм Хоукс создал свое творение, сделав его похожим на самолет. Естественно, лодка персональная, мало кто способен выложить за нее 1,5 миллиона долларов. А работает она от электрических батарей. У субмарины есть заднеприводной винт, который больше напоминает обычный вентилятор. Именно он и обеспечивает ход лодки. Батарея дает питание в 48 Вольт. Super Falcon может принять на борт двух пассажиров. Только вот скорость перемещения до обидного мала - всего 3,5 метра в минуту.

Scubster. Французский инженер Стефан Роусон посчитал, что лодке вообще не нужны какие-либо двигатели. Ее движение должен обеспечивать сам хозяин, используя для этого педальную тягу. Сама же субмарина сделана из углеродного волокна. Ее задача - участие в международных гонках субмарин такого класса. Непрерывное кручение пилотом педалей способно разогнать подводную лодку до шести миль в час, а опускаться она под воду может на глубину не более шести метров. Пускай лодка и необычная, зато она уж точно самая экологичная. Ведь никакого топлива ей и не требуется. Да и вращение педалей способно добавить здоровья какому-нибудь заплывшему жиром миллионеру.

Лодка-корыто. И эта персональная лодка двигается с помощью педальной тяги. Только вот ее создатель не заканчивал университетов и не получал специального образования. Конструктором разработки выступил 14-летний швейцарский подросток Арок Краер. Начав строить собственную лодку в 10 лет, через 4 года он завершил проект. Для создания субмарины применялись весьма необычные части - железные корыта, из которых ранее кормили свиней.

Немо-100. Лодку с таким названием создала немецкая компания Nemo Tauchtouristik. Ее продукт является персональным. Предполагается, что Немо должен перевозить 2-3 туриста. Здесь применяется целая система обеспечения воздухом, которая позволяет находиться под водой целые сути. Чтобы люди могли наилучшим образом рассмотреть панораму подводного мира, используются выпуклые стеклянные окна. Создатели говорят, что в такой лодке туристы могут представить, что чувствовал капитан Немо.

Наутилус. И эта лодка связана с героем Жюля Верна. Однако в такой персональной субмарине и почувствовать себя Немо сможет далеко не каждый. Наутилус является аппаратом люксового уровня, его запускают с яхт такого же недостижимого для обычного туриста класса. При проектировании конструкции инженеры советовались с военными консультантами. Теперь пилот знает, что если его лодка вдруг окажется в зоне обстрела, внутри ему ничего не угрожает. А чтобы скоротать время в подводном мире, Наутилус оснащен минибаром и качественной стереосистемой.

Нимфа. Пожалуй, нет ничего удивительного, что миллиардеры создают себе подводные лодки по своему вкусу. Там и произошло с Ричардом Бренсоном. У него есть свои собственные авиалинии, он развивает космический туризм, приобрел в личное пользование еще и свой остров. Богач славен своей любовью к экстремальным путешествиям, можно упомянуть хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре. Теперь он купил себе еще и персональную подводную лодку. Ее базой является личный остров Бренсона - Некер. А называется субмарина - "Нимфа". Автором проекта выступил уже упомянутый Грэм Хоукс из компании Океанические технологии Хоукса. "Нимфа" может нырять на глубину до 30 метров. Но сам миллиардер разрешает покататься на ней всем желающим. Для этого надо приехать на его остров Некер в Карибском море и заплатить за аренду 25 тысяч долларов. Это даст возможность изучить прибрежный подводный мир.



Похожие публикации