Инженерные системы и сети в строительстве

Чокан уалиханов краткая биография. Чокан Валиханов: биография

За свою недолгую жизнь Шокан Уалиханов (Шоқан Уәлиханов) много путешествовал, изучал быт и культуру кочевых народов. Известный казахский ученый и исследователь оставил после себя богатое наследие. Изучим биографию Шокана Уалиханова: в ней много интересного.

Шокан Уалиханов: биография ученого

При рождении Шокан Уалиханов был назван Мухаммедом-Канафия. Чоканом его нарекла мать. Впоследствии это стало псевдонимом. Он родился в 1835-м на территории орды-зимовки Кунтимес в Омской области царской России (сейчас это поселок Костанайской области Казахстана).

Если проследить этапы жизни Уалиханова, то поражает богатство интересов ученого, преданность делу:

  1. Шокан провел детство в степи, а начальное образование получил в своем родном поселке в частной школе (1842–1847 гг.). Там обучался языкам: арабскому, персидскому, казахскому, а также рисованию, восточной поэзии. Его отец - Шынгыс (Чингис) Уалиханов - служил старшим султаном в округе, пребывал в чине полковника. Он был образованным человеком и содействовал изучению местного фольклора, бытового уклада жизни.

Шокан происходил из знатного рода. Его дед - один из многочисленных сыновей Абылая - последнего хана Среднего жуза. Бабушка Айганым была образованной женщиной, знала несколько языков. И бабушка, и отец привили мальчику любовь к обучению и изучению традиций своего народа.

  1. Шокан Уалиханов поступил в Сибирский кадетский корпус, расположенный в Омске, где обучался в 1847–1853 гг. Именно здесь он нашел друзей и наставников в лице выдающихся поэтов, писателей, географов, историков, знаменитых путешественников и ориенталистов.

Кадетом Шокан выучил французский и немецкий языки. Он увлекся путешествиями и задался целью открыть всему миру неизведанную Азию, ее культуру. Благодаря личной симпатии учителя истории Гонсевского получил доступ к его большой библиотеке.

В ноябре 1853-го Шокан завершил обучение, получил чин корнета, его зачислили в императорскую армию. Дальнейшая биография Шокана Уалиханова была предопределена - это соответствовало семейным традициям и полученному образованию.

  1. 18-летним Шокан Уалиханов поступил на службу к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду. Он выполнял функции канцеляриста и историографа. По работе ему предоставили полный доступ к Омскому архиву. Он даже получил право брать домой для изучения различные исторические материалы. Это помогло исследователю узнать многое по географии, истории и экономике тюркских стран.

Великий путешественник, ученый, разведчик и офицер умер в апреле 1865-го в ауле Тезека (урочище Коген-Тоган). За пару лет до смерти духовно истощенный Шокан переселился в Тезек, расположенный в Алтын-Эмельском округе. Здесь он женился на Айсары - кузине местного султана.

По официальной версии, причина смерти молодого дипломата - туберкулез в открытой форме. Правда, некоторые историки ставят этот факт под сомнение, указывая на нестыковки. Так, имели место какие-то происки его недоброжелателей, которые мешали продвижению Уалиханова по службе.

Шокан Уалиханов - ученый, путешественник, просветитель

В 1855-м по поручению Гасфорда Шокан отправлялся в поездки по отдаленным районам державы. Он побывал в Семиречье, Коканде. Каждая из поездок была подробнейшим образом описана.

Служба в армии не мешала ему проводить исследования, а наоборот, способствовала им. Так, направившись в разведывательную миссию в Кашгарию, он параллельно совершал географическое путешествие. Впоследствии в его трудах этот период описан как Кашгарская экспедиция. Затем были поездки на озеро Иссык-Куль, в китайский Кульджу, поселения Восточного и Западного Туркестана.

Будучи адъютантом (1855–1856 гг.), изучил родословную казахов - сопоставил данные, найденные в летописях, писаниях разных народностей. Но работу не завершил. В то же время зарисовал памятник над могилой матери Джубан-батыра. Впоследствии надгробие отреставрировали по этому наброску.

В 1857-м досрочно по протекции Гасфорда повышен до чина поручика. По долгу службы сопровождал полковника Хоментовского в его дипломатической командировке за реку Или. По дороге встретился с Достоевским и помог ему переправить в Санкт-Петербург оду, посвященную коронации царя.

В дороге по киргизским землям Уалиханов услышал местную легенду о богатыре Манасе и записал первую часть посвященного ему эпоса. Также записал еще ряд киргизских сказаний и былин, сделал ряд зарисовок. Командировка длилась полгода.

Затем Шокан Уалиханов отправился в Кульджу. Цель поездки - наладить русско-китайские торговые связи. В это время он изучал культуру и жизненный уклад китайцев.

По возвращении из экспедиции Шокан Уалиханов вошел в состав Русского географического общества. В это же время были впервые опубликованы исследования о киргизах.

Активная деятельность Уалиханова была разносторонней:

  1. Летом 1858-го 22-летний Шокан отправился в свою первую научную экспедицию в Кашгар и одновременно выполнял разведывательную функцию. Для маскировки он переоделся купцом и взял имя Мусабая Тухтубаева. Он собрал сведения о кишлаках, дорогах Алтышахара (так называли местность уйгуры), населении, климате и экономике. Здесь впервые получил достоверные сведения о казни немецкого исследователя А. Шлагинтвейта. Экспедиция длилась 11 месяцев. По возвращении написал отчет, который впоследствии высоко оценили востоковеды.
  2. В 1859–1861 гг. служил в Генштабе, Азиатском отделе МИДа в Санкт-Петербурге. В это время составлял географические карты Средней Азии, помогал ученому Риттеру готовить к публикации его труды, читал лекции. Ненадолго съездил в Париж для публикации своих географических открытий и статей о Казахстане.
  3. В 1861-м истощенный физически и морально перебрался в родной аул. Здесь он получил сильную поддержку, но проиграл выборы и не смог занять пост старшего султана округа Атбасара. Несмотря на политически подстроенный проигрыш, Шокан, благодаря поддержке губернатора, принял участие в разработке судебной реформы, совершенствовании системы местного самоуправления.
  4. В 1864-м участвовал в походе на Западный Туркестан в качестве переводчика и дипломата в чине штабс-ротмистра. Его целью было наладить дружеские отношения с местным населением и устранить споры о пастбищах между казахскими и киргизскими землевладельцами. Но Уалиханова возмутили действия военных по отношению к мирному населению в Пишпеке и Аулие-Ата. В результате Шокан ушел со службы. По другой версии, это был дипломатический ход, чтобы перебросить разведчика к границе с Китаем.

Научное наследие Ш. Уалиханова огромно:

  • «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды»;
  • «Тенгри»;
  • «Письмо профессору И. Н. Березину»;
  • «Ханские ярлыки»;
  • «Образец причитаний»;
  • «Песня об Алае»;
  • «Киргизское родословие»;
  • «О формах казахской народной поэзии»;
  • «Исторические предания о батырах XVIII века»;
  • «Дневник поездки на Иссык-Куль»;
  • «Дневник поездки в Кульджу»;
  • «Очерки Джунгарии» и другие.

В 1961 году, а затем в 1972-м Академия наук Казахстана издала пятитомник сочинений Шокана Уалиханова на русском языке. В них поражает такая особенность, как органический сплав стиля ученого и писателя-художника.

Жизнь и смерть Шокана Чингисовича полны загадок. Его служба в царской армии, выполнение различных поручений разведывательного характера, научные исследования и творчество - все это вместилось в 12-летнюю деятельность.

Его труды бесценны: они сыграли огромную роль в изучении культуры народов Средней Азии. Также Шокан Уалиханов сыграл знаковую роль, выступая посредником при урегулировании различных межнациональных конфликтов.

Значение деятельности Уалиханова для казахского народа огромно. Он описал культуру и быт своих соотечественников, собрал и передал общественности данные о местных обычаях, экономическом устройстве жизни кочевых народностей.

Место смерти:

урочище Кочен-Тоган, Алтын-Эмель, Семиречье

Отец:

Чингис Валиханов

Мать:

Зейнеп Чорманова

Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов (каз. Шоқан Уәлиханұлы , настоящее имя - Мухамме́д-Хана́фия, ноябрь , Кокчетавский уезд, Акмолинская область , Российская империя - 10 апреля , урочище Кочен-Тоган) - казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик.

Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества , также выходили в Берлине (1862), в Лондоне (1865) и вошли в 6-й и 7-й тома (1878-1879) 19-томной французской Всеобщей географии ("La Nouvelle géographie universelle") Элизе Реклю .

Этапы жизни

  • 1853 - Окончил кадетский корпус в Омске , где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным . Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско , назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте.
  • 1854 - Знакомство с ссыльными «петрашевцами » писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым .
  • 1855 - Первая поездка в Семиречье .
  • 1856 - Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль . Поездка в Кульджу . Знакомство с ученым-путешественником Семёновым-Тян-Шанским . За отличие на службе произведён в поручики .
  • 1857 - Избран в действительные члены Императорского русского географического общества . Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар .
  • 1858, 28 июня - Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар .
  • 1859, 12 апреля - вернулся с караваном в укрепление Верное .
  • 1860 - В начале года приехал в Петербург . Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры , награждён орденом Св. Владимира .
  • 1860 - краткая поездка в Лондон и Париж.
  • 1861, май - Возвращение на родину из Петербурга.
  • 1862 - Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором.
  • 1863 - Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе.
  • 1864, март - июнь - Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства . Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье .
  • 1865, 10 апреля - Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза.

Валиханов и Достоевский

Чокан познакомился с Федором Ивановичем Достоевским в доме Ольги Ивановны Ивановой, дочери декабриста Анненкова. Через год Чокан нашёл Достоевского в Семипалатинске, куда того отправили на солдатскую службу.

«Я никогда ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам» (из письма Достоевского Валиханову).

Киргизский эпос «Манас»

Чокан Валиханов

В первом путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского языка, записано и переведено много местных былин и песен. Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, - эпоса «Манас ». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Валиханов оценил его как выдающееся произведение восточной устной традиции, киргизского фольклора. Он назвал "Манас" "степной Илиадой". А продолжение «Манаса» - поэму «Семетей» - он охарактеризовал как восточную «Одиссею». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа».

Валиханов как художник

Чокан Валиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создавал также станковые рисунки и акварели («Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.).

Экспедиция в Кашгарию

Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло , в XVII веке - некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века - англичанин, чьи имя и судьба остались неизвестными, и немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта , Адольф Шлагинтвейт , исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию . Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре , рассматривался ими как шпион и подлежал смертной казни.

В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или , купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.

Во время пребывания в Кашгарии Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике . Он установил подробности гибели в Кашгаре Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.

12 апреля 1859 года , через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный . По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке.

Жизнь в Петербурге

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В 1860 году по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.

Пребывание в Петербурге (он пробыл там больше года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе - всё это составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский . В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским . Среди его Петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова.

По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) Валиханов в этот период на короткое время съездил в Лондон и Париж , возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географических обществ Великобритании и Франции.

Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана, и он вынужден был вскоре покинуть столицу и вернуться на родину.

Деятельность в Омске

Переехав в Омск , Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, внёс ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманствах в степи», «О кочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе» и др.

Участие в походе Черняева

Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье . Но юг современного Казахстана тогда находился под властью Кокандского ханства . Россия продолжила завоевание Туркестана , направив свои войска на эти земли, населенные казахами. Чокан Валиханов принял участие в этом походе, чтобы способствовать освобождению соплеменников от кокандского ига.

В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.

Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, он подал в отставку и вернулся в Семиречье.

Смерть

Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля. Там он женится на Айсары, сестре султана Тезека. Чокан успевает написать последнюю статью о восстании дунган в Синьцзяне («Русский инвалид», № 51, 1865), но его застарелая болезнь обостряется и вскоре он умирает. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».

Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский писал о нём: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

«Его имя не исчезнет в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов» (Ф. М. Достоевский).

Память

  • На месте захоронения Чокана Валиханова (бывший Кербулакский район Талдыкорганской области) в 1988 году был построен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель » с мемориальным музеем Валиханова.
  • В Казахстане ему установлены три памятника. Один - в Алма-Ате перед зданием Академии Наук КазССР , он был открыт в 1969 году и венчает улицу его имени. . Другой монумент стоит в Кокчетаве (1971). . В Семипалатинске у музея Достоевского установлена парная бронзовая скульптура «Чокан Валиханов и Ф. М. Достоевский».
  • Ему также поставлен памятник с группой манасчи в столице Киргизии Бишкеке в 2002 году.
  • В Омске , где Валиханов учился в кадетском корпусе, в 2004 году ему поставлен памятник на улице Валиханова, в честь его установлена мемориальная доска на здании кадетского корпуса, расположенного неподалеку.
  • В 2005 году в Петропавловске в областном историко-краеведческом музее в рамках Года России в Казахстане президент Назарбаев открыл мемориальную доску с бронзовым барельефом Шокана Валиханова и Федора Достоевского.

Труды

  • "Chinese Turkestan and Dzungaria" by Capt. Valikhanov and other russian travellers, "The Russians in Central Asia", London, Edward Stanford, 1865.
  • «Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова». (Записки Императорскаго Русскаго Географическаго Общества по отделенію этнографіи, том XXIX). СПб, 1904 г. Доступно на Google Books .
  • Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1961-1972.
  • Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. Москва, Наука, 1986.
  • Валиханов Ч. Этнографическое наследие казахов. Астана, Алтын Китап, 2007.

Чужая жизнь безжалостней моей зовет меня…

И что мне делать с ней?

Ведь можно лишь рукою великана в лазоревой высокогорной мгле

Куском нефрита выбить на скале

Рассказ о гордом подвиге Чокана!

В ноябре 2013 года исполняется 178 лет со дня рождения великого сына казахского народа.

Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов (каз. Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, настоящее имя - Мухамме́д-Хана́фия (каз. Мұхаммед Қанафия).

Казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель,офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Награждён орденом Св. Владимира.

Родился в ноябре 1835 года в орде-зимовке Кунтимес у крепости Кушмурун недалеко от г. Кустанай, Аман-Карагайский внешний округ, Омская область.

Чокан Валиханов - чингизид, правнук знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан - один из 30 сыновей Абылай хана. Псевдоним «Чокан» он получил в детстве, так как его бабушка называла его ласково Чоканчик. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним.

Детство и юность

Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского округа (ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном Аман-Карагайского внешнего округа Омской области с 1834 года.

При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842-1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков.

Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию.

Первые уроки рисования Чокан получил у русских военных топографов, побывавших в Аманкарагайском (с 1844 года Кушмурунском) округе. Изначально Валиханов использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Таким образом, работы Чокана Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным жителем. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.

Чокан в 1847 году

В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Из полудикой тогда степи Чокан пришел в иной мир, где люди читали Белинского и Гоголя, заучивали пламенные строки Лермонтова, увлекались романами Диккенса и Теккерея.

Там его встречает старый друг семьи Валихановых переводчик В. И. Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г. Н. Потаниным.

Сблизились они не сразу. «Чокан не знал по-русски, я не знал по-киргизски. Но потом, когда он подучился по-русски, когда я … заинтересовался путешествиями и географией Киргизской степи, я стал водить знакомство с Чоканом, - свидетельствовал Г.Потанин. - С этой поры мы стали друзьями, и наши умственные интересы более не разлучались; нас обоих интересовал один и тот же предмет – Киргизская степьи Средняя Азия. С увлечением мы читали книгу Палласа, особенно те ее страницы, в которых описывались родные для нас места. Чтение это указало нам наше призвание».

На совместные занятия друзей обратил внимание преподаватель русского языка и словесности Николай Федорович Костылецкий, который немало способствовал развитию их увлеченности народной поэзией, языком, историей и этнографией казахов.

Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного.

Уже тогда он писал заметки о жизни родной степи, об обычаях казахского народа. Года через два вместе со своим отцом Чингисом Валиевым он записал замечательную поэму казахского народа «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Кушмурунский список поэмы лежал в библиотеке юного Чокана рядом с номерами «Современника» - его любимого журнала.

Учитель истории Гонсевский также очень высоко ценил Чокана и иногда приглашал его к себе домой. Так у Валиханова появлялся доступ к богатой домашней библиотеке Гонсевского. Благодаря этому Чокан смог выучить немецкий и французский языки, познакомиться с трудами А. И. Лёвшина, П. И. Небольсина, А. Гумбольдта, Ж-П. Абель-Ремюзы, Ю. Клапрота и других учёных.

Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию. Во время учёбы часто навещал своё родовое имение - Усадьбу Сырымбета.

Передовые, просвещенные русские люди, жившие в Омске. помогли Чокану начать путь к вершинам. Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова. Она впоследствии познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога.

В 1852 году Чокан, по просьбе И. Н. Берёзина, написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова.

8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получив эполеты офицера и был причислен к армейской кавалерии.

Окончив кадетское училище, корнет Ч. Валиханов был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда (1794-1874) - человека, прославившегося на всю Российскую империю фантастическими административными предприятиями.

В его основные обязанности входило составлять и отправлять письма от имени Густава Христиановича, а также выполнять функции историографа Западно-Сибирской области.

Вследствие этого корнет получил неограниченный доступ в Омский архив. Ему было также разрешено уносить домой заинтересовавшие его материалы. Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран.

Чокан стал изучать первоисточники по истории Средней Азии. Казахстана, Сибири, Западного Китая. Его волновали судьбы древних народов - юечжей, хун-ну, тукиу, жужаней, хягасов, усуней. Он читал творения Махмуда Кашгарского, изучал «Тарихи и Рашиди».

Кажется, уже тогда у него зародилась мечта проникнуть в недоступный европейским путешественникам Восточный Туркестан.

В 1855 году, вместе с Г. Гасфордом и в одиночку, по поручению губернатора и по собственной инициативе, Чокан совершил ряд поездок в отдалённые края страны, в Семиречье и Кокандское ханство, и подробно описал каждую из своих поездок.

Его видели в Аягузе, Копале, в благодатной долине Алматов, где в то время было основано укрепление Верный. Чокан посетил Джунгарские ворота, побывал в Каркаралах, Баян-Ауле, Кокчетаве и других местах. Он изучал развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывал предания, песни и сказки казахского народа.

Параллельно с исполнением обязанностей адъютанта, Валиханов занимался научными исследованиями истории казахского народа. Одним из его капитальных трудов того времени является работа об исследовании родословной казахов, в котором Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий. Однако данный труд так и остался незаконченным. Примернов то же время Валиханов сделал рисунок надгробия Джубан-ана, матери Джубан батыра. Позже надгробие было восстановлено по сделанному Чоканом рисунку.

Вот тогда-то и состоялась вторая встреча Чокана с Федором Достоевским, тянувшим лямку ссыльного солдата в Седьмом линейном батальоне, стоявшем в г. Семипалатинск.

Вскоре после этого Ф. Достоевский писал Чокану:

«…Не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у Русских. Вспомните, что Вы первый Киргиз - образованный по Европейски вполне» (в те времена казахи тоже назывались киргизами).

В начале 1856 года, после 2-х лет службы адъютантом, благодаря ходатайству Г.Х. Гасфорда, Ч. Валиханову был досрочно присвоен чин поручика.

Весной того же года Чокану было поручено отправиться в командировку за реку Или и принять участие в экспедиции полковника Хоментовского в разборе споров между родами Старшего жуза и противостояния между киргизскими родами Бугы и Сарыбагиш. В начале апреля Ч. Валиханов отправился в путь.

По дороге он посетил г. Семипалатинск, где повидался с Ф. М. Достоевским. Фёдор Михайлович показал поручику свою новую оду, посвящённую коронации Александра II. Валиханов постарался, чтобы новое творение писателя дошло до Санкт-Петербурга.

Далее Чокан Валиханов отправился на Каркару, приток реки Чарын. Там он впервые услышал о киргизской легенде про великого богатыря Манаса и о том, что легенда так велика, что «её можно рассказывать три дня и три ночи». Чокан записал по-киргизски отрывок из «Манаса» и сделал русский перевод его.

Перевод этот стал нам известен по дневникам Чокана, а вот что касается записи на киргизском языке, то она оставалась неизвестной до самого последнего времени. Лишь недавно один из биографов Чокана, казахский академик А. X. Маргулан, обнаружил эту запись, и она стала достоянием науки.

26 мая 1856 года Валиханов записал одну из высокохудожественных частей легенды «Поминка Кукетай хана», и этот день вошёл в историю, как дата первой записи эпоса Манас. Помимо этого Чокан записал ряд других легенд и сказаний кыргызского народа, сделал несколько рисунков.

Посещение страны киргизов дало возможность молодому ученому собрать воистину энциклопедический материал по истории, жизни и быту этого народа. Кроме того, во время поездки на Иссык-Куль Чокан занимался географическими исследованиями.

Далее поручик отправился в Кульджу, главный город китайской Илийской провинции, и пробыл там до поздней осени, по дороге посетивукрепление Верное и Алтын-Эмель. Главной целью поездки являлось налаживание торговых отношений России с Китаем..

Инструкция министерства иностранных дел гласила: «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения».

За время поездки в Кульджу Валиханов сделал множество записей и рисунков о традициях, жизни и деятельности китайцев, а также узнал много нового о Кашгарии и всерьёз заинтересовался её исследованием.

Плодом этого путешествия была рукопись, озаглавленная: «„Хой-юань-чэн и Си-юй“. Западный край Китайской империи и город Кульджа».

Это было мастерское описание Илийской провинции, людей и нравов города Кульджи. Илийские очерки Чокана, как и другие его произведения, написаны прекрасным русским языком.

Обратный путь Чокана вновь пролегал через г. Семипалатинск, куда поручик приехал в конце октября-начале ноября. Там он посетил своего друга Демчинского, и через него познакомился с известным географом и путешественником П. П. Семёновым (впоследствии с 1906 г. –П.П. Семёнов - Тян-Шанский). Пётр Петрович и Чокан Валиханов обсудили возможную поездку адъютанта в Кашгарию и придумали план её осуществления.

21 февраля 1857 года, по рекомендации П. П. Семёнова, Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества. Зимой того же года Чокан работал над материалами, привезёнными из поездки на Иссык-Куль и в Кульджу: сделал очерки об истории кыргызского народа, о его географическом положении, делении на роды, обычаях и культуре.

Данные труды были впервые полностью опубликованы как «Записки о кыргызах». В том же 1857 году в газете «Русский инвалид» впервые был опубликован один из трудов Чокана Валиханова, описывающий культуру и быт народов Семиречья, Алатавского и Баянаульского округов.

Валиханов и Достоевский в Семипалатинске, фото 1858 года

Экспедиция в Кашгарию

Древняя Кашгария, цитадель Уйгурского государства, которую цинский Китай захватил в 1760 году после разгрома Джунгарского ханства, издавна являлась «яблоком раздора» между Китаем, Великобританией и Россией.

Там сталкивались великодержавные, колониальные интересы этих трёх держав. К тому времени Британия окончательно захватила Индию (1857), а Россия присоединила к себе казахские степи. В связи с этим, по указанию царя Александра II Главное управление Генерального штаба Российской армии стало готовить на конец 1858 года разведывательную экспедицию - торговый караван для направления в Кашгарию с целью изучения обстановки в этом регионе.

При этом учитывалось, что Кашгария давно была закрыта для посещения европейцами.

Фактически, после наменитого итальянского путешественника Марко Поло (XIII век), португальского иезуита Бенедикта Гоэса (порт. Бенто де Гоиш, Bento de Góis) (XVII век) и немецкого исследователя, ученика великого Гумбольдта, Адольфа Шлагинтвейта (XIX век), никто там из представителей европейских стран не был.

В Западном Китае разразилось восстание мусульманских ходжей против маньчжуров. Власть в Кашгаре была захвачена безумным деспотом Валиханом-торе, среди бесчисленных жертв которого оказался немецкий путешественник Адольф Шлагинтвейт.

И вот приблизилось время, когда Чокан пустился в самое увлекательное и опасное путешествие, которое могло стоить ему жизни. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион, и подлежал смертной казни. По этой причине при подборе кандидата на роль основного исполнителя разведывательной операции речь могла идти только о человеке неевропейской национальности.

П.П. Семенов посоветовал генерал-губернатору Западной Сибири послать в Кашгар смелого и знающего человека, одетого в наряд азиатского купца. Выбор Гасфорда пал на поручика царской армии Валиханова Ч.Ч.

В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой.

За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулсяк китайской границе. Пройти через хребтыТянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску. Презирая опасности, он вместе с торговым караваном вступил в ворота Кашгара вскоре после того, как войска богдыхана жестоко подавили восстание ходжей.

Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике.

Он, рискуя жизнью, установил подробности гибели в Кашгаре Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены.

Он собрал сведения по истории страны Шести городов, приобретал старинные рукописи.

12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в г. Верный.

«12 апреля 1859 года, - писал он, - я приехал в укрепление Верное. Путешествие мое продолжалось с 28 июня 1858 г. по 12 апреля 1859 г., 10 месяцев и 14 дней».

Позже он вернулся в г. Омск тяжелобольным. Друзья опасались за его жизнь, но он быстро оправился и настолько, что в конце 1859 года смог совершить долгое путешествие из Омска в Петербург.

По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздана английском языке.

Жизнь в Петербурге

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел.

В начале 1860 года по вызову Военного министра Н. О. Сухозанета исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественники знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.

Штабс-ротмистр Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года, по ходатайству министра иностранных дел – князя Александра Михайловича Горчакова, он высочайшим повелением был определен ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Пребывание в Петербурге (он пробыл там два года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе.

Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе - всё это составляло содержание его жизни в Петербурге.

Он впервые в мире ввел в научный оборот кашгарские рукописи «Тазкира-йи Богра хан», «Тазкира-йи ходжаган», первым в мире исследовал «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты мирза Мухаммед Али (Александр) Казембек, И. Н. Березин, В. П. Васильев, В. В. Григорьев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским.

Среди его петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации.

Чтение Валихановым литературно-художественных и общественно-политических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Ч. Валиханова.

По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей), Валиханов в этот период на короткое время съездил в Париж, возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географического общества Франции.

По другой версии, Валиханов ездил в Париж для встречи с издателями оппозиционной самодержавию газеты «Колокол» - Герценом или Огарёвым. Веским аргументом в пользу этого предположения может служить то, что, начиная с 1861 года, на страницах «Колокола» появились статьи о Казахстане, явно написанные Валихановым. Но влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана. В Петербурге у него появились первые признаки грозной и изнурительной болезни, которая в те времена считалась неизлечимой, - легочной чахотки. Ему пришлось вернуться на малую родину, в свой Сырымбет. Личная жизнь Чокана осложнилась ссорой с отцом, осуждавшим любовь его к замужней женщине, жене «тюленгута». Были и другие столкновения со средой, окружавшей молодого «торе» - принца, каким считали Чокана на родине.

Деятельность в ауле и в Омске

Живя в ауле, Чокан находился в постоянном окружении народных поэтов, сказителей, музыкантов, певцов, которые своими песнями, игрой, представлениями не только развлекали его, но и давали ему богатый научный материал. Как ученый-просветитель, он не мог не видеть произвол и насилие, творимые царскими чиновниками, и выставляет свою кандидатуру на пост старшего султана Атбасарского округа.

Намерение Чокана получить ответственную должность в казахском обществе встретило негативный отзыв со стороны омского начальства. Несмотря на то, что он получил большее количество голосов, чем его соперник, областной губернатор отклонил кандидатуру Валиханова.

Они боялись, что такой образованный султан-правитель стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов. Именно поэтому то, что произошло с ним на выборах, носило характер показательной расправы.

Однако Валиханов, зная об отношении к нему генерал-губернатора, принимает участие в сборе народных мнении о проекте судебной реформы, в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, вносит ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманствах в степи», «Записка о судебной реформе» и др.

Участие в походе М.Г. Черняева

Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда ещё находился под властью Кокандского ханства. Россия продолжила завоевание Западного Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами.

В 1864 г. в г. Верный был сформирован отряд М.Черняева, который приступил к выполнению задачи с весьма ограниченными средствами; расходы по экспедиции должны были покрываться остатками интендантских сумм Западносибирского округа.

Чокан Валиханов принял участие в этом походе. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.

Небольшой отряд М. Черняева захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент (в сентябре 1864 г.), считавшийся неприступным; войска прониклив крепость по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости, и гарнизон был до того поражен внезапным появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого отпора

Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником М. Черняевым, не видя иного выхода, подал в отставку и вернулся в Верный.

В1864 году уже тяжело больной Чокан снова приезжает в г. Омск. Видятся с Потаниным они недолго, «не более как в течение двух или трех месяцев», по-прежнему обмениваются материалами казахской народной поэзии. В бумагах Чокана впоследствии была обнаружена рукопись Потанина, где упоминаются эпос «Козы-Корпеш» и сказака «Итыгиль», которую Потанин записал на Тарбагатае.

Однако есть версия, что Азиатский департамент МИД Российской империи перебросил разведчика Ч. Валиханова из отряда М. Черняева к китайской границе в связи с уйгуро-дунганским восстанием в Восточном Туркестане и осложнением политической ситуации в регионе.

Версия подтверждается тем, чтоуже вскоре, в 1871 году, российские войска под командованием генерал-майора Г. Колпаковского захватили Таранчинский султанат.

Различные версии этапов жизни Валиханова приведены в книге Б. Кыстаубаева «Тайна Чокана Валиханова».

Памятник Валиханову в г. Алма-Ата перед зданием

Академии наук Казахстана

Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля. Там он женится на Айсары, двоюродной сестре султана Тезека. Живя в ауле, он занимался изучением исторических преданий казахов Старшего жуза, интересовался ходом восстания дунган и уйгур в Западном Китае, поддерживал связи с начальником Алатауского округа и казахов Старшего жуза (впоследствии военного губернатора Семипалатинской области) генерал-майором Г. А. Колпаковским.

Но его застарелая болезнь (чахотка) обостряется и в апреле 1865 г.он умирает. До самой смерти Валиханов числился на службе по Генеральному штабуи по Азиатскому департаменту. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал:

Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех.

Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский писал о нём:

Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и вто же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь.

Его друг, великий русский писатель и мыслитель Ф. Достоевский так отзывался о нём:

Его имя не исчезнет в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов.

После его кончины, в ауле султана Тезека была построена над его могилой сводчатая гробница из жженого кирпича. Посетив могилу Чокана в 1867 году, новый Туркестанский генерал-губернатор, одновременно командующий войсками Туркестанского военного округа и войсковой наказной атаман Семиреченского казачьего войска К.П. фон Кауфман возмутился – такому великому человеку и такой скромный памятник!

Срочно выделили деньги из казны на строительство мавзолея. Но хитромудрые строители большую часть денег разворовали, соорудив памятник в виде часовнииз плохо обожженного кирпича. По-видимому, они надеялись, что об их «художествах» никто не узнает. Но об этом проведал военный губернатор Семиречья Колпаковский, Герасим Алексеевич, тоже большой друг Ч. Валиханова.

Подрядчиков он жестоко выпорол и отправил на расправу к Кауфману в г. Ташкент. Тот сослал нерадивых строителей в ссылку, повелев воздвигнуть новый монумент, при содействии архитектора Павла Матвеевича Зенкова (отца известного архитектора Андрея Павловича Зенкова). Текст надписи был составлен самим фон Кауфманом, (казахский перевод её сделан И. И. Ибрагимовым).

В задании Кауфмана относительно установки плиты было сказано: «…Поискать мастера дельного, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать надпись». Плиту заказали в г. Екатеринбурге и везли её через г. Омск и г. Семипалатинск на Алтын-Эмель, где водрузили на могиле Чокана Валиханова. Надпись на плите гласила:

«Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана 1-го, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 году»

По замыслу Кауфмана, надгробием должна была быть мраморная плита с молитвой из Корана и надписью «Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Аблая, знаменитого хана Средней орды и потомка Чингисхана». Новый мазар построили быстро, но с мраморной плитой произошла десятилетняя задержка - не было подходящего материала в Семиречье. Думали, что Кауфман забудет об этом памятнике, но тот не унимался - постоянно пенял Колпаковскому за задержку.

В конце концов военный губернатор Семиречья взял это дело под личный контроль. После долгих мытарств мрамор доставили, а ссыльный народоволец Ластовский изготовил плиту и вмонтировал её в надгробие. В 1871 году Кауфман посетил могилу и остался доволен памятником.

Со временем мавзолей ветшал. В конце XIX века чиновник Николай Пантусов докладывал, что памятник находится в полуразрушенном состоянии. В царской казне и у родственников Валиханова денег не было, так что восстанавливать памятник никто не стал.

Лишь в 1958 году на могиле Чокана Валиханова установили гранитный обелиск. Причем с той самой мраморной плитой, изготовленной стараниями Константина Кауфмана.

Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества,также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год) (фр. «La Nouvelle géographie universelle»)Элизе Реклю. Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в г. Алматы в 1961-1972 гг. и повторно в 1984-1985 гг.

Память о великом сыне казахского народа живет в нашем регионе, вся жизнь которого пронизана благородной любовью к человеку, к родному краю, стремлением изменить сложившийся уклад жизни, уважением к творчеству и труду, борьбой с косностью и пережитками прошлого, безграничной преданностью науке.

В г. Омск рядом со зданием Консульства Республики Казахстан, на улице, носящей его имя, установлен памятник Ч.Ч. Валиханову. На стене здания Омского кадетского корпуса размещена памятная мемориальная доска.

Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов родился в ноябре 1835 г. в крепости Кушмурун (близ Костаная) в семье старшего султана Аман-Карагайского округа Чингиса Валиханова. Свои детские годы он провел сначала в Кушмуруне, а по­том в Сырымбете – усадьбе своей бабушки Айганым (современная Северо-Казахстанская область). Чокан рано развился, уже в детстве определились основные черты его духовного склада.

Осенью 1847 г. 12-летний Чокан, оставив родную степь, в сопровождении отца прибыл на учебу в Омский кадетский корпус. Глубокие знания и необыкновенная память юного Чокана, сое­диненные с трудолюбием и высокими моральными качествами его личности, вызывали восхищение у многих преподавателей кор­пуса. Особенно проявились незаурядные способности Чокана в изучении истории, географии и восточной филологии, и всем этим он обратил на себя внимание. Сильное влияние на развитие Чокана оказал литератор и ориенталист Н.Ф. Костылецкий, а также преподаватель исто­рии Гонсевский. В стенах кадетского корпуса зародилась дружба Чокана Валиханова с выдающимся ученым Г.Н. Потаниным. Высоко ценили эрудицию молодого Валиханова, особенно в области восточной литературы С.Ф. Дуров, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев. Чокан был близко знаком с русским писателем Ф.М. Достоев­ским, отбывавшим каторгу вместе с С.Ф. Дуровым в омской кре­пости.

В 1853 г. в возрасте 18 лет Чокан окончил кадетский корпус и был выпущен корнетом «по армейской кавалерии».

Общественная и литературная деятельность Чокана Валиха­нова началась сразу после окончания учебы. Формально он был определен офицером 6-го кавалерийского полка Сибирского ка­зачьего войска, но фактически оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год назначен адъютантом генерала Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточны­ми районами Казахстана. Одновременно по линии Главного уп­равления края на Ч. Валиханова была возложена должность офицера особых поручений.

Чокан, жаждавший служить своей родине, стремился к плодотворной, творческой дея­тельности. В 1854–1857 гг. Чокан принимает энергичное участие в ре­шении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Одновре­менно он начинает усиленно изучать географию, историю, обычаи, народную поэзию казахов и киргиз.

В 1855 г. Чокан принял участие в поездке генерала Гасфорта и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Ала­тау, где в это время происходила закладка укрепления Вер­ного.

Это путешествие положило начало глубокому научному изуче­нию Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.

В 1856 – 1857 гг. он принимает участие в круп­ной военно-научной экспедиции, организованной под руководством полковника М.М. Хоментовского. Целью экспедиции было озна­комление с киргизским народом и съемка бассейна Иссык-Куля. «Пу­тешествие мое, – пишет Валиханов, – по свойству пройденной мест­ности, можно разделить на два периода. Первый период заключает путь мой по Джунгарии, т. е. в Семирецком и Заилийском крае и на озеро Иссык-Куль... Я посетил Джунгарию в первый раз в 1856 году и участвовал в первой экспедиции, предпринятой полков­ником Хоментовским на озеро Иссык-Куль. Потом три месяца жил в Кульдже. Всего в Джунгарии я находился пять месяцев и ус­пел осмотреть этот край вдоль и поперек от Ала-Куля до Тянь-Ша­ня, на который я поднялся в том году по реке Джиргалан». Во время этой поездки Чокан собрал орнитологическую и энтомологи­ческую коллекцию, составил гербарий, изучил флору и фауну Семиречья и Иссык-Куля, принял участие в съемке Иссык-Куля, в результате которой на новой карте были изменены форма и кон­туры его берегов. В этой экспедиции молодой исследователь впервые обратил внимание на знаменитую поэму киргизского народа «Манас», сде­лал ее первую научную запись, осуществил частичный перевод на русский язык. Он впервые подвергает поэму историко-литера­турному анализу, разбирает образ ее легендарного героя Манаса, а также других персонажей поэмы.

В начале августа 1856 г. Чокан Валиханов направляется в Кульджу. По пути он посетил ряд пограничных пунктов Западно­го Китая. Ч. Валиханов пробыл в Кульджинском крае около трех меся­цев, затем, с наступлением глубокой осени, вернулся в Омск. Поездка 1857 г. являлась для Валиханова по существу проб­ным шагом перед его экспедицией в Кашгар.

Географические и исторические исследования молодого казах­ского ученого через посредство П. П. Семенова-Тян-Шанского ста­ли известны в научных кругах Петербурга. 27 февраля 1857 г. Чокана Валиханова избрали в состав действительных членов Рус­ского географического общества, что означало признание его выдающихся заслуг перед русской наукой.

Расцвет научной и просветительской деятельности Валиханова относится к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов XIX столетия. В 1858–1859 гг. он совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, создавшую ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политическое устрой­ство, особенности культуры и быта этой почти неизвестной тогда в Европе страны, Ч. Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана. Посылка экспедиции, в которой были заинтересованы ученые-географы, одновременно соответствовала интересам внешней по­литики русского правительства и была связана с общими поли­тическими мероприятиями, которые тогда проводились на средне­азиатском Востоке, особенно в связи со стремлением к максималь­ному расширению торговли с Востоком. Успешно окончив свое путешествие за десять месяцев и четыр­надцать дней, 12 апреля 1859 г. Чокан прибыл в укрепление Вер­ное (Алматы), имея с собой «богатый запас интересных сведе­ний о Кашгаре»

Главнейшим результатом поездки Валиханова в Кашгар явил­ся его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести вос­точных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной Валиханову науки. По охвату новых материалов, а также по широте и глубине их анализа ра­бота его явилась крупным вкладом в отечественную науку. Она не потеряла своего значения и поныне.

С конца 1959 г. до весны 1961 г. Ч. Валиханов находился в Петербурге. Деятельность Валиханова в Петербурге была весьма кипучей и разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Во­енно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департамен­те, Географическом обществе и одновременно слушал лекции в университете. По поручению Военно-ученого комитета он состав­лял карты Средней Азии и Восточного Туркестана. В Географическом обществе он принимал участие в подготовке к изданию трудов Риттера, составлял материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, читал лекции для членов общества о Восточном Туркестане, Тянь-Шане и Киргизии. Его лекции были очень интересны и увлекательны, некоторые из них иногда публиковались в газетах в кратком изложении

Однако кашгарская поездка сильно расстроила здоровье Валиханова. Весной 1861 г. тяжелая болезнь заставила его оставить Петербург. По совету врачей он отправился в родную степь с надеждой поправить свое ослабленное здоровье.

Желая преодолеть отсталость и беззакония в Степи, в 1862 г. Валиханов выставил свою кандидатуру на должность выборного старшего султана Атбасарского окружного приказа, что привело к разногласиям с родственниками. Чокан вскоре уехал в Омск, где принял участие в работе юриди­ческой комиссии областного правления и занимался вопросами казахской судебной реформы.

Весной 1864 г. Валиханов был приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которой входило присоединение Южного Казахстана к России. В июле 1864 г. с группой офи­церов, недовольных действиями Черняева, он возвратился в г. Вер­ный.

Восстановить свое подорванное здоровье Чокан Валиханов не смог. Он скончался в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кошентоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта

Выдающийся казахский ученый и просветитель Ч. Валиханов оставил после себя обширное литературное наследство. За свою короткую жизнь он успел написать ряд работ, посвященных исто­рии, географии и этнографии народов Средней Азии и Казахстана, а также довольно значительное количество произведений на общественно-политические темы. Несмотря на молодость, это был вполне сформировавший­ся крупный ученый с энциклопедическим складом ума, сумевший поставить по-новому ряд вопросов в современной ему науке.

Источники и литература

1. Маргулан А. Основные этапы жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. // Валиханов Ч. Избранные произведения. - М.: Наука, 1986. – 414 стр. – С.5-10

2. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. – Алма-Ата, 1984. – 432 стр. – С.9-79

3. Ч.Ч.Валиханов, о нем [электронный ресурс] // www.iie.kz - Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК. – URL: http://www.iie.kz/?page_id=422 (дата обращения – 15.09.2014)

Чокан Чингисович Валиханов - чингизид, прямой потомок знаменитого Абылай хана.. Он его правнук. Дед Чокана Уали хан - один из 30 сыновей Абылай хана.

Детство и юность

Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского округа(ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном (главой данного округа). При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842-1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Первые уроки рисования Чокан получил у русских военных топографов, побывавших в Аманкарагайском (с 1844 года Кушмурунском) округе. Изначально Валиханов использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Таким образом, работы Чокана Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным жителем. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.

В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Там его встречает старый друг семьи Валихановых переводчик В. И. Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г. Н. Потаниным. Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного. Учитель истории Гонсевский также очень высоко ценил Чокана и иногда приглашал его к себе домой. Так у Валиханова появлялся доступ к богатой домашней библиотеке Гонсевского. Благодаря этому Чокан смог выучить немецкий и французский языки, познакомиться с трудами А. И. Лёвшина, П. И. Небольсина, А. Гумбольдта, Ж-П. Абель-Ремюзы, Ю. Клапрота и других учёных.

Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.

Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова. Она познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога. В 1852 году Чокан, по просьбе И. Н. Берёзина, написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова.

8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал офицером Российской армии, получив чин корнета.

Карьера

Окончив кадетское училище, Валиханов был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда. В его основные обязанности входило составлять и отправлять письма от имени Густава Христиановича, а также выполнять функции историографа Западно Сибирской области. Вследствие этого корнет получил неограниченный доступ в Омский архив. Ему было также разрешено уносить домой заинтересовавшие его материалы. Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран. В 1855 году, вместе с Гасфордом и в одиночку, по поручению губернатора и по собственной инициативе, Чокан совершил ряд поездок в отдалённые края страны, в Семиречье и Кокандское ханство, и подробно описал каждую из своих поездок.

Параллельно с исполнением обязанностей адъютанта, Валиханов занимался научными исследованиями истории казахского народа. Одним из его капитальных трудов того времени является работа об исследовании родословной казахов, в котором Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий. Однако данный труд так и остался незаконченным. Примерно в то же время Валиханов сделал рисунок надгробия Джубан-ана, матери Джубан батыра. Позже надгробие было восстановлено по сделанному Чоканом рисунку.

В начале 1856 года, после 2-х лет службы адъютантом, благодаря ходатайству Г. Х. Гасфорда, Валиханову был досрочно присвоен чин поручика.

Весной того же года Чокану было поручено отправиться в командировку за рекой Или и принять участие в экспедиции полковника Хоментовского в разборе споров между родами Старшего жуза и противостояния между киргизскими родами Бугы и Сарыбагиш. В начале апреля Валиханов отправился в путь. По дороге он посетил Семипалатинск, где повидался с Ф. М. Достоевским. Фёдор Михайлович показал поручику свою новую оду, посвящённую коронации Александра II. Валиханов постарался, чтобы новое творение писателя дошло до Санкт-Петербурга. Далее Чокан Валиханов отправился на Каркару, приток реки Чарын. Там он впервые услышал о киргизской легенде про великого богатыря Манаса и о том, что легенда так велика, что «её можно рассказывать три дня и три ночи». 26 мая 1856 года Валиханов записал одну из высокохудожественных частей легенды «Поминка Кукетай хана», и этот день вошёл в историю, как дата первой записи эпоса Манас. Помимо этого Чокан записал ряд других легенд и сказаний кыргызского народа, сделал несколько рисунков. Далее поручик отправился в Кульджу, по дороге посетив укрепление Верное и Алтын-Эмель. Главной целью поездки являлось налаживание торговых отношений России с Китаем. Инструкция министерства иностранных дел гласила: «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения». За время поездки в Кульджу Валиханов сделал множество записей и рисунков о традициях, жизни и деятельности китайцев, а также узнал много нового о Кашгарии и всерьёз заинтересовался её исследованием. Обратный путь Чокана вновь пролегал через Семипалатинск, куда поручик приехал в конце октября-начале ноября. Там он посетил своего друга Демчинского, и через него познакомился с П. П. Семёновым. Пётр Петрович и Чокан Валиханов обсудили возможную поездку адъютанта в Кашгарию и придумали план её осуществления. 21 февраля 1857 года, по рекомендации П. П. Семёнова, Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества. Зимой того же года Чокан работал над материалами, привезёнными из поездки на Иссык-Куль и в Кульджу: сделал очерки об истории кыргызского народа, о его географическом положении, делении на роды, обычаях и культуре. Данные труды были впервые полностью опубликованы как «Записки о кыргызах». В том же 1857 году в газете «Русский инвалид» впервые был опубликован один из трудов Чокана Валиханова, описывающий культуру и быт народов Семиречья, Алатавского и Баянаульского округов..

Выбор с подачи Гасфорда пал на поручика царской армии Валиханова Чокана Чингисовича.

В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.

Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены.

12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке. .

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В начале 1860 года по вызову Военного министра Н. О. Сухозанета исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра. Штабс-ротмистр Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года, по ходатайству министра иностранных дел - князя Александра Михайловича Горчакова, он высочайшим повелением был определен ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Пребывание в Петербурге (он пробыл там два года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе - всё это составляло содержание его жизни в Петербурге. Он впервые в мире ввел в научный оборот кашгарские рукописи «Тазкира-йи Богра хан», «Тазкира-йи ходжаган», первым в мире исследовал «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты мирза Мухаммед Али (Александр) Казембек, И. Н. Березин, В. П. Васильев, В. В. Григорьев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации.

Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова.

По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) , Валиханов в этот период на короткое время съездил в Париж, возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географического общества Франции. По другой версии Валиханов ездил в Париж для встречи с издателями оппозиционной самодержавию газеты «Колокол» – Герценом или Огарёвым. Веским аргументом в пользу этого предположения может служить то, что, начиная с 1861 года, на страницах «Колокола» появились статьи о Казахстане, явно написанные Валихановым.

Но влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана, и он вынужден был вскоре покинуть столицу и вернуться на родину.

Омске

Живя в ауле, Чокан находился в постоянном окружении народных поэтов, сказителей, музыкантов, певцов, которые своими песнями, игрой, представлениями не только развлекали его, но и давали ему богатый научный материал. Как ученый-просветитель, он не мог не видеть произвол и насилие, творимые царскими чиновниками, и выставляет свою кандидатуру на пост старшего султана Атбасарского округа.

Намерение Чокана получить ответственную должность в казахском обществе встретило негативный отзыв со стороны омского начальства. Несмотря на то, что он получил большое количество голосов, чем его соперник, областной губернатор отклонил кандидатуру Валиханова. Они боялись, что такой образованный султан-правитель стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов. Именно поэтому то, что произошло с ним на выборах, носило характер показательной расправы. Однако Валиханов, зная об отношении к нему генерал-губернатора, принимает участие в сборе народных мнении о проекте судебной реформы, в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, вносит ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманствах в степи», «Записка о судебной реформе» и др..

Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда ещё находился под властью Кокандского ханства. Россия продолжила завоевание Западного Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами. Чокан Валиханов принял участие в этом походе. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.

Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, подал в отставку и вернулся в Верный.

Однако есть версия, что Азиатский департамент МИД Российской империи перебросил разведчика Валиханова из отряда Черняева к китайской границе в связи с уйгуро-дунганским восстанием в Восточном Туркестане и осложнением политической ситуации в регионе. Версия подтверждается тем, что уже вскоре, в 1871 году, российские войска под командованием генерал-майора Колпаковского захватили Таранчинский султанат.



Похожие публикации