Инженерные системы и сети в строительстве

«Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан" (Восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан"

В 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая» - позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение . Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной» , «влажный дым» , «пылью огнецветной» ), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился» ). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет» , «клубится» , «влажный дым» ), отождествляет фонтан с «живым облаком» .

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется» , чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!» ), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?» ), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!» ).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым» , «высоты заветной» , «фонтан сияющий» ) и метафорами («фонтан клубится» , «смертной мысли водомет» ).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Жизнь человека в понимании Ф. И. Тютчева неизмеримо глубока и в то же время мгновенна и непостоянна, она не оставляет после себя заметного следа. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. Важные вопросы мироздания ставит он в своём творчестве. Основная идея его философской лирики - возможность постижения тайн миропорядка только в результате непосредственного чувственного и созерцательного восприятия.
Поэта интересуют духовная жизнь человека. Этому посвящены многие его стихотворения. Самым характерным и наиболее ярко выражающим мировоззренческую позицию поэта лирическим произведением, на мой взгляд, можно назвать стихотворение «Фонтан», созданное в 1836 году.
Это произведение несёт в себе большую философскую нагрузку. Центральный образ стихотворения - образ фонтана. Он символизирует собой смысл человеческого бытия. Космос в целом и Судьба отдельного человека осмысливаются поэтом как средоточие многообразия, двойственность и борьбу противоположных начал. Такой ракурс рассмотрения требует от стихотворения особой формы и содержания. В смысловом отношении произведение делится на две части, связанные между собой ассоциативно и тематически. В первой части стихотворения поэт рисует многогранный образ «сияющего фонтана»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Первое слово стихотворения - глагол 2-го лица, единственного числа, стоящий в форме повелительного наклонения. Кажется, будто лирический герой обращается лично к каждому из нас. От этого тональность стихотворения становится дружеской и несколько интимной. Поэт создаёт доверительную атмосферу для философского размышления над смыслом и содержанием человеческой жизни.
Несмотря на доверительные, довольно близкие отношения между лирическим героем и читателем, тема стихотворения отнюдь не прозрачна и легка. Она сразу задаёт серьёзный тон рассуждениям героя и не позволяет читателю поверхностного чтения и восприятия. Движение воды бьющего фонтана уже с первых строк начинает смутно напоминать нам жизнь человека. В памяти сразу появляется ассоциация с фразеологическим оборотом, часто употребляемым по отношению к бодрому, действующему человеку: «Жизнь бьет ключом».
Лирический герой подробно останавливается на описании фонтана. Благодаря этому, читатель открывает для себя поразительное сходство человеческого существования с «лучом» брызг, сверкающим на солнце:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
Вторую часть Тютчев сразу начинает с ассоциативного изменения объекта изображения:
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Строки не содержат пояснений автора столь резкой перемены в стихотворении. Поэт словно уверен в том, что каждый читатель самостоятельно проследил параллель между образом фонтана и мыслью человека. Он заставляет читателя быть не сторонним слушателем, а реальным участником размышлений.
Вторая часть - это слова лирического героя, обращённые уже не к человеку, а к человеческой мысли. Основа жизни состоит в вечном стремлении к идеалу, к познанию законов Вселенной. Поэт использует образные, метафорические выражения для характеристики «смертной мысли» человека. Словно фонтан, сияющий на солнце и стремящийся в вышину, душа и разум человека жадно «рвутся» к небу, к неизвестному и непостижимому. Однако в последних строках стихотворения лирический герой называет нам ту силу, которая осуждает водяной столп «ниспасть на землю» и «упорно преломляет» движение человеческой мысли:
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Тайную силу, препятствующую познанию человеком тайн и загадок бытия, лирический герой именует «незримо-роковой дланью». Поэт сознательно употребил эту перифразу, включающую в себя церковно-славянское слово «длань». Тем самым поэт выразил мысль о невидимой руке, распоряжающейся человеческой жизнью. Божественная власть правит Вселенной, и человек вступает в противоборство с этой силой. Таков «непостижимый закон», мятущий и стремящий «смертную мысль» к духовной борьбе. Идея стихотворения состоит не в победе над космической силой, управляющей жизнью человека, а в стремлении постичь её законы, познать суть бытия, достичь идеала, обрести душевную и божеско-вселенскую гармонию.

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! ..). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Вариант 2

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Вариант 3

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии (). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.








О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».




Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события







Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.


РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.




Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.


Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).




Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа - это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью одноцветной

Ниспасть на землю осужден .(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Жизнь

Смерть

Облако живое

Смертная мысль

Сияющий, Неистощимый

Пыль одноцветная

Влажный

Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая - судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает - останавливает существование чего-либо. «С высоты» - решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.



Похожие публикации