Инженерные системы и сети в строительстве

Утилитарный. Снежные трудяги: что такое утилитарный снегоход? Утилитарное значение

Утилитарный

Ая, -ое; -рен, -рна

1) Основанный на стремлении к практической пользе или выгоде, ставящий целью практическое применение, использование чего-л.

Утилитарный подход к делу.

Новая [литературная] школа уже создала себе специальность, можно сказать ремесло, служить только утилитарным целям (Гончаров ) .

2) Имеющий практическое назначение, применение.

Утилитарные знания.

В XX в. применение янтаря приобрело утилитарный характер; из него стали вырабатывать мундштуки для папирос и сигар (Ферсман ) .

Синонимы:

практи́ческий , прикладно́й

Родственные слова:

утилита́рно , утилита́рность (утилитарность знаний) , утилитари́зм (английский утилитаризм) , утилитари́ст , утилитари́стский

Этимология:

От французского utilitaire ‘утилитарный’ , ‘практический’ ( лат. utilitas ‘польза’, ‘выгода’). В русском языке - с середины XIX в.


Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. - М.: Русский язык-Медиа . А.П. Гуськова, Б.В.Сотин . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "утилитарный" в других словарях:

    УТИЛИТАРНЫЙ - (ново лат., от лат. utilitas выгода, польза, полезность). К утилитаризму относящийся; полезный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УТИЛИТАРНЫЙ [Словарь иностранных слов русского языка

    утилитарный - практический, практичный; прагматический, утилитаристский, прагматичный, узкопрактический, узкоутилитарный, прикладной Словарь русских синонимов. утилитарный см. практический 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справо … Словарь синонимов

    УТИЛИТАРНЫЙ - сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной (утилитарный подход к делу) … Большой Энциклопедический словарь

    утилитарный - ая, ое. utilitaire < utilitare <лат. utilitas польза, выгода. неодобр. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический. Уш. 1940. Основанный на стремлении к практической выгоде, ставящий целью практическое применение,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    УТИЛИТАРНЫЙ - УТИЛИТАРНЫЙ, утилитарная, утилитарное; утилитарен, утилитарна, утилитарно (от лат. utilitas польза) (книжн.). 1. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). Утилитарные соображения. 2. Прикладной, практический.… … Толковый словарь Ушакова

    УТИЛИТАРНЫЙ - УТИЛИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). 1. Проникнутый утилитаризмом. Из утилитарных соображений. У. подход. 2. Прикладной, узкопрактический. Утилитарные знания. | сущ. утилитарность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

    утилитарный - ая, ое; рен, рна, рно. [от лат. utilitas польза] Основанный на утилитаризме (2 зн.). У ые взгляды. У ые цели. // Имеющий практическое назначение, применение; практический, прикладной. У ые знания. У ое назначение предмета. У. способ разработки… … Энциклопедический словарь Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Утилитарный - это что такое? Хотя слово относится к научному лексикону, его нередко можно услышать и в повседневной жизни. При всем различии в толкованиях, оба подхода к пониманию слова тесно связаны с понятием пользы. Подробнее о том, что это - утилитарный, будет рассказано в статье.

Словарное толкование

В словаре можно найти два варианта значения. Утилитарный в первом случае - это философский термин, обозначающий отношение к такой этической теории, как утилитаризм, свойственный ему.

Пример: «В качестве идеала утилитарной морали, главным проповедником которой является Д. С. Милль, рассматривается возможность осчастливить наибольшее количество людей».

Второй вариант говорит о том, что утилитарный - это тот, который имеет практическое значение или направлен на извлечение пользы материального характера, достижение практической цели.

Пример: «В прошлом такой материал, как шамот, использовали для производства сугубо утилитарных вещей, например, печек, но со временем он полюбился художникам, так как при лепке выдерживает любые манипуляции».

Синонимы

Среди них находятся такие, как:

  • прагматический;
  • утилитаристский;
  • практический;
  • прикладной;
  • узкоутилитарный;
  • узкопрактический;
  • банальный;
  • полезный;
  • прозаический;
  • продуктивный;
  • благоприятный;
  • экономичный;
  • удобный;
  • вещественный;
  • реальный;
  • действительный;
  • дельный;
  • материалистический;
  • жизненный;
  • ограниченный;
  • односторонний;
  • конструктивный.

Этимология

Этот термин пришел к нам из латинского языка. Изначально в вульгарной латыни был глагол usare, от которого в латыни образовался другой глагол - uti, означающий «пользоваться, употреблять, применять». От него, в свою очередь, произошло прилагательное utibilis, а затем и utilis в значении «полезный, годный, пригодный».

Далее в латинском языке образовалось существительное utilitas, а за ним и другое существительное utility, оба в значении «польза, полезность». От последнего произошло английское прилагательное utilitarian, обозначающее «утилитаристский». Автором этого термина был британский философ, живший в 18-19 веках. Он же и ввел его в обиход в 1781 году.

В завершение изучения вопроса о том, что это - утилитарный, следует рассмотреть тесно связанное с ним слово «утилитаризм».

Направление в этике

Утилитаризм представляет собой этическую теорию, согласно которой моральную ценность поведения, поступка определяют с точки зрения той пользы, которую они приносят. При этом полезность поступка подразумевает счастье или удовольствие, получаемое всеми сторонами, затрагиваемыми в период действия последствий совершенного поступка. Таким образом, в утилитаризме поступок оценивается не сам по себе, а по результатам.

В основе утилитаризма находятся гедонизм и аксиологические, то есть ценностные учения, высшей ценностью объявляющие счастье или удовольствие. При этом на сегодняшний день определение этих понятий представляет собой проблему. Сложным является также вопрос об их тождественности. Как правило, современные западные ученые-утилитаристы придерживаются мнения, что они идентичны.

Идеи гедонизма и эвдемонизма высказывались еще античными философами, такими, как Аристипп и Эпикур. В Новое время их придерживался Дэвид Юм. Но в качестве моральной системы утилитаризм оформился лишь в работах Джереми Бентама. Из его классической формулы следует, что моральными являются такие действия, которые в конечном итоге приносят наибольшему количеству людей наибольшее счастье.

По мнению Бентама, торжество утилитаризма на общественном уровне возможно тогда, когда он будет поддерживаться государством. Одним из самых важных начинаний должна стать реформа уголовной правовой системы. Именно под влиянием этих идей в Англии в начале 19 века отменили ряд жестоких законов, например, смертную казнь, применявшуюся за незначительные кражи.

Заводя разговор с «тожеснегоходчиками», встретившись где-то в поле или на очередной выставке достижений «внедорожного хозяйства», каждый раз диву даюсь, насколько большинство вроде бы причастных людей туго разбирается в современной снегоходной технике. Чем отличается «утиль» от «туриста», а «горник» от «кроссовера»? Почему Буран до сих пор жив, и почему в снегу до сих пор главенствуют двухтактные двигатели? В первой части этого материала мы разберемся в наиболее массовом сегменте снегоходной техники – утилитарных снегоходах. Мы уже, теперь поговорим об основных «породах» утилитарных снегоходов и поймем, для чего они нужны и, главное, для чего они не подходят.

На протяжении очень многих лет снегоход был «просто» снегоходом – аппаратом для передвижения по снегу. Однако с развитием технологий и, главное, маркетинга снегоходное «царство» начало дробиться на классы, подклассы и разновидности. Сейчас разобраться во всех тонкостях модельных линеек того или иного производителя сможет только человек, серьезно посвятивший себя вопросу. Обывателю же приходится опираться на мнение друзей, «диванных экспертов» и советы продавцов-консультантов в салонах. Однако зачастую то, что вам нужно купить, – это совсем не то, что продавцу нужно продать. И вот здесь-то можно крепко «попасть». Ведь даже «просто утилитарный» снегоход сегодня далеко не так прост, как может показаться.

Основа основ

Термином «утилитарный снегоход» сегодня называют прорву настолько разных моделей, что с наскока разобраться во всем многообразии практически невозможно. Однако мы попробуем хоть как-то классифицировать подвиды «утилей».

Базовый утилитарник – пожалуй, наиболее консервативная каста снегоходной техники. К этому виду «утилей» чаще всего предъявляются довольно типичные требования: надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность, тяговитость и низкая цена.


Тайга Варяг 500 – простейший и наиболее дешевый из «полноразмерных» снегоходов на сегодняшний день;


Японский «супербюджетник» Yamaha Tough Pro лишен не только системы раздельной смазки, но даже электростартера


Канадец» Ski-Doo Tundra 600 – пожалуй, один из лидеров по цене. Но и оснащен богаче прочих

Эти машины покупают те, кому важнее быть уверенным в том, что снегоход не сломается от слишком активной эксплуатации под серьезными нагрузками, заведется в любой мороз и утащит за собой тяжелые сани. При этом пользователям этого рода техники не так важна максимальная скорость, разгон, комфорт и количество доступных аксессуаров.

Примерно то же касается вопроса надежности и ремонтопригодности. Условия эксплуатации предъявляют гораздо более жесткие требования к технике, чем, допустим, к квадроциклам, автомобилям или мототехнике. Мороз, снежный покров и короткий световой день могут запросто превратить элементарную поломку в трагедию с человеческими жертвами. В глубоком снегу путь, который снегоход проходит за полчаса, пеший путник может преодолевать сутки! Поэтому в конструкции утилей используют наиболее простые и надежные решения с минимальным риском поломки и максимальным шансом починки в полевых условиях, зачастую в ущерб комфорту, удобству и скорости. Клиентура – те люди, кому снегоходы действительно нужны для работы: егеря, оленеводы, газовики, нефтяники, а также не претендующие на социальный статус «любители».

1 / 2

2 / 2

Примитивные органы управления Yamaha Tough Pro – максимальная надежность при минимальной цене

Конечно, в стане рабочих машин для зимы есть машины попроще и посложнее, менее и более мощные, комфортные и аскетичные, однако балом правят наиболее простые и дешевые модели.

Основными признаками утилитарника можно назвать следующие конструктивные особенности:

  • двухтактный двигатель, чаще всего воздушного охлаждения, рабочим объемом до 600 см3 (простота, залог надежности плюс низкая цена);
  • гусеница имеет длину 3 900 мм (154 дюйма) и ширину 500 (вайдтрак) или 600 (супервайдтрак) миллиметров. Высота грунтозацепа при этом небольшая и редко превышает 30-40 мм;
  • в трансмиссии предусмотрен понижающий ряд для буксировки тяжелых саней или движения по глубокому снегу;
  • спереди чаще всего используются телескопические стойки, сзади – наиболее простые амортизаторы без релугировок;
  • из «комфортных» опций есть только подогрев рукояток руля. В наиболее бюджетных моделях нет даже электрозапуска.


На фото: Американский вариант «рабочей лошадки» – 550 Polaris Widetrak LX

Такие снегоходы зачастую покупают, что называется, «на убой». Выхаживает «варяг», «викинг» или «вайдтрак» сезон-два – и то хорошо, а после этого экономически целесообразнее купить новый снегоход, чем восстанавливать старый. Конечно, речь идет о полноценной эксплуатации, когда снегоход проходит за сезон 20–30 тысяч километров. Некоторые жители Крайнего Севера, например, умудряются за долгую зиму накатать и 40 тысяч километров. «Добивается» снегоход уже летом. Хоть двигатель воздушного охлаждения не требует мороза, но вот трущиеся части подвески от езды по ягелю «умирают». Так «оленные люди» снашивают снегоход меньше чем за год.

Характеристики легких утилитарников:

  • Относительная дешевизна;
  • Простота конструкции;
  • Легкость и низкая стоимость обслуживания;
  • Подходит для езды по пересеченной местности, целине, лесу, плохим дорогам;
  • Низкий уровень комфорта;
  • Высокая шумность;
  • Низкая скорость;
  • Топливная экономичность.

Четыре такта: когда ресурс важнее массы

На противоположном полюсе стоят машины тяжелого класса. Их главные особенности – четырехтактный двигатель и весьма богатая комплектация. По большому счету, эти «тоже утилитарные» аппараты выполняют прямо противоположные функции относительно машин, описанных выше.


На фото: Типичный тяжелый утилитарник – Lynx 69 Yeti 900 ACE

Тяжелые «утили» в основном покупают не для того, чтобы добираться куда-то в отдаленные места, проезжать много километров по плохим трассам или вовсе без них. Удел тяжелых машин – работа на разного рода объектах, где постоянно нужна подмога тягловой силы, большая мощность и тяга, но нет необходимости ездить по глубокой целине или отправляться в очень дальние пробеги.


На фото: Yamaha Viking Professional на обслуживании олимпийских игр в Сочи

Вспомним, какие снегоходы использовали на олимпиаде в Сочи в 2014 году? Четырехтактные Yamaha Viking Professional. Компания Yamaha стала поставщиком внедорожной техники для игр в Сочи, однако почему из широкого списка моделей выбрали именно эту? Все просто! Четырехтактный двигатель работает заметно тише двухтактника, от него заметно меньше дыма и вони, он быстрее выходит на рабочий режим после простоя (его не нужно долго прогревать). Кроме того, у четырехтактников гораздо выше плавность работы, что важно при перевозке пассажиров, и отличная тяга на низких оборотах, а значит снегоходу проще взбираться на горы и таскать груз – опять же, не воняя выхлопом и не завывая мотором.


На фото: Отечественный тяжеловес Тайга Барс 850

Еще одним ключевым признаком такого аппарата является довольно внушительная масса. Если в глубоком «пухляке», да и просто в лесу это действительно обуза, то на укатанных дорожках – наоборот плюс. Во-первых, тяжелый снегоход имеет более плавный ход, во-вторых, он способен тянуть больший груз, ведь легкая машина будет просто буксовать.


На фото: Lynx 69 Ranger Alpine 1200 4-TEC – снегоход, специально созданный для работы на горнолыжных склонах. Эвакуация, перевозка оборудования, патрулирование – его основная работа

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать резюме всему классу тяжелых утилитарников.

Достоинства

  • Высокая мощность и крутящий момент;
  • Хорошая топливная экономичность и запас хода;
  • Низкий уровень шума;
  • «Чистый» и незначительный выхлоп;
  • Способность таскать тяжелые нарты и работать на крутых склонах;
  • Комфорт пилота и пассажиров.

Недостатки

  • Высокая масса;
  • Плохая приспособленность к движению по целине (снегоход «тонет»);
  • Низкая маневренность;
  • Сложность выкапывания застрявшей машины;
  • Более высокая стоимость и сложность обслуживания и ремонта.

Очевидно, что брать тяжелый «утиль» для того, чтобы кататься одному и по лесам, – идея далеко не лучшая, а вот если ездить предстоит с санями (с пассажирами или грузом) и по укатанным дорожкам, руслам рек или зимникам, то такой четырехтактный утилитарник – ваш выбор.


На фото: Поставить «на ноги» прилегший на бок тяжелый четырехтактный аппарат – задача непростая даже для здоровых мужиков!

Кстати, зачастую производители используют одни и те же платформы или «будки», как говорят в народе, для, казалось бы, столь разных классов машин. Одна лишь замена двигателя и перенастройка подвески позволяют сделать совершенно разные по характеру и назначению машины.

1 / 2

2 / 2

На первом фото – Stels S800 Росомаха, на втором – Stels 600 Viking. Обе машины построены на одной платформе, однако Росомаха – это тяжелый снегоход с гусеницей шириной 600 мм, а Викинг – утилитарник среднего класса с двухтактным двигателем и 500-мм гусеницей

Разрывая рамки…

На вершине «пирамиды» утилитарных снегоходов стоят машины, уже вышедшие одной лыжей из своего класса. Причем выходят они в разные смежные классы. Кто-то в туризм, кто-то в покатушки по пересеченке, кто-то вообще не поймешь куда. Так или иначе, в них появляются черты рекреационных снегоходов, обладающих излишествами, не нужными сугубо рабочим моделям.

Для начала двигатели. Зачем, спрашивается, утилитарнику сверхмощный двухтактник? Таскать сани, как мы уже выяснили, могут и 500-кубовые двухтактники на пониженной передаче или «большие» четырехтактники. Зачем «утилю» 172 л.с.? Вопрос во многом риторический, но те же финны предлагают такой вариант, да к тому же, на 600-мм гусенице.


На фото: Столь любимый среди отечественных охотников «армеец» Lynx Yeti Army получил в прошлом году самый мощный мотор фирмы – 800-кубовый E-Tec мощностью 172 л.с.

У того же концерна BRP есть и еще более уникальные модели. Например «утиль-переросток» Lynx Xtrim Commander 800 E-Tec. Мало того, что в «будку» утилитарника воткнули все тот же 172-сильный двухтактник от спортивных моделей марки, ему еще и неубиваемую телескопическую подвеску лыж поменяли на хрупкую (но гораздо более продвинутую) рычажную! Получился «утиль» с динамикой ракеты и способностью не только ездить по ровному, но и прыгать трамплины! Плюс «зубастая» гусеница, плюс весьма навороченная задняя подвеска с регулировками обоих амортизаторов, плюс огромный набор дополнительных опций… Вроде бы все хорошо в такой машине, но нужно помнить, что сверхмощность – это не всегда хорошо, и масса такого аппарата все равно будет высока. Хотя в остальном он совместил в себе достоинства и первых, и вторых.


На фото: Lynx Xtrim Commander 800 E-Tec

Квадромания – термин, который появился совсем недавно. Его появление связано с необычными внедорожниками – квадроциклами или квадриками. Квадроцикл мечтают купить люди, которые увлечены рыбалкой, охотой, любят путешествовать по малопроходимой местности. Привлекает такой транспорт своей высокой проходимостью на сложных участках местности. Квадрик используют не только для активного отдыха на природе, но и для перевозки негабаритных грузов. В статье мы рассмотрим, какими бывают квадроциклы и чем отличаются между собой виды квадроциклов.

Рассмотрим, какие есть виды квадроциклов:

Утилитарные.

Спортивные.

Туристические.

Детские.

Что значит утилитарный квадроцикл? Это универсальная модель, которая подойдет и для охоты, и для рыбалки, и для хозяйственных работ. Модель характеризуется высокой проходимостью (справляется с горными подъемами и полным бездорожьем), выносливостью, большой мощностью и широким спектром применения.


Утилитарный квадрик используется везде, потому что такая модель может дополняться прицепом и багажником или двумя багажниками (спереди и сзади) – это позволяет перевозить груз, фаркопом (квадрик часто используется в качестве тягача), лебедкой (можно использовать как помощника в строительных работах). Колеса квадрика можно заменять на гусеницы – вот вам и снегоход. Если вы живете за городом, то можете убирать снег и расчищать дороги квадриком.

Утилитарный квадроцикл имеет большой диаметр колес с глубоким протекторным рисунком, внушительный вес (остальные модели гораздо легче). Утилитарник – полноприводный транспорт с независимой подвеской. У него дисковые тормоза, автоматическая трансмиссия (хотя на некоторых моделях может быть гидродинамическая или гидростатическая и даже роботизированная механика с двумя сцеплениями DCT). Объем двигателя – от 500 до 1000 л. Чаще всего на утилитарных моделях стоит четырехтактный двухцилиндровый двигатель.


Спортивные квадроциклы

Спортивные модели кардинально отличаются от других типов квадроциклов. Поскольку предназначены такие квадрики для быстрой езды (могут развивать скорость до 160 км/ч), то снабжены они мощным двигателем (от 800 л) и специальной трансмиссией. Спортивный квадроцикл заднеприводный, с ручной коробкой передач, независимой подвеской (это повышает маневренность) и мощными амортизаторами. Тип привода – на 2 колеса. Используется цепной привод (он гораздо легче карданной передачи).

Большой ход подвески позволяет совершать прыжки и хорошо демпфировать после этого, получая отличное сцепление с грунтом. В системе зажигания имеется аварийная чека. Это позволяет заглушить мотор и остановить квадроцикл, если пилот вылетает из квадрика на сильных ухабах. Высокая колея спортивных моделей делает их достаточно устойчивыми на высоких скоростях.


Никакого дополнительного оборудования на модели нет. Поэтому кузов относительно облегченный (около 300 кг). Спортивный квадрик заинтересует людей, которые любят экстремальный отдых, соревнования по скоростному преодолению местности в условиях бездорожья.

Интересно знать! Первые спортивные модели квадроциклов были разработаны на основе кроссовых мотоциклов.

Туристические

Классы квадроциклов различают туристическую модель, которая отличается от всех остальных высокой комфортностью. Цена туристического квадроцикла выше, чем утилитарного. Туристические квадрики приспособлены под потребности туриста: объемный багажник, кабина, пассажирское место, автомобильный руль, кузов с гидравликой. Есть дополнительная защита в виде пластин из металла для передних тормозов и мотора.


Машинки полноприводные с понижающей передачей. Колеса с низким давлением позволяют ехать по песчаной местности, снегу, весенней жиже. Одним словом, туристический квадроцикл – это модель всесезонная.

Если рассматривать вопрос о том, как разделяют квадроциклы по возрасту потребителей, то стоит отметить, что есть квадроциклы для взрослых и для детей. Детские квадрики значительно меньше по своим размерам, чем взрослые модели. Моторы ставятся слабенькие, чтобы квадрик не мог развить большую скорость (ведь главное – это безопасность ребенка). Коробка передач – автоматическая, тормоза – на руле (детям так легче тормозить). Конструкция кузова продумана таким образом, чтобы ребенок не смог получить травму во время езды: опасные места конструкции покрыты специальными кожухами.


Типы детских квадроциклов:

С бензиновым мотором. Это мини-копия утилитарного квадроцикла. Напоминает минибайк. Детям до 10 лет рекомендуется брать квадрик с объемом двигателя до 50 л, детям от 10 до 16 лет подходит двигатель объемом до 110 л.

С электрическим мотором. Двигатель квадроцикла работает на аккумуляторной батарее (этого хватит примерно на 5 часов езды). Скорость передвижения – около 10 км/ч. Практически не производят шума (бензиновый вариант довольно шумный). Детские модели часто продаются вместе с пультом управления. С его помощью родители могут откорректировать движения ребенка на местности.

Внимание! Выбирая квадроцикл ребенку, позаботьтесь о том, чтобы ребенок-пилот мог свободно дотягиваться до элементов управления. Кроме того, посадка ребенка в седле должна быть прямая.

УТИЛИТАРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.). 1. Проникнутый утилитаризмом. Из утилитарных соображении. У. подход. 2. Прикладной, узкопрактический. Утилитарные знания. || сущ. утилитарность, -и, ж.


Смотреть значение УТИЛИТАРНЫЙ в других словарях

Утилитарный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: утилитаризм (2*), связанный с ним. 2. Свойственный утилитаризму (2*), характерный для него. 3. Имеющий практическое назначение, применение; прикладной.
Толковый словарь Ефремовой

Утилитарный — Рассчитанный на извлечение практической пользы, выгоды; прикладной (напр., У. знания).
Политический словарь

Утилитарный — утилитарная, утилитарное; утилитарен, утилитарна, утилитарно (от латин. utilitas - польза) (книжн.). 1. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неодобрит.).........
Толковый словарь Ушакова

Утилитарный — -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. [от лат. utilitas - польза] Основанный на утилитаризме (2 зн.). У-ые взгляды. У-ые цели. // Имеющий практическое назначение, применение; практический, прикладной.........
Толковый словарь Кузнецова

Утилитарный — сообразующийся исключительно с практической выгодой илипользой, практичный, прикладной (утилитарный подход к делу).
Большой энциклопедический словарь

Утилитарный — - сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной.
Исторический словарь



Похожие публикации