Инженерные системы и сети в строительстве

Внешность чувашей: характерные черты и особенности. Коренное население Чувашской Республики

Численность и размещение населения

На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно численность составляет около 40%. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км 2 .

Сельское население Чувашии проживает в деревнях, которые отличаются по людности и характеру размещения. В Чувашии насчитывается 1727 сельских поселений, в которых проживает 526100 человек, следовательно, в деревне в среднем проживает около 300 человек. В республике деревни располагаются, в основном, в долинах рек, на водоразделах рек и оврагов, вдоль дорог.

Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 г.: численность горожан увеличилась в 3,1 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 г. доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 71%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики - с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2000 году.

На территории Чувашии имеется 17 городских поселений: 9 городов и 8 поселков городского типа.

По людности классификация городов республики выглядит следующим образом:

* крупный город (250-500 тыс. человек) - Чебоксары;

* большой город (100-250 тыс. человек) - Новочебоксарск;

* средний город (50-100 тыс. человек) - Канаш;

* малые города (20-50 тыс. человек) - Алатырь, Шумерля;

* малые города с населением менее 20 тыс. человек - Козловка, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

К поселкам городского типа относятся Киря, Буинск, Вурнары, Кугеси, Ибреси и Урмары. Поселки Новые Лапсары и Сосновка входят в состав Чебоксарского горсовета.

Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной части Чувашии. Неслучайно на севере республики образовалась Чебоксарская городская агломерация, в состав которой вошли Новочебоксарск, Цивильск, Кугеси, а также все населенные пункты в пределах Чебоксарского района и часть деревень, пограничных с этим районом. Ядром агломерации является г. Чебоксары.

В последнее десятилетие численность городского населения практически не увеличилась и составляет около 60%. В некоторых поселениях даже произошло ее уменьшение, к таким относятся города Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, поселки

По территории Чувашии национальный состав неоднороден

Национальный и религиозный состав

В целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России.

На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,7%, мордва - 1,2%, другие национальности - 1,8%. Всего в Чувашии дружно проживают граждане 97 национальностей и 9 этнических групп. Существуют три этнографические группы чувашей: верховые (вирьял, тури) живут в северных и северо-западных районах Чувашии, низовые (анатри) - на юге республики и за ее пределами, средненизовые (анат енчи) - в северо-восточных и центральных районах. Чувашский язык состоит из двух взаимно понимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий).

Основная проблема с вопросами о владении языками заключалась в определении родного языка. Причем в большей степени эта трудность была характерна для чувашей, марийцев, мордвы и других этносов, проживающих в Чебоксарах. Молодое поколение в таких семьях чаще в меньшей степени владеет (или совсем не владеет) родным языком родителей, чем русским.

Традиционная чувашская вера представляла собой природно-языческую веру. После добровольного вхождения в 1551 году чувашского края в состав Русского государства началась христианизация чувашского народа. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% - ислам, 1% - протестантизм, 1% - другие религии и деноминации.

Демографическая ситуация

К 60-м годам прошлого века в Чувашии, как и в большинстве регионов России, завершился демографический переход к современному типу воспроизводства, то есть рождаемость постепенно снизилась. Поэтому в период 60-80-х гг. показатель естественного прироста колебался в пределах 14,7 - 7,6 человек на 1000 жителей.

С 90-х годов в республике наблюдается неблагополучная демографическая ситуация: начиная с 1992 г. смертность превысила рождаемость. Показатель естественной убыли населения в последнее десятилетие увеличивался и составил в 2000 г. - 9,8 человек на 1000 жителей

Снижение рождаемости и повышение смертности в республике связано с экономическими и демографическими причинами. Условия переходного периода негативно сказываются на жителях России.

В республике, как и во всей стране, произошло резкое падение уровня жизни населения: постоянный рост цен, инфляция и безработица сдерживают рождаемость и увеличивают смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. В то же время в Чувашии, как и в большинстве регионов России, увеличивается доля лиц пенсионного возраста, что в свою очередь снижает рождаемость и увеличивает смертность. В последние годы отмечается снижение продолжительности жизни. В 1989 г. этот показатель составлял 70,3 лет (у мужчин - 65,4, у женщин - 75,2), а в 1995 г. - всего 66,1 лет (у мужчин - 60,2, у женщин - 72,1).

На территории республики демографическая ситуация не везде одинакова. Относительно благоприятная демографическая ситуация наблюдается в столице республики Чебоксарах и в городах Новочебоксарск и Цивильск. Это объясняется повышенной долей трудоспособного населения в возрастном составе горожан. Большие города с развитой инфраструктурой, высшими учебными заведениями привлекают молодых людей из сельской местности в возрасте 16-35 лет, которые впоследствии осваиваются в них, обзаводятся семьями, пополняя число горожан. Во всех районах республики наблюдается естественная убыль населения. Этот показатель невысок в юго-восточных районах республики. Здесь еще сохранились традиции многодетных семей. Определенное влияние на демографическую ситуацию оказывает и религия, а на юго-востоке республики часть населения исповедует ислам. Самые высокие показатели естественной убыли населения наблюдаются в г. Алатыре и в Алатырском районе.

Половозрастная структура населения является "запечатленной демографической историей". Существенный провал наблюдается в возрасте 50-60-летних (первое эхо войны, это "дети войны") и незначительное снижение наблюдается у 20-30-летних жителей республики (второе эхо войны, это дети "детей войны"). Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково.

Мужчины преобладают в возрасте от 0 до 20 лет, а женщины - в пенсионном возрасте. К 2003 г. численность женщин республики превышала численность мужчин на 88 тыс. человек, но год от года разница между числом мужчин и женщин сокращается. Так, например, в 1990 г. на 1000 мужчин приходилось 1164 женщины, а в 2000 г. - 1137.

В настоящее время происходит постепенный процесс старения населения республики. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 1990 по 2000 гг. на 12,4%. Удельный вес лиц пенсионного возраста в 2000 г. составлял 19,5%. Особенно высока доля пенсионеров в Шумерлинском районе (37,3%), наименьший их удельный вес наблюдается в Чебоксарах (13,9%) и в Новочебоксарске (12,5%) (см. табл.5 в приложении). Одновременно с увеличением численности населения пенсионного возраста происходит уменьшение численности детей. За период с 1990 по 2000 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 16,5%. Самый высокий удельный вес детей наблюдается в Ибресинском районе (26,1%), а самый низкий - в Шумерлинском (18,9%).

Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей. Трудовыми ресурсами республики считается население трудоспособного возраста за исключением инвалидов, а также работающие пенсионеры и подростки. Численность трудовых ресурсов и их качественный состав непостоянен и зависит от многих причин. Так, например, в половом соотношении преобладают мужчины, а в возрастном соотношении - лица от 30 до 44 лет, по уровню образования - лица со средним и специальным образованием.

В пределах Чувашии миграционный прирост населения неодинаковый (рис.26). Основные потоки мигрантов направлены на север республики, в большие города - в Чебоксары и Новочебоксарск. Сюда приезжают в основном сельские жители республики, особенно молодежь. Южные районы республики имеют отрицательное миграционное сальдо, то есть количество выехавших людей из этих районов меньше количества въехавших сюда на постоянное место жительства. В последнее десятилетие в республику увеличился поток мигрантов из северных и восточных регионов страны.

Праздники и традиции

Основная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание "народный". Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов "Сурхури", "Саварни", "Вайа", "Кер сари" и др.

Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает "овечья нога".

Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.

Саварни (Масленица)

В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни - праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело "Саварни карчаке".

Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает "свадьба плуга") является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.

Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе - игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово "уяв" буквально означает "соблюдение", первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля.

Национальный костюм, кухня

Жители сумели сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы: уникальные вышивки, необычные костюмы, своеобразные женские головные уборы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чуваш, приготовлением национального напитка - чувашского пива.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост" - деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапециевидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской. Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд с сыром, а не в пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.

Традиционные блюда в основном состоят из продуктов земледелия и скотоводства. Широко употреблялись каши (пгтг), толокно (тинкеле), мучные кисели (кeсeл, нимeр), супы (яшка, шярпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди чувашей были похлебка с клецками (салма яшки, згмах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шгрттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармгш, сукта). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (тургх), пахтанья (уйран), сливок (хгйма) и творожного сыра (чгкгт). Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс (кгмгс). Разнообразной была выпечка: хлеб из ржаной муки (згкгр), часто с добавлением солода, к праздничному столу чувашки готовили хгпарту - пышный пшеничный хлеб; пироги (кукгль), хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, блины (пeлeм) и оладьи (затма икерчи), лепешки (пашалу, юсман, сурхури, икерчe, вeтя), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пяремеч, тгпгрчг икерчи), колобки (йгва) из пшеничной муки, хургн кукли - небольшие пирожки типа вареников или галушек (их варили в котле).

На столе чувашей традиционно присутствовал мед (пыл). Излюбленные напитки - пиво из ячменного или ржаного солода (сгра), медовуха или брага (сим-пыл, кгрчама).

Чебоксары - это город в Российской Федерации, он является столицей Чувашской Республики, а так же научным, административным, культурным и промышленным центром Чувашской Республики. Численность населения растет начиная с 2009 года и на 2013 примерно составляет 464 тысяч человек. Основное население Чебоксар это чуваши их насчитывается больше шестидесяти процентов и остальные русские их в городе примерно тридцать пять процентов. Город находиться на верхней части Чебоксарской Гидроэлектростанции. На национальном языке - чувашском звучит как Шупашкар .
У города так же имеется город-спутник под названием Новочебоксарск. Был проведен референдум по объединению этих двух городов в марте 2008 года, но большинство жителей города-спутника голосовали против их слияния.

Численность населения Чебоксар на 2018 и 2019 год. Количество жителей Чебоксар

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Чебоксар. В таблице указано распределение количества жителей Чебоксар по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Чебоксар:

Чебоксары фото города. Фотография Чебоксар


Информация о городе Чебоксары в Википедии:

Ссылка на сайт Чебоксар. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Чебоксар, официальном портале Чебоксар и правительства.
Официальный сайт Чебоксар

Карта города Чебоксар. Чебоксары яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Чебоксар на карте России. г. Чебоксары Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Чебоксар с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Чебоксар, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Чебоксар. Так же увидеть расположение города Чебоксары на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Население Чувашии

Население Чувашии

Численность

На начало 2000 года численность населения Чувашской республики составила 1358,6 тыс.человек, около 40% составляют жители сельской местности. Плотность населения Чувашии (74,2 человека на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России (в 8,7 раза выше среднероссийского), что определяет ее 4 место в Российской Федерации.

Города республиканского значения

") Численность населения приведена с учетом подчиненных администрации городов населенных пунктов.

Естественное движение населения.

(в расчете на 1000 населения)

Национальный состав.

.
В большинстве республик Российской Федерации этническая структура меняется в пользу населения титульных национальностей. Однако причины этого явления разные. В Чувашии он обусловлен, главным образом, более благополучными, нежели у русского населения, демографическими показателями.

Характеристики семьи

БРАКИ И РАЗВОДЫ

Образование

Основные показатели образования. на конец года)

603 584 550 521 499 57,6 51,6 48,4 45,2 42,8 711 696 695 695 697 222,5 224,8 226,8 225,6 220,9 32 32 32 32 32 17,3 17,2 16,7 16,8 16,9 127 126 123 124 125 28 28 27 27 28 20,3 21,0 21,0 21,2 22,2 149 155 155 156 163 5 5 6 9 12 20,7 24,0 27,1 31,5 36,9 152 177 199 231 272
1995 1996 1997 1998 1999

Число постоянных дошкольных учреждений, ед.

В них детей, тыс.человек

Число дневных общеобразовательных школ,ед.

В них учащихся, тыс.человек

Число государственных учебных заведений начального профессионального образования, ед.

В них учащихся: тыс.человек

на 10000 населения

Число государственных средних специальных учебных заведений, ед,

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Число высших учебных заведений,ед.

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Уровень жизни

Типология регионов России по уровню жизни населения в 1995 году.

Покупательная способность, скорректированная на уровень бедности - более 80% от 60 до 80% менее 60% Тип 1. г.Москва, г.С.Петербург, Вологодская, Тульская, Ростовская, Пермская, Тюменская области Тип 2. Мурманская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Свердловская, Кемеровская области, Краснодарский край, республика Коми, Татарстан Тип.4 Костромская, Орловская, Белгородская, Тамбовская, Воронежская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Камчатская области, Красноярский край - более 70% от 50 до 70% менее 50% Тип 3. Ленинградская, Тверская, Пензенская Иркутская области, Саха (Якутия) Тип 5. Архангельская, Новгородская, Брянская, Московская, Амурская, Калининградская области, Карелия, Чувашия, Башкортостан Тип 7. Владимирская, Рязанская, Курская, Астраханская, Омская, Томская, Магаданская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Удмуртия, Хакассия - более 60% от 40 до 60% менее 40% тип. 6. Кировская, Саратовская Волгоградская, Адыгея, республика Алтай, Бурятия Тип. 8. Псковская область, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тува Тип 9. Ивановская, Курганская, Оренбургская, Новосибирская, Читинская области, Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия
Реальные доходы населения к 1990 г.
высокая (более 150%)
средняя (от 110 до 150%)
низкая (менее 110%)

Типология регионов России по значению коэффициента "зажиточности" в 1995 г.

Степень расслоения Коэффициент "зажиточности" Регионы
(в порядке убывания коэффициента) высокая более 2,0 г.Москва, Тюменская обл., Амурская обл., Кемеровская обл., Красноярский край, Магаданская обл., г.С.Петербург, Камчатская обл., республика Коми, Пермская обл., Белгородская обл., Самарская обл., Тульская обл. выше средней 1,7 - 2,0 Орловская обл., Вологодская обл., Башкортостан, Калужская обл., Костромская обл., Иркутская обл., Новгородская обл., Тамбовская обл., Ульяновская обл., Смоленская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Челябинская обл., Воронежская обл., Свердловская обл., Ярославская обл. средняя 1,3 - 1,7 Ростовская обл., Республика Алтай, Краснодарский край, Курская обл., Калининградская обл., Саха (Якутия), Брянская обл., Ивановская обл., Липецкая обл., Омская обл., Томская обл., Татарстан, Ставропольский край, Алтайский край, Карелия, Удмуртия, Хабаровский край, Архангельская обл., Тверская обл., Хакассия, Бурятия, Приморский край, Сахалинская обл., Кировская обл., Чувашия, Ленинградская обл. Ниже средней 1,0 - 1, 3 Рязанская обл., Волгоградская обл., Московская обл., Астраханская обл., Саратовская обл., Владимирская обл., Псковская обл., Пензенская обл., Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Новосибирская обл. Низкая менее 1,0 Мордовия, Курганская обл., Карачаево-Черкессия, Адыгея, Марий Эл, Калмыкия, Оренбургская обл., Дагестан, Читинская обл., Тува

Экономическая активность населения (в процентах к итогу)

Соотношение городского и сельского населения (на 1 января; тыс.человек)

Мобильность населения

Миграционные потоки

в стране на сегодня официально зарегистрировано около 1,2 млн человек со статусом "беженец". При этом следует отметить, что далеко не все беженцы зарегистрированы, а потому эта цифра, по оценкам некоторых экспертов, больше в 3-4 раза. Только в прошлом году в миграционную службу обратилось 140 тыс. человек, из них 118 тыс. получили статус вынужденных переселенцев и беженцев. В Чувашии на сегодняшний день зарегистрировано 2800 вынужденных переселенцев.

Как заявил вице-премьер правительства Чувашии Петр Ивантаев, для республики проблема миграции не столь актуальна. Тем не менее в республике действует специальная межведомственная комиссия, которую он и возглавляет. К тому же миграционная служба тесно взаимодействует с органами исполнительной власти республики.

"Этнический магнетизм" двух республик с общим положительным сальдо миграции - Татарстана и Чувашии - притягивал к себе представителей титульной национальности гораздо сильнее, чем русских.

Национальный состав мигрантов в республиках РФ за 1997-1998 гг.

2398 1605 456 1487 684 385 1147 555 116 905 590 118 11162 2349 2230 10411 1929 2336 –4816 –4175 79 –4851 –4192 –37 –4540 –3815 950 (*) 488 –4296 5813 482 –173 522 517 –132 428 –564 –599 216 –1291 –1221 117 –1269 –1189 135 –1561 –1018 149 –399 –570 –20 –573 –783 10 241 220 43 –195 –214 –11 –11008 –7973 –110 –0612 –7820 –64 1089 682 353 1197 681 248 –295 –266 –258 –765 –440 –277 –17207 –13373 –152 –19666 –14991 –224 –1342 –1930 1178 1523 –1607 3225 16361 3390 10315 14286 2732 9411 –859 –798 13 –619 –648 57 3502 1850 829 3029 1812 672 1799 1625 168 1241 1171 150 – – – – – –
Республики 1997 1998
всего в том числе всего в том числе
русские татары русские татары
01. Адыгея
02. Алтай
03. Башкортостан
04. Бурятия
05. Дагестан
06. Ингушетия
07. Кабардино-Балкария
08. Калмыкия
09. Карачаево-Черкессия
10. Карелия
11. Коми
12. Марий Эл
13. Мордовия
14. Саха (Якутия)
15. Северная Осетия
16. Татарстан
17. Тува
18. Удмуртия
19. Хакасия
20. Чечня
21. Чувашия 2456 678 1443 3517 939 2176

В 3 республиках с тюркоязычным титульным населением, в том числе в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, численность прибывших в республику лиц титульных национальностей превосходила численность прибывших сюда русских.

Источники информации

Чувашия–99. Статистический сборник. Издатели: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Профессионалы за сотрудничество. Издательство "Янус-К" Анализ тенденций развития регионов России. Подготовлен Научно-благотворительным фондом "Экспертный институт". Национальная электронная библиотека

1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.

Чувашия - республика в составе РФ, расположенная в 700 километрах от Москвы. Население Чувашии - свыше 1,2 миллиона человек. В статье речь пойдет о том, кто населяет республику, а также о демографических проблемах и городах края.

общие сведения

Чувашия - одна из Она расположена в центре европейской части страны. На севере республики протекает река Волга. Расстояние от «столицы» края до столицы России составляет 630 км.

Республика занимает небольшую (по российским меркам) площадь: около 18 000 квадратных километров. Население Чувашии составляет 1,23 миллиона человек. Республика достаточно хорошо связана с другими регионами России автомобильными, железнодорожными, а также водными транспортными путями.

Большая часть Чувашии расположена в междуречье Суры и Свияги, в пределах лесной и лесостепной природных зон. Рельеф территории равнинный, климат - умеренно-континентальный. Из полезных ископаемых в регионе имеются месторождения и фосфоритов.

Чувашия - земля с богатой культурой и традициями. Ее часто называют «краем ста тысяч песен». Исследователи акцентируют внимание на своеобразии местной музыкальной культуры, которая выражается не только в особой манере пения, но и в наборе инструментов.

Динамика и численность населения республики

Чувашия - один из самых населенных субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2016 год здесь проживает 1 миллион 237 тысяч человек. При этом средняя плотность населения Чувашии - одна из самых высоких в России (почти 68 чел./кв. км.).

Тем не менее, демографическая ситуация в республике вот уже двадцать лет остается весьма сложной. Начиная с 1994-го, население Чувашии постепенно вымирает. За этот период времени регион потерял почти 100 тысяч своих жителей! Правда, к 2016 году темпы вымирания населения приостановились, в первую очередь за счет увеличения рождаемости.

Другая серьезная региона - это «старение» населения. Дело в том, что из республики активно выезжает молодежь. Соответственно, в возрастной структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста.

Уровень урбанизации в крае сравнительно невысокий - 61,3%. Однако в последнее время городское население Республики Чувашии увеличивается с каждым годом.

Возрастной, половой состав населения и миграции

Как уже упоминалось выше, в Чувашии с каждым годом увеличивается доля пенсионеров. Соответственно, доля лиц несовершеннолетнего возраста уменьшается. Если в 1989 году она составляла почти 27%, то в 2002 - всего 19,9%.

Если говорить о половой структуре населения, то в Чувашии преобладают женщины (53,7%). Однако в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию общего соотношения мужчин и женщин.

Население Чувашии сокращается не только вследствие естественных демографических процессов, но и за счет активной эмиграции. За последние пять лет в регионе наблюдается отрицательная миграционная динамика. В среднем, каждый год Чувашию покидает на 2-5 тысяч человек больше, нежели въезжает в республику. Главными центрами притяжения для мигрантов из этого региона является Москва, Ульяновская область, Татарстан и Подмосковье.

Этнический состав населения. Кто такие чуваши?

В национальном составе республики доминируют чуваши (67,7%). Далее идут русские (26,7%), татары (2,8%) и мордва (около 1%). Также на территории Чувашии довольно многочисленны диаспоры украинцев, белорусов и армян.

Чуваши - коренное население республики. Это тюркский этнос, происхождение которого ученые связывают с волжскими булгарами. Общая численность чувашей в мире оценивается в полтора миллиона человек. Половина из них проживает в пределах Республики Чувашии. Остальные представители этого этноса распорошены по территории России, они также живут в Казахстане, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Чуваши говорят на своем языке - чувашском, который имеет три диалекта. В 65% школ региона обучение детей происходит именно на этом языке. Большая часть чувашей - православные христиане. Однако есть среди них и приверженцы традиционных языческих верований.

Согласно древним чувашским мифам, Земля имеет форму квадрата. Небесная твердь опирается на четыре столпа (медный, каменный, золотой и серебряный). Каждый из четырех углов Земли надежно охраняет богатырь-защитник.

Современное территориальное устройство республики. Население Чувашии по районам

Республика Чувашия сегодня разделена на 21 административный район. Здесь насчитывается девять городов, восемь ПГТ и 1720 деревень. Столицей республики является город Чебоксары. Согласно последней в нем проживает каждый третий житель Чувашии.

Районы республики различны по своим размерам. Самый большой по площади - Алатырский, а самый маленький - Красноармейский. Ниже в таблице представлены все районы Чувашии, с указанием численности населения по каждому из них:

Название района

Количество жителей (в тыс. чел.)

Алатырский

Аликовский

Батыревский

Вурнарский

Ибресинский

Канашский

Красноармейский

Красночетайский

Козловский

Комсомольский

Марпосадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шумерлинский

Шемуршинский

Ядринский

Янтиковский

Яльчикский

Города Чувашии

Перечень городов Чувашии включает в себя девять населенных пунктов. Два из них относятся к числу крупных городов. А вот в самом маленьком проживает всего 8,5 тысяч человек.

Самым старым городом в пределах республики считаются Чебоксары (первое упоминание в письменных документах за 1469 год). В XVI веке возникли еще три города - Алатырь, Ядрин и Цивильск.

Ниже перечислены все города Чувашии по численности населения (от самого крупного - к самому маленькому):

  • Чебоксары.
  • Новочебоксарск.
  • Канаш.
  • Алатырь.
  • Шумерля.
  • Цивильск.
  • Козловка.
  • Мариинский Посад.
  • Ядрин.

Город Чебоксары - столица республики

Чебоксары - самый крупный город в Чувашии. Помимо столичного статуса, это также важный культурный, научный и транспортный центр края. В 2001 году город получил почетный титул «самого благоустроенного» в России.

Чебоксары расположены на реке Волге. Транспортными воротами города является аэропорт, железнодорожный вокзал и речной порт.

Город возник в середине XV века. К началу XVIII века он превращается в крупный центр торговли на Поволжье. Здесь активно торгуют хлебом, пушниной, рыбой, медом и солью. В настоящее время в Чебоксарах работает более десятка крупных предприятий. Здесь выпускают промышленные тракторы, электронные приборы и оптическое оборудование, текстиль, кондитерские изделия. Два местных завода выпускают широкий спектр алкогольной продукции.

Чебоксары известны и в качестве рекреационного центра региона. Так, на левом берегу Волги находится санаторий «Чувашия», который оказывает оздоровительные услуги, а также услуги по лечению и диагностике различных заболеваний.

Чебоксары - важный образовательный и культурный центр Чувашии. Здесь функционируют пять вузов, а также ряд филиалов иногородних В городе работает восемь музеев, пять театров и более 30 публичных библиотек. Ежегодно в Чебоксарах проводится несколько крупных фестивалей.

Среди архитектурных памятников города стоит отметить несколько красивейших старинных храмовых построек и комплексов. В частности, Введенский собор 1651 года, Свято-Троицкий монастырь, основанный в XVII веке, Успенский храм (1763 год). В городе в разное время было установлено более тридцати памятников, скульптурных композиций и монументов. Самые красивые и известные из них - это монумент Матери (который считается главным туристическим символом Чебоксар), великолепный конный памятник Чапаеву, бюст поэта Низами Гянджеви и другие.

В заключение

1 236 628 - такова точная численность населения Чувашии (на 2016 год). Главным этносом в пределах республики являются чуваши - коренные жители края. Здесь их насчитывается около 68%. Город Чебоксары - крупнейший город Чувашии и ее столица.

Сегодня для этой республики характерен целый ряд острых демографических проблем: вымирание и старение населения, а также отток молодежи в другие, более перспективные регионы страны.



Похожие публикации