Инженерные системы и сети в строительстве

Михаил Павлович Саблин: биография. А.С

Саблины - дворянский род, восходящий к концу XVI века.
Род Саблиных разделился на несколько ветвей, внесенных в VI, I и II ч. родословных книг Вологодской, Олонецкой, Санкт-Петербургской и Новгородской губерний.
Дворянский род Саблиных внесен в III часть Дворянской родословной книги Вологодской губернии.

Воспитанник Морского кадетского корпуса. В службе находился с 1856 года.

Высочайшим приказом по Морскому ведомству 1 января 1858 года произведен в мичманы флота.
Выпущен в Черноморский флот.

В 1864-1865 гг. на колесном пароходе (пароходофрегат) «Тамань» ЧФ находился в заграничных плаваниях.

В 1870-1874 гг. плавал старшим помощником на винтовом корвете «Память Меркурия» в Черном море и заграницей. До 1871 года корвет «Память Меркурия» исполнял функции сторожевого корабля, крейсировал вдоль Кавказского побережья, ловил контрабандистов, пресекал поставки оружия горцам.

В 1875-1880 гг. командовал винтовой шхуной «Новороссийск».

В 1880 году плавает по Черному морю командиром на винтовой шхуне "Редут-Кале", занимавшейся главным образом борьбой с контрабандистами.

В 1881 году назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего стационером в Константинополе.

С 1882 г. по 1885 г. в плаваниях, командуя винтовой паровой шхуной «Ингул» - учебным минным судном.

В 1885-1887 гг. - командир вооруженного парохода «Эльборус» ЧФ.

До 1890 года командовал поповкой «Новгород» - первым броненосцем береговой охраны ЧФ.

1 января 1890 году назначен командовать крейсером "Память Меркурия, который в течение длительного времени был не только единственным крейсером, но и самым быстроходным и наиболее мощным среди мореходных кораблей Черноморского флота.

До 1894 года капитан 1-го ранга Саблин числился в 34-м флотском экипаже ЧФ и командовал новым эскадренным броненосцем «Двенадцать Апостолов», введенным в боевой строй флота в 1892 году.

1 января 1894 года Высочайшим приказом произведен в контр-адмиралы и назначен Директором маяков и лоции КМ (он же - Командир Бакинского военного порта). (Фото № 1.)

20 марта 1894 года с согласия Морского министерства Приказом по Кавказскому военному округу контр-адмирал Саблин назначен начальником гарнизона гор Баку. (Фото № 5.)

Директор маяков и лоции Каспийского моря (он же - Командир Бакинского порта) контр-адмирал Саблин на кораблях КВФ совершал инспекторские поездки по портам и маякам Каспийского моря. (Фото №№ 6., 6б., 22.)

    Фото № 6а.

    Фото № 6б.

В апреле 1894 года состоялась помолвка Наследника престола Российского, Цесаревича Николая с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. После перехода в православие она приняла имя Александры Федоровны.
8/21 апреля 1894 года, их помолвка была объявлена официально.

Командир Бакинского порта контр-адмирал Саблин от имени всего личного состава КВФ принес поздравление по случаю помолвки Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича.
(Фото № 6а.)

С 1 января 1894 года по 17 ноября 1897 года контр-адмирал Саблин Павел Федорович, согласно Послужному Списку, состоял в должности Директора маяков и лоции Каспийского моря (он же - Командир Бакинского порта). (Фото №№ 7 - 12).


Директория маяков и лоции КМ под управлением контр-адмирала Саблина П.Ф. неустанно пеклась о безопасности мореплавания на Каспии. (Фото №№ 13 - 17).

Командир бакинского порта уделял внимание вопросам благоустройства Баилова мыса и жизни подчиненных. (Фото №№ 18, 19).

    Фото № 13.

    Фото № 14.

    Фото № 15.

    Фото № 16.

    Фото № 17.

    Фото № 18.

    Фото № 19.

Директор маяков и лоции Каспийского моря (он же - Командир Бакинского порта) контр-адмирал Саблин П.Ф. принимал активное участие в общественной жизни города.
26 сентября 1897 года в числе почетных гостей он присутствовал на торжественном открытии нового учебного заведения гор. Баку – частного (г-жи Вальд С.И.) женского училища 2-го разряда с курсом 4-х классной прогимназии.

На время отсутствия в Баку по служебной необходимости или на время отпуска обязанности командира порта возлагались на командира Каспийского флотского экипажа капитана 1-го ранга Завалишина 1-го Л.А.

В 1898-1899 гг. контр-адмирал Саблин П.Ф. состоял в должности младшего флагмана БФ.

Высочайшим приказом по Морскому ведомству 28 июня 1899 года произведен в вице-адмиралы «с увольнением от службы с мундиром и пенсией».

В 1903 году вице-адмирал в отставке Павел Федорович Саблин жил в Санкт-Петербурге на ул. Рылеева, дом 17-19, и занимал квартиру № 5 (7 комнат, 1750 рублей в год).

Вице-адмирал в отставке Саблин П.Ф. умер 13 августа 1914 года и похоронен в Санкт-Петербурге.

Остались вдова, дети и светлая память:

Вдова - Елизавета Васильевна, дочь генерал-майора В.Г. Рюмина
На старом севастопольском кладбище сохранился памятник с эпитафией:
«Жена Вице-Адмирала / Елизавета Васильевна / Саблина / скончалась 1-го Февраля 1911 г.»

Сыновья:

  • Саблин Михаил Павлович (17.07.1869 – 17.10.1920) - Вице-адмирал.
  • Саблин Николай Павлович (16 апреля 1880 - 21 августа 1937, Париж) - Контр-адмирал.

Дочери:

  • Елизавета
  • Надежда

"...дочери на 1928 год проживали в Севастополе. В городском архиве сохранилось любопытное письмо от членов жилищного товарищества председателю горсовета:
"Согласно директивного письма горжилсоюза от 15 ноября 1928 года за № 241/218 о выявлении лиц проживающих в домах Жакта с темным или неизвестным прошлым, а также лиц, случайно попавших в профсоюзы на предмет лишения их избирательных прав и исключения из профсоюзов.
А потому правления жакта № 181 по ул. Ленина сообщает, что в доме № 5: проживают гр-ка Пименова Елизавета Павловна , не член союза, жена генерала, безработная, но живет обеспечено, для вывески имеет небольшую группу детей для "воспитания". По слухам когда был разрыв торговых отношений с Англией она у себя устроила вечер. Элемент чуждый.
Гр-ка Саблина Вера Павловна . Родная сестра Пименовой, живут в одной комнате, не член союза, живет обеспечено, дочь адмирала, по слухам даже придворного, источник дохода неизвестен, элемент чуждый.
Гр-ка Попова Надежда Александровна , член союза медикосантруд, служит в больнице (скорая помощь) сестра Саблиной и Пименовой, жена и дочь адмирала. Элемент чуждый."
Странно только, что у Надежды Поповой отчество Александровна...
Как сложилась дальнейшая судьба сестёр не известно, возможно, после лишения избирательных прав их выселили из города.
Муж Елизаветы Павловны - Пименов Владимир Гордеевич, капитан 1 ранга, член Севастопольского местного правления Российского общества Красного Креста, старшина Комитета старшин Севастопольского морского собрания, член Севастопольского общества древоводства, проживал: Екатерининская, 15 (на 1913 г.)." Была у Павла Фёдоровича Саблина была одна дочь - Ольга Павловна . Запись о её браке есть в метрической книге Севастопольского Адмиралтейского собора за 1901 год :
"Невеста - дочь капитана-лейтенанта, а ныне вице-адмирала в отставке Павла Фёдоровича Саблина, девица Ольга Павловна, 27 лет. Жених - 18-го саперного батальона поручик Николай Павлович Есаулов, 28 лет. Оба православные и первым браком".

Примечания:

Благодарю Jonka и Сергея Плехова за предоставленные материалы. При использовании любых материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"
ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 23 сентября 2018; проверки требуют.

Михаи́л Па́влович Са́блин (17 июля (1869-07-17 ) - 17 октября ) - вице-адмирал (1916), командующий Черноморским флотом .

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя» , участвовал в Цусимском морском бою ; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

В 1909-1911 годах начальник 5-го резервного дивизиона миноносцев Чёрного моря, в 1911-1912 годах - начальник 3-го дивизиона Черноморской минной дивизии. 6 декабря 1912 года произведен в чин капитана 1-го ранга с утверждением в должности командира линейного корабля «Ростислав », а в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа.

В декабре 1914 года награждён Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен ».

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «

В декабре 1914 года награждён Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен ».

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул », подводная лодка «Тюлень » и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведённые ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «

Саблин Михаил Павлович (17.7.1869 - 17.10.1920, Ялта),русский вице-адмирал.Родился в Севастополе, в дворянской военной семье (его отец был морским офицером, дослужившимся впоследствии до адмиральских чинов, а мать являлась дочерью генерала).Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890). По окончании Морского Училища в 1890 году он был произведен в мичманы и служил на Черном море.С 1898 года, окончив к тому времени Минный Офицерский Класс в 1893 году, он служил на Тихоокеанской эскадре, в составе которой «был в походах и делах в Китае в 1900 и 1901 гг.», как на крейсере «Дмитрий Донской», так и на суше,«уничтожая фугасы и минные заграждения» китайских укреплений «на Печелинском побережьи». Участник русско-японской войны. В составе эскадры адмирала З. П. Рожественского выступил в поход к дальневосточным берегам и к Цусиме. В Цусимском сражении он тонул вместе с эскадренным броненосцем «Ослябя», но был спасен и поднят из воды на эсминец «Бравый». «И он признавался мне, - рассказывает адмирал Пилкин, - что долго, долго спустя, когда входил на палубу корабля чувствовал, что ноги у него отнимаются». В 1905-06 старший офицер учебного судна «Хабаровск».Первое в своей жизни командование кораблем - миноносцем «Завидный» - он принимает на Балтике в 1906 году, а с 1908-го снова служит на Черном море, почти сразу же получив назначение начальником дивизиона миноносцев,в 1912–1914 годах командуя линейным кораблем «Ростислав» и в первые недели Мировой войны приняв должность начальника Минной бригады, в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа. На этой должности капитан 1-го ранга Саблин был удостоен награждения Георгиевским Оружием «за смелые действия на путях сообщения неприятеля с явною для себя опасностью». Награждение состоялось уже в декабре 1914 года, а через два месяца Саблин назначен в «Думу из лиц, имеющих Георгиевское Оружие», то есть признан достойным оценивать подвиги других с точки зрения их соответствия положениям Георгиевского Статута.С 21.7.1916 начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и.д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря. Но кроме доблести, Саблин, в апреле 1915 года ставший контр-адмиралом, славился еще и «крутым и прямолинейным нравом», вызвавшим конфликт с адмиралом А. В. Колчаком, который летом 1916 года принял командование над Черноморским Флотом. «По соображениям принципиальным» Михаил Павлович, к тому времени три месяца исполнявший обязанности начальника дивизии линейных кораблей, ушел с Черного моря: 31 октября 1916 года он был назначен «состоять при Морском Министре» с переводом на Балтику с зачислением во 2-й Балтийский экипаж.Лишь 21 июля 1917 года, уже в условиях революционной разрухи, вернется Саблин в Черноморский Флот, причем сразу на должность Начальника Штаба Командующего Флотом, адмирала А. В. Немитца. Немитц и представил контр-адмирала Саблина к производству в чин вице-адмирала, однако сделано это было уже после Октябрьского переворота, за несколько дней до разгрома большевиками Ставки Верховного Главнокомандующего. После Октябрьской революции мобилизован на службу к большевикам. С 12(25).12.1917 по 4(17).6.1918 командующий Черноморским флотом. В глазах тех, кто возглавлял Белую борьбу на Юге России, не станет препятствием для занятия Михаилом Павловичем ответственных постов и роль, которую ему довелось играть в 1918 году. Перед лицом развивавшегося австро-германского наступления в Новороссии и Малороссии, весной 1918-го в буйных головах черноморских матросов началось некоторое протрезвление,и в марте «Центрофлот» в заседании с участием представителей корабельных команд избирает Командующим Флотом «товарища Саблина». В июне 1918 получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован. С помощью моряков бежал в Великобританию.Флот частично был затоплен, частично - уведен в Севастополь (после поражения Германии в Великой войне эта его часть в несколько этапов вступила в строй под Андреевским флагом), а в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР.Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу,не сломавшемуся и не опустившему рук и после всех мытарств, перенесенных на советской службе.Свобода, впрочем,встретила его тоже неласково: после приезда в Лондон Саблин столкнулся с жесткой позицией ставшего к тому времени Верховным Правителем России адмирала Колчака, который, как рассказывал позднее Михаил Павлович, «прислал на имя нашего поверенного в делах в Англии Набокова телеграмму с запрещением мне въезда в Россию, и кроме того просил его принять меры, чтобы Англичане не дали мне возможности командовать Черноморским флотом».Полученное затем разрешение «проживать в России только как частное лицо» вряд ли могло утешить столь энергичную натуру,как адмирал Саблин, но он, кажется, был уже готов подчиниться, когда после приезда на Родину в Россию и представления Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генералу А. И. Деникину неожиданно для себя получил предложение занять должность Главного командира Севастопольского порта и служить в ВСЮР.Саблин доложил о запрете Колчака занимать ответственные посты во Флоте, но «вопрос о том, принимать ли мне эту должность или нет,был поставлен так, что это мой долг и отказываться от исполнения своего долга я не могу». Тяжелое наследство адмирала Канина дополнилось по существу предательской позицией французского адмирала Амета,который, оказавшись старшим начальником на Севастопольском рейде, после переговоров с представителями приближавшихся большевиков 2/15 апреля ультимативно потребовал эвакуации Севастополя русскими войсками(крайне малочисленными, основные силы находились на фронте) и Флотом. Выведя все, что было возможным, в море, сам адмирал на крейсере «Кагул» (который Канин незадолго до этого хотел вообще передать частному предпринимателю для производства работ по подъему затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария», причем предполагалось поднять на крейсере коммерческий флаг!) несколько дней «крейсировал между Севастополем и Новороссийском, наблюдая за движением наших судов для оказания в случае надобности им помощи».С потерей Севастополя должность Михаила Павловича, казалось бы, превращалась в фикцию,но в действительности его ожидало повышение до уровня «Главного Командира портов и судов Черного и Азовского морей» (впрочем, немного было этих портов и судов),а летом в переписке наименование должности даже стало формулироваться как «Главный Командир флота и портов…» - и это было вполне по заслугам: разношерстный, слабый качественно и количественно, укомплектованный зачастую необученными и мало пригодными для морской службы добровольцами «флот» становился в руках адмирала Саблина подлинным и боеспособным Флотом, соответствовавшим уровню возникавших перед ним оперативных задач и являвшимся надежным помощником сухопутных сил. Поддержка защитников Ак-Манайских позиций, разведки и десанты при освобождении Крыма летом 1919 года, борьба с Очаковскими батареями, прорыв в Днепровско-Бугский лиман, содействие пехоте при взятии Херсона и Николаева, десант в Одессу, - эти славные боевые дела стали наглядным результатом трудов Командования Флотом (как бы оно формально ни называлось),а Михаил Павлович Саблин тем самым заслужил в истории характеристику человека, возродившего русский Черноморский Флот из чудовищной разрухи, из состояния, которое, с учетом изменившихся масштабов,вполне может быть сравнимо с состоянием Флота после Цусимы или Крымской войны.Но тогда же, летом 1919-го, вновь возобновился старый конфликт, в котором стороны занимали явно неравное положение: из Сибири через Париж доходили требования Верховного Правителя устранить адмирала Саблина от командования.Сам адмирал, да, кажется, и Главнокомандующий генерал Деникин, склонны были считать эти требования следствием интриг тех, о ком Михаил Павлович с гневом писал:"Были и здесь адмиралы, было еще много орлов с заячьими душами, которые прятались в тяжелые минуты за границей, интригуя там и набивая себе карманы. У них были пароходы, которыми они торговали вместо того, чтобы на них придти в Новороссийск и предоставить себя в распоряжение Добровольческой Армии. Теперь, когда положение Добровольческой Армии окрепло, когда на флоте водворился порядок, они являются в большом числе, они уже говорят и будут говорить: “Саблин большевик, он служил с большевиками, - а вот мы такие хорошие, такие чистенькие, даже близко к большевикам не подходили, мы только одни имеем право спасать родину и достойно служить на флоте”…»

Самолюбие Саблина, безусловно, было жестоко уязвлено, но все же лейтмотив своей позиции он выразил, думается, вполне честно: «Я полагаю, что благо Родины зиждется не на том, уйду ли я или не уйду из флота, а зиждется, кроме всего прочего, на справедливости, на уважении к суду и на признании заслуг тех лиц, которые работали и работают для спасения России». Ссылка на «суд» не была голословной - деникинское Морское Управление запрашивало Колчака, известно ли в Омске, что Саблин «прошел через следственную комиссию»; в результате было принято компромиссное решение - Михаил Павлович остался на своем посту (теперь «Главным Командиром портов»), но, с восстановлением в августе должности Командующего Флотом, которым стал адмирал Д. В. Ненюков, прерогативы Саблина, конечно, заметно сократились. Однако 8/21 февраля 1920 года генерал Деникин уволил Ненюкова от службы, заподозрив его в интригах и подрыве власти Главнокомандующего (в отношении самого адмирала подозрения вряд ли были оправданы, но своих подчиненных он как будто действительно распустил), и в командование Флотом почти на два месяца снова вступает Саблин. Тяжелый период, когда при катастрофической нехватке угля, в условиях небывало холодной зимы, сковывавшей льдом прибрежные воды, корабли Черноморского Флота оказывали действенную помощь геройски сражавшимся на перешейках Войскам Таврии и Крыма генерала Я. А. Слащова, также должен быть во многом поставлен в заслугу Михаилу Павловичу. Впрочем, вскоре он проявил и свой «крутой нрав», вступив в конфликт с предназначавшимся на его место адмиралом А. М. Герасимовым, в результате чего временно отошел от дел.Но после вступления в Главное Командование генерала барона П. Н. Врангеля (22 марта / 4 апреля 1920 года) новому Главнокомандующему «пришлось заменить командующего флотом адмирала Герасимова, прекрасного человека, но мягкого и недостаточно решительного»: 19 апреля / 1 мая Командующим Флотом и Начальником Морского Управления (фактически Морским Министром) был назначен Саблин, очевидно, в глазах Врангеля не обладавший указанными недостатками.И Главнокомандующему не пришлось пожалеть о своем выборе: ряд новых боевых операций подтвердил, что Михаил Павлович по-прежнему остается волевым и талантливым флотоводцем.Один из гражданских сотрудников Врангеля, Н. В. Савич, писал в своих воспоминаниях, что Саблин в это время «был совсем больным человеком. Страшный недуг, от которого он умер месяца три спустя, подтачивал его организм, лишал сил и энергии», - но продолжение цитаты как будто противоречит этому утверждению: «Притом он одновременно командовал боевым флотом, операции которого занимали все его время и внимание». И действительно, Михаила Павловича, больного раком печени, но до последней возможности державшегося и окончательно слегшего лишь в сентябре, незадолго до этого видят в боевых условиях, и этот человек, по Савичу едва ли не умирающий, запомнится подчиненным проходящим по заливаемой водою палубе и личным примером подбадривающим непривычных к морю, малоопытных добровольцев.

Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17/30 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина (в частности, им были заблаговременно созданы неприкосновенные запасы угля и масла на случай эвакуации), вновь «подтянувшего» Флот после тяжелой зимы 1919/1920 года. И спасение десятков тысяч чинов Армии и гражданских беженцев от большевицкой расправы стало еще одной, теперь уже посмертной заслугой адмирала.«В 1927 г. собор был “освобожден от предметов, оскорбляющих революционные чувства трудящихся масс”, в том числе и от останков покоившихся там адмиралов», - пишет современный историк. Гражданская война настигала русских флотоводцев и за гробом, и горьким утешением остается лишь сознание, что даже этим актом большевицкого вандализма Михаил Павлович Саблин был сопричтен к тем Великим Адмиралам, чьи имена никогда не изгладятся со скрижалей Истории.

"Ему не везло… по крайней мере на службе, хотя он был, кажется, лучший офицер в выпуске", - писал адмирал В. К. Пилкин о Михаиле Павловиче Саблине.И действительно, судьба как будто не благоволила Саблину, нередко ставя его в ситуации сложные, безвыходные, трагические, и фактически на протяжении всей его жизни предоставляя мало возможностей для совершения громких деяний, по которым в основном и оценивают значимость исторического вклада и величие флотоводца. И все же деятельность Михаила Павловича в 1919–1920 годах, когда он стоял во главе возрождавшегося русского Флота, вполне заслуживает столь высокой оценки;и еще более соответствует ей некое внутреннее величие духа, сопутствующее этому человеку в самых тяжелых жизненных обстоятельствах и побуждающее его упорно идти вперед, несмотря ни на что, и продолжать дело своей жизни -служение России и Флоту.И не может быть простой случайностью, что и посмертную свою судьбу, оказавшуюся столь же трагической, он разделил с теми Великими Адмиралами, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Великой России - черноморскими героями М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, В. И. Истоминым, П. С. Нахимовым…"

Михаил Павлович Саблин

Саблин Михаил Павлович (17.7.1869 - 17.10.1920, Ялта), русский вице-адмирал (1916). Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890). Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-05. В 1905-06 старший офицер учебного судна «Хабаровск». В 1906-07 командир миноносца «Завидный», в 1907-09 - канонерской лодки «Донец». В 1909-11 начальник 5-го резервного дивизиона миноносцев Черного моря, в1911-12- 3-го дивизиона Черноморской минной дивизии. 6.9.1912 назначен командиром линейного корабля «Ростислав», а в 1914 зачислен в состав Черноморского флотского экипажа. С 21.7.1916 начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и.д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря. 31.10.1916 назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам. 12(25).12.1917-4(17).6.1918 командующий Черноморским флотом. В июне 1918 получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован. С помощью моряков бежал в Великобританию, откуда прибыл на Юг России. С начала 1919 главный командир судов и портов Черного моря. 25.3-20.8.1919 командующий Черноморским флотом ВСЮР. 8.2.1920 вновь возглавил Черноморский флот, но уже 17 февраля сдал командование адмиралу Герасимову. 19.4.1920 назначен командующим Черноморским флотом и начальником Морского управления Русской армии. В середине 1920 тяжело заболел раком печении был 12.10.1920 заменен адмиралом М.А. Кедровым.

Его брат: Николай Павлович (16.4.1880 - ?), контр-адмирал Свиты. С 24.1.1911 старший офицер императорской яхты «Штандарт». В 1916 командовал морской батареей гвардейского экипажа, а затем яхтой «Штандарт». С 21:7.1917 начальник штаба Черноморского флота.

Использован материал из кн.: Залесский К.А. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Саблин Михаил Павлович (1869-17.10.1920). Контр-адмирал (1915). Вице-адмирал (1919). Окончил Морской корпус (1890). Участник похода в Китай 1900- 1901. Участник русско-японской войны 1904-1905: офицер на броненосце «Ослябя», участвовал в Цусимском морском бою; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей. После войны с Японией служил на Черном море: командир эсминца «Завидный» и канонерской лодки «Донец» (1906-1907). Начальник 5-го (разведывательного) дивизиона миноносцев, 1907-1909. Начальник (командир) 3-го дивизиона миноносцев Черноморского флота, 1909-1911. Командир линкора «Ростислав», 1912-1914. Участник Первой Мировой войны: начальник (командующий) минной обороны Черного моря, 1915- 1917. Начальник штаба Черноморского флота, 1917-1918. Командующий Черноморским флотом, 02-05.1918. После получения приказа Ленина о затоплении флота 05.1918 отказался его выполнять и выехал в Москву для личного доклада Ленину. Однако в Москве Саблин был арестован и заключен в тюрьму. Все же (с помощью моряков) Саблину удалось бежать, и 06.1919 он уже находился в Морском управлении штаба Деникина. (Смотри также «Тихменев А.И.»). В Белом движении: с лета 1918 - в Морском управлении штаба Главнокомандующего генерала Деникина, 08.1918-04.1919. Начальник Военно-морской базы Севастополя, начальник (командующий) портами Черноморского бассейна, 19.04.1919-01.02.1920. Командующий Черноморским флотом при генерале Врангеле, 28.02-17.10.1920. Умер 17.10.1920 в Севастополе (рак печени).

Использованы материалы кн.: Валерий Клавинг, Гражданская война в России: Белые армии. Военно-историческая библиотека. М., 2003.

Саблин Михаил Павлович (1869-1920)- вице-адмирал. Окончил Морской корпус в 1890 г. Участвовал в военных действиях против Китая в 1900-1901 гг. и в русско-японской войне на 2-й Тихоокеанской эскадре. После японской войны командовал канонерскими лодками «Завидный» и «Донецк». В 1909 г. был назначен начальником 3-го минного дивизиона на Черноморском флоте. В 1911-1914 гг.- капитан 1 ранга и командир линейного корабля «Ростислав». В декабре 1914 г. награжден Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гебен». В 1916 г. - вице-адмирал. 12 (25) декабря 1917 г. по 4 (17) июня 1918 г. - командующий Черноморским флотом. В связи с приближением Германской армии к Севастополю, после Брест-Литовского мира, увел лучшую часть Черноморского флота (2 новейших линейных корабля и 14 эсминцев) в Новороссийск. Получив приказ Ленина о потоплении флота (от 9 и 13 июня 1918 г.), выехал в Москву с тем, чтобы уговорить большевиков не топить флот. Был арестован. Бежал благодаря сочувствию морского караула и с большим трудом добрался до штаба Главнокомандующего ВСЮР, при котором занимал различные должности в Морском управлении. В начале 1919 г. занимал должность главного командира судов и портов. В апреле 1919 г., в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул», подводная лодка «Тюлень» и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведенные ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III» («Генерал Алексеев») и современные эсминцы. После увольнения адмирала Ненюкова (8 февраля 1920 г.) был назначен командующим Черноморским флотом. 17 февраля 1920 г. сдал свою должность адмиралу Герасимову. 19 апреля 1920 г. генерал Врангель вновь назначил его командующим Черноморским флотом и начальником Морского управления. В сентябре 1920 г. тяжело заболел раком печени и был временно заменен адмиралом Кедровым. Скончался 17 октября 1920 г. Похоронен в Севастополе.



Похожие публикации