Инженерные системы и сети в строительстве

Полоцкая земля в 12 13 веках. Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления

На землях древней Беларуси было несколько десятков небольших государств. Но самыми крупными и значимыми считались Полоцкое и Туровское княжества. Под их властью находились более мелкие воеводства. Такие как Пинское, Минское, Витебское и другие. В данной статье мы рассмотрим историю образования, культуру и правителей самого крупного и известного государственного образования - Полоцкого княжества.

Можно услышать о том, что Полоцкое княжество - первое белорусское государство. Так оно и есть. Ведь первые упоминания о зарождении феодальных отношений относятся к Полоцкой земле. Именно здесь, на знаменитом водном пути «из варяг в греки», и образовалось сильнейшее княжество белорусских племен (радимичей, кривичей, дреговичей).

Образование

Как же появилось Полоцкое княжество на белорусских землях? К сожалению, ответить на этот вопрос должным образом не представляется возможным. На сегодняшний день не сохранилось никаких письменных источников или археологических находок, с помощью которых можно было бы установить, когда началось образование Полоцкого княжества. Остаются только предположения историков. И самая распространенная теория называет IX век. Именно в это время исчезли коллективные усыпальницы (длинные курганы). Вместо них появились одиночные насыпи, реже - парные. Ученые объясняют этот факт сильным ослаблением родовых и племенных связей. Кроме того, именно в IX веке стали появляться классовые различия между усыпальницами. Одни были дорого обставлены, другие - значительно проще. Это свидетельствовало об имущественном неравенстве.

Разделения племени на бедных и богатых привело к появлению знати, которая возвышалась над другими членами общины и захватывала центральную власть. Из знати, в свою очередь, выделились местные князья. Они выстраивали себе города-крепости, в которых были в безопасности со своими племенами. Так, в первой половине IX века племенная знать кривичей построила себе город в том месте, где река Полота впадала в Западную Березину. Здесь со всей округи собирали дань.

Мать городов белорусских

История Полоцкого княжества начинается одновременно с созданием города Полоцка. Первое официальное упоминание о городе относится к 862 году. Однако историки утверждают, что появился он гораздо раньше. Так, еще в недатированной части «Повести временных лет» (древнейший летописный свод на славянских землях) упоминается название «полочане» одновременно с «кривичами». Отсюда можно сделать вывод, что еще во времена кривичей выделилось отдельное государство со столицей в Полоцке. Задолго до того, как первые варяги появились на тех землях и образовалось Древнерусское государство.

Свое название город получил благодаря реке, на берегах которой расположен. Как уже говорилось, недалеко от данного поселения река Полота впадала в Западную Березину.

Территория

Полоцкое и Туровское княжества располагались на крайне неплодородных землях. Однако Полоцк имел одно важное преимущество. Именно здесь находилось пересечение значимых торговых путей по Березине, Двине и Неману. То есть водный путь «из варяг в греки». Это способствовало не только развитию торговли и экономики в государстве, но и вызвало массовое переселение других народов и племен на полоцкие земли. Да и территории княжества были окружены непроходимыми лесами, которые служили надежной защитой от врагов. А врагов полочане наживали с каждым годом все больше и больше. Так как контроль княжества за торговыми путями не нравился соседним государствам - Киеву и Новгороду. Что в итоге привело к территориальным спорам и массовому кровопролитию.

Полоцкое княжество включало в себя не только полоцкие земли, но и часть территории дреговичей, литовских и финских племен. Полочане расселились по всей Полоте, а также в бассейнах Березины, Свислочи и Немана. В состав княжества входили такие крупные города, как Минск, Борисов, Логойск, Заславль, Друцк, Лукомль и другие. Таким образом, на протяжении IX-XIII веков это было крупное и сильное европейское государство.

Первый князь

Первое упоминание о государе, объединившем Полоцкое княжество, относится ко второй половине X века. Как гласят летописи, «валадарыу, трымау i княжыу Рагвалод Полацкаю зямлею».

Норманн Рогволод «пришел из-за моря» и правил с 972 по 978 год. Этот период и считается завершающим этапом становления Полоцкого княжества. У государства появились свои границы, утвердились политическая и управленческая системы, образовалось сильное войско, начали налаживаться торговые связи. Историческим ядром и центром стал город Полоцк.

Княжна с тремя именами

История Полоцкого княжества - это история борьбы за независимость, которая в итоге была проиграна. Так, уже в 980 году земли числились в составе Древнерусского государства. Княжество стало между враждовавшими тогда Новгородом и Киевом.

Как гласят летописи, в 978 году князь Рогволод, чтобы укрепить границы своего государства, решил выдать дочь Рогнеду за киевского князя Ярополка, отказав при этом Владимиру Святославичу (государю Новгородскому из династии Рюриковичей). Не стерпев оскорбления, Владимир взял штурмом Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду насильно сделал своей женой, дав ей имя Горислава. Затем новгородский князь захватил Киев и ввел на полоцких землях новую религию - христианство.

Согласно «Повести временных лет», у Рогнеды и Владимира было четыре сына: Изяслав (князь Полоцкий), Ярослав Мудрый (князь Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Владимир-Волынский) и Мстислав (князь Черниговский). А также две дочери: Премислава, которая впоследствии вышла замуж за Ласло Лысого (угорского короля), и Предслава, ставшая женой Болеслава III Рыжего (чешского князя).

После того как Рогнеда пыталась убить Владимира, ее вместе с сыном Изяславом (заступившимся перед отцом за мать) выслали в Полоцкие земли, в город Изяславль. Княжна постриглась в монахини и взяла третье имя - Анастасия.

Князи Полоцкого княжества

В 988 году жители Изяславля пригласили сына Рогнеды и Владимира Изяслава на княжение. Он прославился как государь-книжник и распространитель нового верования, христианства, на полоцкой земле. Именно с Изяслава начинается новая ветвь в династии Рюриковичей - Изяславичи (Полоцкие). Потомки Изяслава, в отличие от детей его братьев, подчеркивали свою родственную связь с Рогволодом (по материнской линии). И называли себя Рогволодовичами.

Князь Изяслав скончался молодым (в 1001 году), пережив свою мать Рогнеду всего на один год. Полоцким княжеством стал править его младший сын Брячислав Изяславич. До 1044 года государь вел собственную политику, направленную на расширение земель. Воспользовавшись междоусобицами и ослаблением Руси, Брячислав захватил Великий Новгород и пять лет держал власть вместе со своим дядей Ярославом Мудрым. Тогда же был построен и город Брячиславль (современный Браслав).

Расцвет

Вершины своего могущества Полоцкое княжество достигло в 1044-1101 гг., во время правления Всеслава Вещего, сына князя Брячислава. Зная, что ему предстоят сражения не на жизнь, а на смерть, князь до середины 60-х годов XI века готовился к войне - укреплял города, собирал армию. Так, Полоцк был перенесен на правый берег Западной Двины, к устью реки Полоты.

Всеслав начал расширять полоцкие земли далеко на север, подчинил себе племена латгалов и ливов. Однако в 1067 году, когда его походы в Новгород закончились неудачно, князь вместе с сыновьями попал в плен к Изяславу Ярославичу, а государство было захвачено. Но уже через год восставший народ освободил Всеслава, и ему удалось вернуть потерянные земли.

С 1069 по 1072 год Полоцкое княжество вело неустанную и кровопролитную войну с киевскими государями. Было захвачено Смоленское княжество, а также часть черниговских земель на севере. В те годы население столицы княжества составляло более двадцати тысяч человек.

Падение

После смерти Всеслава в 1101 году его сыновья разделили княжество на уделы: Витебский, Минский, Полоцкий, Логойский и другие. А уже в 1127 году воспользовавшись разногласиями между князьями, захватил и разграбил Полоцкую землю. Изяславичи были взяты в плен, а затем и вовсе высланы в далекую Византию. Так, к концу XII века авторитет Полоцкого княжества на международной арене окончательно упал, а часть территорий захватили новгородцы и черниговцы.

В XIII веке на полоцкие земли обрушилась новая беда - Орден меченосцев, ставший позднее Ливонским. Правивший тогда князь Владимир Полоцкий воевал с крестоносцами на протяжении более чем двадцати лет, однако остановить их ему было не под силу. Это стало началом конца независимости. А в 1307 году Полоцк вошел в состав

Культура Полоцкого княжества

Именно данное княжество стало местом, где зародилась белорусская государственность, а также культура и письменность. С Полоцком связаны такие имена, как Лазарь Богша, Франциск Скорина, и Симеон Полоцкий. Они составляют гордость белорусской нации.

С появлением на Полоцких землях христианства начала развиваться архитектура. Так, первым монументальным сооружением из камня стал Полоцкий Софийский собор, построенный в 1050-е годы. А в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей был создан шедевр прикладного искусства восточных славян - уникальный крест Евфросинии Полоцкой. XIII век стал временем, когда появился белорусский язык.

В рассматриваемый период население не территории Беларуси не было однородным. Классовая структура общества в 9-12 веках характеризовалась наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с основными классами существовали крестьяне-данники и свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная). Класс феодалов и бояр: образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. На вершине феодальной иерархии стоял великий князь, затем шли князья-владельцы отдельных крупных земель-княжеств. За ними шли феодалы - владельцы больших и малых поместий (бояре). Некоторые из мелких феодалов впоследствии шли на службу к богатейшим, становились их вассалами. К классу феодально-зависимых людей относились крестьяне-данники или как они упоминаются в других источниках свободные общинники - категория населения, не находящаяся в зависимости от отдельных феодалов, а выполняющая определенные повинности и вносящая феодальную ренту непосредственно в пользу государства. Они вели свое собственное хозяйство и обязаны были вносить в пользу центральных и местных органов управления определенную дань. Формы и размеры крестянских повинностей были разнообразными. Выплата дани была связана с такими повинностями как полюдье, повоз и другими. Чаще всего были известны случаи смешанных повинностей.Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель. Челядь - общий термин, которым в 11-13 веках обозначалось феодально-зависимое население.Источники образования класса феодально-зависимых людей:

В результате имущественного расслоения крестьян, которые обеднев, оказались в долговой кабале.

В результате насильного принуждения бывших свободных общинников выполнять повинности в пользу феодала или государева.

В следствии оседлости холопов и других несвободных людей на земле.

Источник образования невольного населения - плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, наказание за совершенное преступление, невыплаченные долги.

Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.

Не только крестьяне, но и жители городов попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу государства многие повинности. Итак, на территории Беларуси в 9-12 веках складывалось общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над другим.

Что касается политического строя сложившихся государств, то он также проходил процесс становления. Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре. Они создали местную администрацию - в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в городе Полоцк было вече. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника. Каждое древнее государство имело свой политический центр, стольный, или старейший город. Высшими органами власти были князь, княжеский совет и вече. Функции органов центрального управления выполняли некоторые должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун и другие, а также высшие представители православной церкви - епископ и игумен (настоятель).

В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. В 9-12 веках чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - славный город. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена. Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.

Полоцкое княжество - княжество кривичей на "Пути из варяг в греки". Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника "Деяния данов" (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В "летописях руских" впервые упоминается в 862 году ("Повесть временных лет").

Подробный анализ сведений о "Полоцке времен Аттилы" можно посмотреть .

Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник. Так София, княжна Минская - рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, "Саги о Кнютлингах", генеалогии датских королей) - она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.

Забавные факты

  • Восточная граница Полоцкого княжества является самой старой границей Беларуси . Сегодня, спустя 1000 лет, она проходит по тем же местам

  • За эту 1000 лет свыше 90% войн с соседними государствами адбылося на восточной границе.

  • До XIX века в академических круга бытовало твердое убеждение, что по этой границе (плюс-минус Смоленск) проходит разделение между "Руссами финского племени" и "кривичами-поляками". Это нашло отражение в первом "Описании всех обитающих в Российском государстве народов" 1799 года Императорской Академии наук.

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого "древнерусского государства".

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы - в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых - св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе - Брячеслав "обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон , креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях .

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни - огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве - так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) - Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава "Чародея") и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов - "ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя..."

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, "крестовый поход" на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) - богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века - внучка Всеслава "Чародея", св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) - монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке - существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения - Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой. И хотя ее имя упоминается в "Степенной книге царского родословия" (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году. Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что "преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли". Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]

XIII-XIV век

Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота , в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское . К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна , княжеская (королевская) династия обрывается.

В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.

Anarchie или sans duc. (анархия, без князя ; франц.) - так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) - в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.

Собраны мирно - нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) - что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.

* Комментарий редакции

Родовод Гедиминовичей.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам - с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов , которые "уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества - оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное - никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ "Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии" , XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" - неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Возможно, Императорское Русское Географическое Общество ("Живописная Россия" , 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от Полоцких Рогволодовичей - из многих версий эта выглядит наиболее логично.

В 862 г. первое упоминание города Полоцка. Полоцк сразу попадает в сферу влияния государства Рюрика. После объединения Олегом южной и северной Руси Полоцк уже твердо состоит в составе Древней Руси. Кривичи во всех летописных упоминаниях – твердые союзники Киева. Первым известным князем Полоцка был Рогволод.

После смерти Великого князя на Руси начиналась борьба за Великокняжеский стол. Так, после смерти киевского князя Святослава началась усобица между его сыновьями. В этой усобице принял участие и Полоцк. В 980 г. отмечается поход новгородского князя Владимира на своего брата киевского князя Ярополка. До этого Ярополк победил второго своего брата Олега Древлянского. По дороге к Киеву Владимир подошел к Полоцку и посватался к княжне Рогнеде (ему нужен был союзник). Рагнеда отказалась и Полоцк был взят. Рогволод и его сыновья убиты, а Рагнеда насильно взята в жены. Позже Владимир разбил Ярополка и стал киевским князем.

Позже Владимир Рагнеду с сыном Изяславом отправил в Полоцк на княжение, а второго сына Ярослава сделал князем Новгорода. Этим шагом он противопоставил двух братьев, т.к. у Полоцка и Новгорода были одни экономические интересы.

С 80-х гг. 10 века начинается новый этап развития Полоцка. Он одним из первых противопоставляет себя древнерусскому государству. Полоцкая земля была одной из самых больших по территории, немногочисленной по населению, но довольно развитой. Причину развития следует искать в торговых связях. Так, Полоцк контролировал западно-двинский торговый путь, также был близок к Днепру и Волге. Поэтому Полоцкая земля могла существовать как посредник и могла прекрасно жить без Руси.

После смерти киевского князя Владимира в 1015 г. ситуация на Руси меняется. Полоцкий князь Брячеслав Изяславович (1003-1044 годы правления) помогает новгородскому князю Ярославу стать Великим князем киевским. После смерти Брячеслава Полоцким князем стал его сын Всеслав Брячеславович по прозвищу Чародей (1044-1101 годы правления). Всеслав начинает борьбу за лидерство на Руси, которой правил триумвират Ярославичей (сыновья Ярослава Мудрого).

В 1065 г. он совершает поход на Псков. В 1066 г. разорил Новгород. В ответ Ярославичи идут войной на Всеслава. В 1067 г. состоялась битва на реке Немиге, в ходе которой Всеслав Чародей был взят в плен и посажен в тюрьму в Киеве. В 1068 г. в Киеве произошло восстание горожан, в ходе которого был изгнан киевский князь Изяслав. А Всеслав был освобожден и посажен на Киевский стол и 7 месяцев он был киевским князем. В 1069 г. Изяслав захватил Киев, Всеслав бежал в Полоцк, который тоже был захвачен Изяславом. В 1071 г. Всеслав вернул себе Полоцк. После смерти Всеслава Чародея полоцкая земля дробится на ряд княжеств: Полоцкое, Минское, Изяславское, Витебское, Друцкое, Логойское.


Политическое устройство Полоцкой земли. Существовал княжеско-вечевой строй. Полоцкая земля складывалась как конфедерация внутренних автономий. Это связано с тем, что во многих городах складывались свои династии. А у Полоцка не было еще столько сил, чтобы держать такую территорию в кулаке. Это послужило тому, что полоцкая земля раньше других княжеств начинает дробиться.

Туровское княжество. 980 год – первое упоминание Турова (первый князь – легендарный Тур). История туровской земли очень тесно связана с историей Киева. На туровском столе очень часто находятся старшие сыновья киевского князя (чтобы были под присмотром).

Так, Владимир отправил старшего сына Святополка в туровское княжество, где он был князем до 1015 года.

1019-1054 – Изяслав туровский князь(с1054 – он киевский князь).

1078-1088 – Ярополк Изяславич

1088-1113 – Святополк Изяславич Изяславичи

1113-1125 – Ярослав Изяславич

Временное прерывание династии Изяславичей.

1125-1142 – Вячеслав Владимирович (сын Владимира Мономаха).

1158-1162 – Юрий Ярославич – восстановление династии Изяславичей. Это крупный деятель. В 1158 г. он отбил штурм киевских князей, при нем стабилизируется граница с Полоцкой и Галицкой землей. Со смертью Юрия туровская земля раздробляется на ряд княжеств: Туровское, Пинское, Клецкое, Слуцкое, Дубровицкое.

Интересно, что в отличие от Полоцкой земли, где был только князь, в Турове, наряду с князем, был и посадник.

В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается и летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел.

Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60–70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г.
В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. Сего именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии – христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля.

Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдаш­ним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!» Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном и Полоцкую землю. Тут для нее был построен город, названный именем сына – Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать.
Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со своими войсками захватил волоки, соединявшие реки Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести («проволочь») суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей киевским князем Ярославом Мудрым. Тот сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов.

Легендами овеяно имя сына Брячислава – полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Неизвестный автор «Слова о походе Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ на действия Всеслава трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого напали в 1067 г. на пограничный город Полоцкой земли Менск (нынешний Минск). Город был сожжен, а его жители – меняне – взяты в плен и проданы в рабство.

Способ государственного управления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя была связана с существованием веча – общего собрания взрослых мужчин, которое могло снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что па собрании вели разговоры («вещали») о важных общественных делах. Па собрание граждан призывал звук вечевого колокола, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал. В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с местного населения.

Войска и Полоцке состояли из дружины – специально обученного военному делу вооруженного отряда людей – и народного ополчения, состоявшею из горожан и называвшегося «полком».

На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это показывало, что он действительно виновен.



Похожие публикации