Инженерные системы и сети в строительстве

Солнце в виде человек мифология. Мифология солнца

Еще в давние времена люди повсеместно поклонялись солнцу. Вокруг него создавали целые культы практически все народы мира. Символ солнца заключали во многие обереги, чтобы получить защиту, обрести счастье или просто пустить капельку света в жизнь.

Значение солнца для человечества

Практически все племена, когда-либо существовавшие на нашей планете, поклонялись небесному светилу. Его считали вечной и могущественной силой, источником неиссякаемой энергии. Люди всегда связывали с солнцем благодать и свои надежды на лучшее будущее.

Благодаря наблюдениям за горящей звездой человечество сделало множество открытий. Это колесо, календарь и другие удивительные вещи. Поэтому неудивительно, что даже современный человек очень часто использует символ солнца в амулетах и татуировках.

Знак солнца в древности

Археологи неоднократно находили наскальные рисунки солнца. В древности люди изображали небесное светило в качестве замкнутого круга с маленькой точкой в центре. Такая самая первая форма символизировала самопознание и цикличность происходящих вещей в мире. Солнечные знаки также наносили на амулеты, украшения, элементы одежды, ими украшали дома. Люди считали горящую звезду неким божеством, поклонялись ей и даже побаивались.

Общий смысл солнечного рисунка заключается в естественном течении времени, которое характерно для всей вселенной. Замкнутый обод круга свидетельствует о бесконечности всего существующего на земле. Такой сакральный смысл люди вкладывали в символ солнца в Египте, Азии, Индии и других древнейших цивилизациях.

Со временем у каждого народа появился свой знак небесного светила, который имел особое значение.

Солнечный символ у народов мира

Ацтекам замкнутый круг служил своеобразным многофункциональным календарем, который имел вид солнечного камня. С его помощью они определяли астрологические данные и узнавали время. Также талисман использовали для гармонизации и познания будущего.

Индейцы верили в солнечного духа, который является прародителем всего и отвечает за круговорот вещей. Амулеты с его изображением давали силу и защиту воинам, согревали в холодные ночи и приносили удачу.

Скандинавы описывали символ как колесо от квадриги самого солнца. Изготавливали его исключительно из золота. А означал он только положительное: благополучие, достаток, здоровье, плодородие и богатый урожай.

Символ солнца в древнем Египте носил оригинальное название - «крылатый диск». Он олицетворял Гора, который встал на борьбу с Сетом. Талисман использовали для защиты от любого негатива, будь то колдовство или физические воздействия.

Славяне любили мастерить наузы - обереги в виде узлов, олицетворяющие солнце. Они выполняли защитные функции и прогоняли темные мысли. Такие амулеты люди активно изготавливают и по сей день.

Рассмотрим славянские символы солнца более подробно.

Ярило

Этого бога изображали в качестве солнца или бородатого старца. Подобный знак наносили для восстановления энергии, равновесия, защиты от любых воздействий, обретения богатства, счастья, хорошего потомства, сохранения здоровья и мужского начала.

Славянский символ солнца очень сильно помогал в семейных делах и считался домашним оберегом. Его как амулет или статуэтку часто помещали в прихожей, спальне, гостиной и кухне. Также образ Ярилы некоторые умельцы вырезали на внешних стенах домов.

Что символизируют лучи

Астрологи не так давно смогли объяснить, что же означают лучи в амулетах. На звездной карте нужно внимательно рассмотреть расположение Малой и Большой Медведицы в полночь во время летнего и зимнего солнцестояния, а также осеннего и весеннего равноденствия. Если от Полярной звезды провести воображаемые линии к этим созвездиям, то как раз получатся солнечные лучи. Можно предположить, что наши предки использовали этот знак для определения местонахождения.

В амулетах лучи заключают в круг, тем самым символизируя непрерывную цикличность бытия. Также они могут быть загнуты по часовой стрелке и в обратном направлении. У славян символ солнца значение может иметь самое различное в зависимости от количества изображенных лучей. Четыре означают огонь, который горит на земле. Шесть лучей символизируют колесо бога Перуна. А восемь представляют мощь солнечного огня.

Солнечный крест

Этот символ имеет четыре луча и олицетворяет природные стихии, а также важные в жизни события: осеннее и весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние. Этот оберег был самым подходящим для хранителей леса и воинов.

Как амулет этот знак носили только зрелые люди, чтобы получить помощь предков для обретения мудрости и воспитания ребенка. Символ солнца в виде креста не давали носить детям, юношам и девушкам, поскольку считалось, что это испортит характер или нарушит психику.

Солнцеворот

Считается очень мощным знаком, поскольку объединяет в себе сразу трех богов - Даждьбога, Ярила и Хорса. Имеет шесть лучей, которые могут быть направлены как по часовой стрелке, так и против нее. Первый вариант относится к летнему солнцестоянию, а второй - к зимнему. Эти символы также называют Грозовиком и Громовиком.

Солнцеворот считается мужским символом, поскольку дает силы для сражений. Если же у женщины боевой характер, то такой оберег ей не навредит. Но обычно девушки носили другие амулеты - лунники. Шестилучевой символ солнца у славян выполнял защитную функцию и приносил победу. Поэтому его изображали повсеместно: на воротах, входных дверях, оружии, воинских знаменах и одежде.

Коловрат

Коловрат - самый популярный среди славянских символов. Он имеет восемь лучей, направленных по часовой стрелке, и замкнутых вкруг. Этот знак лучше всех отражает небесное светило.

Интересное название этого символа легко объясняется. «Коло» означает колесо, круг. А частица «врат» - движение. Получается, что знак коловрат символизирует вращение круга, непрерывность бытия и вечную жизнь. Поэтому люди верили, что этот солярный знак несет только хорошее: богатый урожай, защиту от зла, здоровье и удачу в добрых делах. Славянский символ солнца - коловрат - изображали в виде узора на кухонной утвари, вышивках и предметах домашнего обихода. И сегодня он популярен как амулет, выполняется из различных сплавов или дерева.

Славянские символы и свастика

Часто славянские символы считают исконно фашистскими знаками. Но это в корне неверно.

Если углубиться в историю, то люди повсеместно поклонялись солнцу, а русские и германские народы вообще изначально относились к одному индоевропейскому племени. Изображения с расходящимися лучами были очень популярны, и Гитлер в своей эмблеме взял за основу славянские символы, которые изначально несли лишь позитивный заряд. Фашизм очернил солнечный знак, и теперь весь мир относиться к нему негативно.

Гитлер считал, что символ солнца поможет ему в завоевании мира. Совпадение или нет, но славянские знаки не терпят использования во вред, и фашисты потерпели поражение.

Черное солнце

Также у славян существовал древнейший оккультный символ, о котором знали лишь немногие посвященные волхвы. Тайну знака открывали людям только в тяжелые времена, когда нужно было спасти целые поселения. Сам символ представляет собой правильную окружность, внутри которой заключено двенадцать рун.

Сакральный смысл черного солнца - это разрушение старого для построения лучшего нового. Обладая могущественной силой, талисман раскрывал тайны бытия, расширял границы сознания, давал мудрость и открывал каналы общения с усопшими. Знак также использовали для гадания, подчинения бесов и духов.

Тайный символ солнца у славян считался могущественным и страшным артефактом. Поэтому его использовали очень осторожно и только сведущие люди. От неопытных рук его просто скрывали.

Создание амулета

Славяне считали, что для изготовления солнечного талисмана предпочтительнее использовать золото. Делали его на природе 22 июня ранним утром, когда только забрезжит рассвет. С первыми лучами готовое украшение опускали в родниковую воду и читали заговор. Доставали талисман перед закатом, а потом прятали в белую ткань до 22 декабря, чтобы он напитался энергией. Амулет можно было носить только после зимнего солнцестояния.

Перед использованием оберег очищали дымом от сжигания таких трав, как зверобой, ромашка и шалфей. После его активировали чтением заговоров. Славянский символ солнца периодически нуждается в подзарядке. Поэтому раз в месяц амулет оставляли на свету или перед горящей свечой.

Солнечные обереги активно используют и по сей день в надежде изменить жизнь к лучшему или просто получить защиту от зла.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

В Древнем Египте бог солнца Ра был верховным божеством. Самые почитаемые боги Египта - это его дети, внуки и правнуки. Земные правители-фараоны также считались его потомками.

По легенде, Ра сначала царил на земле, и то был «Золотой век». Но потом люди вышли из повиновения, из-за чего бог Солнца ушел на небо. На людское племя нашли неведомые прежде страдания.

Однако Ра не позволил всем людям погибнуть и продолжил оказывать им благодеяния. Каждое утро он отправляется на своей лодке в путешествие по небу, одаряя землю светом. Ночью путь его лежит через загробный мир, в котором бога поджидает его злейший враг - громадный змей Апоп. Чудовище желает поглотить солнце, чтобы мир остался без света, но всякий раз Ра его побеждает.

В искусстве Ра изображался в виде высокого стройного мужчины с головой сокола. На голове у него солнечный диск и изображение змеи.

На протяжении истории Египта Ра был не единственным «солнечным» божеством. Также существовали культы богов:

  • Атум - архаичный бог, которого широко почитали до утверждения культа Ра. Затем стал отождествляться с последним.
  • Амон - первоначально бог ночного небесного пространства. Центр поклонения ему находился в городе Фивы, и после возвышения этого города в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) изменилась и роль Амона. Он стал почитаться как бог солнца Амон-Ра.
  • Атон - бог-солнце, монотеистический культ которого пытался утвердить фараон Эхнатон (XIV в до н.э.)

Месопотамия

В Древней Месопотамии богом солнца считался Шамаш (аккадский вариант), или Уту (так его назвал народ шумеров). Не он был главным божеством шумеро-аккадского пантеона. Считался сыном или даже слугой бога луны Нанны (Сина).

Тем не менее, Шамаш высоко почитался, ведь именно он дает людям свет и плодородие - земле. Со временем его значение в местной религии возросло: Шамаш стал рассматриваться еще и как справедливый бог-судья, устанавливающий и охраняющий законность.

Древняя Греция и Рим

Богом солнца в Древней Греции был Гелиос. Играл подчиненное положение по отношению к главному божеству греческого пантеона - Зевсу. В Древнем Риме Гелиосу соответствовал бог Сол.

По легенде, Гелиос живет на востоке в великолепных чертогах. Каждое утро богиня зари Эос распахивает ворота, и Гелиос выезжает на своей колеснице, в которую впряжены четыре коня. Пройдя через весь небосклон, он скрывается на западе, пересаживается в золотую лодку и по Океану переплывает обратно на восток.

В своем путешествии над землей Гелиос видит все дела и поступки людей и даже бессмертных богов. Так, именно он рассказал Гефесту об измене его жены Афродиты.

Богатая греческая мифология содержит немало историй, связанных с Гелиосом. Пожалуй, самый известный - о его сыне Фаэтоне. Юноша упросил отца разрешить ему один раз проехать по небу. Но в пути Фаэтон не справился с конями: они понеслись слишком близко к земле, и та загорелась. За это Зевс сразил Фаэтона своей молнией.

Кроме Гелиоса, в Древней Греции олицетворением солнца также выступал бог света Аполлон (Феб). В эллинистический период с Гелиосом и Фебом стал отождествляться и древний индоиранский бог света Митра.

Индия

В индуизме богом солнца выступает Сурья. Он несет множество функций, в том числе:

  • разгоняет тьму и освещает мир;
  • поддерживает небо;
  • выступает «оком богов»;
  • исцеляет больных.;
  • борется с Раху - демоном солнечных и лунных затмений.

Как и Гелиос, Сурья разъезжает по небосклону на колеснице. Но коней у него целых семь. Кроме того, у него есть возница - Аруна, который также считается божеством зари. Женой Сурьи называют богиню Ушас.

Как это свойственно для многих древних культов, Сурья ассоциировался и с другими солярными божествами. Так, на древнейшем этапе развития индуизма солнечным божеством считался Вивасват. Потом его образ слился с Сурьей. В более поздние века Сурья отождествлялся с Митрой и Вишну.

Древние славяне

О верованиях и мифах славян сохранилось немного источников, очень мало и древних изображений славянских богов. Поэтому славянскую мифологию ученым приходится собирать по крупицам. А в популярной литературе пробелы в подлинных знаниях часто заполняются домыслами.

Известны имена многих божеств, в которых верили славяне до принятия христианства. Но функции многих из них не совсем ясны. В качестве олицетворения солнца у восточных славян называются:

  • Даждьбог;
  • Хорс;
  • Ярило.

По русским летописям, в X в. князь Владимир Святославович (будущий Святой) повелел установить для поклонения идолы Даждьбога, Хорса и других божеств. Но для чего два бога солнца в одном пантеоне?

Некоторые исследователи считают, что «Даждьбог» и «Хорс» - два имени одного божества. Другие полагают, что это два разных бога, но связанные между с собой. Также возможно, что Хорс - олицетворение собственно солнца, а Даждьбог - света. В любом случае, здесь остается огромное поле для исследований.

В наше время нередко пишут, что славянским богом солнца был Ярило (или Ярила). Создаются и изображения - солнцеголовый мужчина или юноша с прекрасным сияющим лицом. Но, на самом деле, Ярило связан с плодородием и в меньшей степени с солнцем.

Германские племена

В германо-скандинавской мифологии солнце олицетворяло женское божество - Соль (или Сунна). Ее братом является Мани - божественное воплощение Луны. Соль, как и Гелиос, ездит по небу и освещает землю. Кроме того, с солнечным светом связан и бог плодородия Фрейр.

Цивилизации Америки

Американские индейцы также исповедовали политеистические религии. Естественно, что среди многочисленных высших существ бог солнца был в числе главных.

  • Тонатиу - бог солнца у ацтеков, один из центральных божеств пантеона. Его имя переводится как «Солнышко». Культ Тонатиу был чрезвычайно кровавым. Ацтеки верили, что бог солнца каждый день должен получать жертвы, а без этого он умрет и не будет освещать землю. Также, как считалось, его питала кровь погибших в битве воинов.
  • Кинич-Ахау - бог солнца у майя. Как и в случае с Тонатиу, ему требовались жертвы.
  • Инти - бог солнца у инков, прародитель жизни. Был очень важным, хотя и не главным божеством в пантеоне. Считалось, что верховные правители страны ведут свое происхождение от Инти. Изображения этого божества в виде солнечного лика помещены на современные флаги Уругвая и Аргентины.

МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Интегрированный урок

« »

Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.

Цели урока:

    обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.

    развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.

    воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.

Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)

Задачи:

    Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.

    Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).

    Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании .

    Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.

Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.

Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».

Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.

    Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»

Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.

Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?

Обобщение:

    У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.

    Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем .) II el sol se ha levantado/se ha puesto/.. ( исп .) .

    Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».

II . Образ солнца в культуре и языке русского народа – содержание центральной части урока.

Тема выступления 1 группы : Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.

Задания для 1 группы:

    Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца ».

    Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.

    Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.

Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus – почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.

Слово культ является многозначным:

а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.

Вывод 1.

    Солнце – небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

    Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.

    Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце – доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце – источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды ; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце – князь земли » . Такова суть мифологемы солнце.

    Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог – бог Солнца и творец всего сущего. Сварог – отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце –бог, подающий все блага и саму жизнь.

    Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.

. Вопрос классу: В опере Римского –Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила – бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?

Работа с толковыми словарями. Ярила – отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный – значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:

    яровать – неистовствовать, забываясь,

    «ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,

    «яровые» - зерновые культуры, которые сеют весной,

    «ярилки » - праздник, посвящённый культу плодородия земли.

Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?

2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.

Тема выступления 2 группы : Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского . Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?

Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:

    элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,

    похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,

    изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.

    С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».

    В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».

    В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:„Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее - без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».

    Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца : «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;

    В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).

Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца, автор имеет в виду не Даждьбога(главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?

Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля

Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля

Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

    С ночи 24-го декабря на 25-е декабря – первый годовой праздник Солнца – солнцеворот или Корочун . По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.

    Второй праздник Солнца – день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а) », т.е. « поедающая комо».

Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха – трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица (она гнёт человека в ком).

Определите лексическое значение слова «комо»?

    Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца – Ярилы.

    Утверждение сил жизни и уничтожение смерти – таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.

    Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.

Работа с информационной карточкой:

    Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».

    По Далю, «купа» – «костёр», а также « большой чан».

    Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.

    Вторая часть слова – «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар

    Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.

4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.

    Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.

    К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.

Вопросы классу:

    Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?

(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)

    Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? (Радогощь - «радость гостям», «угощение»)

    Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой – с подготовкой к войне и смерти.

    Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».

Задания для 4 группы:

1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.

2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».

3. Раскрыть особенности концепта «солнце»

Вывод 4.

Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.

    Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.

    В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».

    В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.

    В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.

    В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.

    В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».

    Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),

    В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).

Работа с информационной карточкой

    Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

    Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.

    Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного

    Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».

    Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».

    Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:

    Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце – звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».

    . Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: « Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).

    (переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: « Солнце моё, не плачь ». « Солнце правды » - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики – Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.

    Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.

    Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия – божество – планета – тепло – жизнь – радость – красота – жизнь – ласка – любовь.

III . Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?

    Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.

    Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».

    Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце – вечность»; «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества.

« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, - те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»

(Д. Андреев «Роза мира»)

IV . Домашнее задание (по выбору учащихся):

    1. Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»

      Образ солнца в «Слове о полку Игореве».

      Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина..

Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIII IX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

" С редняя общеобразовательная школа № 2 2

с углубленным изучением французского языка "

г. Дзержинска Нижегородской области

Методическая разработка интегрированного урока

« Образ солнца в языке и культуре русского народа »

Выполнила:

у читель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 2 2

г.Дзержинска Нижегородской области

Романова Алла Александровна

г. Дзержинск

2016 -2017 учебный год

Смольникова Дарья 5 класс

Работа выполнена ученицей 5 класса. В работе анализируется отношение древних людей к солнцу, рассматриваются Боги Солнца в разных религиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа пгт АТАМАНОВКА

УО МР Читинский район Забайкальский край

Исследовательская работа

Образ солнца в ранних религиях.

Руководитель: Чугунова Ольга Павловна, 13 разряд

Атамановка, 2013г.

Введение

Так прекрасно светишь ты, Солнце,

На светлой поверхности неба, полное живой жизни,

Положившее вначале начало самой жизни…

Аменхотеп 4, 14 век до н.э.

Как грустно в холодный дождливый день без солнышка! И как мы радуемся, когда оно, наконец, проглядывает из-за туч.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый - Луной, а голос - громом.

Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе.

Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

Моя работа состоит из частей:

  1. Актуальность темы.
  2. Молох – библейский бог Солнца
  3. Ярило – славянский бог Солнца.
  4. Амон-Ра – древнеегипетский бог Солнца.
  5. Заключение.

Аполлон

Аполлон – бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков. Аполлон-сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог-охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида-Луну).

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон-покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др. греч. Фойбос, чистота, блеск, («лучезарный»- в греческой мифологии). Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты Аполлона-лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлона в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Митра

Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь к людям солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооружённый ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвящённые убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легион

Тонатиу

Тонатиу в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов. Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых Солнцем были различные боги. В текущей, пятой, эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин.

В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца»- огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далёком прошлом. В центре камня изображён Тонатиу Майя – бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырёх предшествующих эпох.

Камень Солнца - «Ацтекский календарь», монумент ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни.

В центральной части диска изображён лик бога Солнца Тонатиу. В камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая старая из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э.

Молох

Молох - нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом – покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком –«их царь»,3 Цар. 11, 7) и жителей Тира (Мелькарт-«царь города). Молохом называли верховного бога и еврейские равнины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне-с Сатурном. Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (геенне), в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простёртые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Традиционно Молох изображался в виде раскалённого круторогого Быка, в огненное чрево которого кидали приносимых в жертву младенцев и детей («проводили через огонь»). Однако позднее (в эпоху раннего средневековья) Молоха стали отождествлять с его посланником (геральдом) – «Рогатым Филином», символизировавшем всезнание и всепроникновение (сова видит во тьме и имеет угол обзора зрения в 270 градусов). Именно такой Филин – гигантский 12-метровый каменный идол (Great Owl, разумеется, с рогами) установлен в центре Богемной Рощи на берегу озера за алтарём, на котором совершается ритуальная кремация «Гнетущей Заботы». В самом Богемном Клубе аналогию с Молохом особо не скрывают: «Гнетущая Забота и её творенья не более чем сон. Как канули в веках Вавилон и благообразный Тир, исчезнет и она» (слова Третьего Жреца в «Кремации Гнетущей Заботы»). Впрочем, никакой «чистоты веры» у «бохосов» не прослеживается: вокруг ханаанского истукана преспокойно разгуливают в чёрных и красных рясах жрецы, явно позаимствованные из мистерий друидов. Те же кельтские корни и у древесной фейри Хамадреяды.

Ярило

Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъярённый. Ярица - поле пшеницы. Словом, всё это время предаётся буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Бывало, что на празднике Ярилы парни из – за какой-нибудь красавицы устраивали настоящее побоище.

На празднике выбирали для Ярилы невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хоровод и пели песни.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, - Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты – соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать – с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.

Имя Ярилы сохранилось в названии многих славянских селений. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белорусии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Бог РА (РЕ)

Это верховный бог, стоящий у истоков всего сущего.Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА

(В иной транскрипции – Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

Ра – многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змею. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри – восходящее солнце, Ра – полуденное солнце, Атум – предзакатное солнце.

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течении одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей.

Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку».

Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око, и садиться в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становится потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтает об этом: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.

Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года. Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней. Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась о беременности. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь – над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться. Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей, он обратил своё око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица ассоциируется с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании.

Культ бога Ра очень рано распространился по всему Египту. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить»

Но Ра столкнулся с противниками его культуры, которые заставляли народ принять других богов. Возросло значение бога Амона. Так, при фараонах Рамсесах земли святилища Ра составляли лишь шестую часть земель Амона. Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. В период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Аменхотеп 4 даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось не долго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.

Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога – два лики одной великой «божественной души».

Абу – Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны 5 династии возвели в честь бога Солнца. Крупнейшие из них были построены по велению Ниусерры. Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе 5 династии (приблизительно 2500 год до н.э.). Гелиополь – древнегреческое название столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Богу Ра воздавались почести и в других святилищах, например в Хмуне, Нехене, Дендере, Эдфу и Карнаке.

А фараон Хефрен закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бог.

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри – Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя». С него всё начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра – Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он – властелин неба, которое пересекает. Достигнув вечера, стареющий Атум – Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх . Он может быть изображен и в виде кота.

Заключение

С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло.

Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града.

Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.

Наши предки не знали, что Солнце - единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.

От солнца зависит наше настроение, желания, эмоции. Солнце дает возможность выращивать фрукты и овощи, ведь большинство живых организмов на Земле существуют благодаря солнцу. Именно это знали о солнце древние люди и поэтому почитали его и верили в его силу.

Список литературы:

В. Калашников. Боги древних славян. Москва,2009г.

Журнал «Тайны Богов Египта», 2012 г., выпуск № 2.

Интернет – ресурсы:

А. Хвощова. Солнечные Боги. 2010г.

  1. Актуальность темы.
  2. Апполон – древнегреческий бог Солнца.
  3. Митра – древнеперсидская и древнеиндийская бог Солнца.
  4. Тонатиу – бог Солнца у ацтеков.

    Гипотеза: Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе. Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

    Аполлон – древнегреческий Бог Солнца Мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего.

    Митра – древнеперсидский и древнеиндийский бог солнца Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

    Тонатиу – бог Солнца у ацтеков Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях.

    Молох – библейский бог Солнца Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий.

    Ярило – славянский Бог Солнца Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды.

    Амон-Ра – древнеегипетский Бог Солнца Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

    Заключение С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.



Похожие публикации