Инженерные системы и сети в строительстве

Трагедии в ссср, о которых было запрещено писать: падение самолета на детский сад и сгоревшие заживо в школе дети. Засекреченная трагедия: самолет упал на детский сад Массовая гибель детей в 1972 году

1972 год: в Светлогорске самолет упал на детский сад, погибли более 30 детей, воспитателей и экипаж

16 мая 1972 года около 12:30 самолет Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолет пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребенка и 3 сотрудника детского сада.

Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считаные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.


За считаные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое-как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из-под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто-то падал в обморок.

На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто-нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…


Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме-часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец-то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»

Сотни детей сгорели заживо в школе: жуткая трагедия, о которой никто не знал

В начале ХХ века был пожар, в котором погибли более ста детей — и о котором вплоть до 1990-х не знал никто, кроме их родственников и соседей. Российские журналисты нашли информацию об этой трагедии в чувашской деревне Эльбарусово.

Небольшая деревянная школа появилась в чувашской деревне Эльбарусово в 1914 году — ее построили местные предприниматели, державшие лесопильный завод.

5 ноября 1961 года в школе собрались на концерт, посвященный очередной годовщине Октябрьской революции. Пока группа мальчиков исполняла на сцене матросский танец, учитель физики вместе со старшеклассниками заводил электрогенератор в соседней комнате. Им было холодно, поэтому они бросили несколько поленьев в находившуюся в той же комнате печку (видимо, что-то вроде буржуйки). Дрова были мокрые, и учитель решил, чтобы они загорелись, добавить немного бензина — но налил больше, чем нужно. Вспыхнуло пламя. Огонь перекинулся на парты и пол; почти сразу же загорелся и актовый зал, где шел концерт. Сам учитель выпрыгнул в окно.


Зал мгновенно заволокло дымом. Горели стены и потолки. Толпа ринулась к двум окнам. Запасной выход был заперт и завален коробками; окна открывались внутрь помещения и были закрыты партами, которые сдвинули, чтобы освободить место для праздничного мероприятия.

«Сначала обнаружила Люсю по лоскутку несгоревшего платья, потом Колю по лоскутку его трусов. Их я ему сшила сама. Толика и Юрика не нашла», — вспоминала мать четверых погибших детей. Всего в пожаре погибли 106 детей, почти половина из них была младше семи лет.

Большинство жителей СССР не знали о гибели более ста детей при пожаре в Чувашии до начала 1990-х. Публичную панихиду по ним провели впервые только в 1991 году.

Каждое 5 ноября школьники зачитывают вслух имена погибших, есть и специальный сайт, посвященный трагедии -

40 лет назад в тихом Светлогорске военно-транспортный Ан–24 упал на детский сад. Погибли 23 ребенка, 3 воспитательницы и 8 членов экипажа самолета. Мы встретились с теми, кто чудом выжил или избежал катастрофы.

Следы замели за ночь

16 мая 1972 года военно-транспортный самолет морской авиации Балтфлота вылетел из Храброво. Летчики выполнял плановый полет – разведка погоды. У Светлогорска Ан-24, пытаясь определить нижнюю границу облачности, угодил в густой туман. Летчики вели самолет низко и в какой-то момент, по словам очевидцев, он задел колесо обозрения и начал падать, опускаясь все ниже и ниже, цепляя верхушки сосен…

А внизу – школа, детский сад, жилые дома. Катастрофа была неизбежна. В этот момент ребята только вернулись в садик с прогулки. Они сидели в столовой – вот-вот должны были подать обед. Один миг унес жизни всех детей и троих воспитателей…

– Я сидел в кабинете, тут слышу грохот, потом вбегают дети и кричат: "Самолет упал возле стадиона"! А там мои ребята занимались физкультурой с учителем. День-то в самом разгаре! Я вместе со всеми побежал, – рассказывает нам Сергей Попов, который в те годы работал директором школы №1 в Светлогорске. – Здание детсада сильно горело, тут же лежали обломки фюзеляжа. Люди бегали и кричали, женщины плакали. В мае в Светлогорске было уже много отдыхающих – они начали сбегаться к месту катастрофы. Приехал председатель горисполкома. Первый секретарь горкома партии Зубков упал в обморок от увиденного – его увезли в больницу. Я сам был в шоке от всего этого. Самолет ведь летел прямо на школу, но задел колесо обозрения, и его развернуло на детский сад. В противном случае он упал бы на нас. В этот момент в школе находились не меньше 200 человек.

Дело взяло на контроль областное МВД. Место крушения быстро оцепили, людей близко не подпускали.

– Помню, когда огонь еще не потушили, вдруг начали рваться патроны. Пули свистели над головами – видно летчики были при оружии, – говорит Сергей Попов. – Чтобы не плодить слухи и не травмировать людей, делу не предавали огласку. Тогда ведь не так было, как сейчас. Тогда все скрывали. (К слову, западные СМИ объявили о Светлогорской катастрофе очень оперативно. Советские газеты и радио молчали – Ред.).

За ночь пожарище разобрали. А все, что осталось, разровняли, превратив в аккуратную площадку, на которой к утру "выросла" большая клумба. Утром на нее стали приносить цветы и игрушки. От садика не осталось и следа.

– Несмотря на то, что информации не было, все говорили только о самолете. Город-то маленький, и слухи с новостями разносятся быстро,– говорит Попов.

Заболели и спаслись

Это сегодня Олег Саушкин ездит на солидной машине, ведет свой бизнес и знает всех и каждого в Светлогорске. Тогда, в 1972 году, ему было шесть лет, и он был самым простым мальчишкой.

С Олегом мы встретились у часовни, которая стоит на месте трагедии на улице Ленина. Зашли внутрь, посмотрели на фотографии погибших детишек. Страшно представить, что среди черно-белых снимков мог бы быть и портрет маленького Олежки…

– Я почему-то очень не любил этот детский сад. Мне не нравилось сюда ходить, хоть тут и были все мои друзья, даже соседи по двору. Я часто убегал к матери на работу, а работала она в санатории, вот же он, рядом, – рассказывает Саушкин.

В тот день Олегу не пришлось убегать из садика.

– Накануне я "удачно" погулял – провалился в прорубь и застудил почки, начались проблемы, – вспоминает он. – Меня сначала лечили в Пионерском, потом перевели в областную больницу в Калининград. Там я находился после операции. Помню, что в какой-то момент вся больница засуетилась. Все начали бегать, куда–то выезжали машины, но никто ничего не говорил. А уже потом ко мне пришла мама. До сих пор помню ее слезы. Вот так бытовая случайность спасла мне жизнь.

Еще одна счастливица – Ольга Лукеева. Ее мама работала нянечкой в том детском саду.

– Мне удалили гланды, мы с мамой были на больничном. Когда я уже шла на поправку, мама взяла еще одну неделю отпуска за свой счет, чтобы посидеть со мной дома, – рассказывает Ольга. – А я так намучилась ходить по больницам и сидеть в четырех стенах, что каждый день умоляла маму пойти в садик и навестить друзей. В тот день тоже просила, а мама все говорила: "Подожди, посидим еще немного дома". Но я настояла на своем. И мама сдалась: "Хорошо, давай собираться". Мы оделись и были уже на крыльце, когда раздался взрыв. Грохнуло так сильно, что земля затряслась и меня аж подбросило. Помню, когда мы туда прибежали, было очень много народу. Лежал обгоревший самолет и обугленные книжки. Врачи и военные грузили что-то в белых простынях по машинам. Я была маленькой, но все поняла. Я до сих пор помню все лица детей, их имена, особенно тех, которые сидели со мной за одним столиком на обеде. Только сегодня их всех нет, а я осталась…

Выбросило взрывом

В 1972 году в день похорон погибших, чтобы не допустить огласки, "по техническим причинам" отменили электрички в Светлогорск, а на дорогах выставили посты – движение машин к курортному городку ограничили.

Несмотря на это, на кладбище собралось несколько тысяч жителей Светлогорска и областных городов (в некоторых источниках фигурирует 10 тысяч человек). Как вспоминают местные жители, хоронили детей всем городом. Траурная процессия растянулась по дороге, кордон из солдат не подпускал толпы к маленьким гробам…

Единственным человеком, который был в тот день в садике и выжил, стала медсестра Анна Незванова. В огне погиб ее маленький сын. Сама же она, как нам рассказали, стояла в оконном проеме, и в момент аварии ее выбросило на улицу. Так и спаслась. Сегодня Анна Никитишна не рассказывает о случившемся никому. Нам с трудом удалось найти ее на даче под Светлогорском.

– Вам легко говорить, а мне даже вспоминать тяжело. Не хочу тревожить память, – отказалась от разговора она.

Были и те, кого от трагедии отвел Бог. Пример тому – летчик, который должен был лететь на злополучном самолете. Накануне, за неделю, он покрестился, принял веру. А перед самим полетом заболел – поднялась температура и до полета его не допустили…

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Одной из самых достоверных считается версия о технической неисправности высотомера самолета. Ошибка в его показаниях объясняется тем, что накануне полета в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил–14 на Ан–24. Работоспособность приборов после такой замены проверена должным образом не была. Проведенные в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Ан–24 в Светлогорске получал данные с погрешностью до 60–70 метров.

Относительно не так давно я узнал о необычной трагедии - .

В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно–транспортный самолет Ан–26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область).

Среди погибших - дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».


Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко - на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.



Фото погибшей группы детсада. Справа - воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева - заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива

АН–24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров.

В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких–то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан–24 - это не истребитель».

На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.



Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым.

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров.


Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.

За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.


На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…

Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

К утру садика будто и не было никогда - на его месте расцвела клумба! - вспоминает Андрей Дмитриев. - Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.

К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская - через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.


Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия - срочный ремонт подъездных путей, неофициальная - минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек.

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец–то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»

В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню.


источники

Эта трагедия, произошедшая в городе Светлогорске, долгое время была неизвестна широкой общественности. О том, что здесь в 1972 году на дошкольное учреждение упал самолет, заговорили только в 1990-е. Место же, где раньше располагался детский сад, уже давно сровняли с землей.

Роковой полет

Около 12-ти часов 16 мая 1972 года самолет гражданской авиации АН-24Т вылетел из аэропорта Храброво в Калининграде. Главной целью полета являлась проверка и настройка радиотехнической аппаратуры. Маршрут, который в основном пролегал над морем, был таков: город Зеленоградск, мыс Таран, поселки Коса и Чкаловск, а затем снова Храброво.

Примерно через 15 минут самолет будто испарился. Его не было видно на экранах радаров. На самом деле в это время АН-24 уже упал на здание дошкольного учреждения города Светлогорска.

Падение

В тот майский день в детском саду жизнь шла своим чередом. В 12 часов 30 минут воспитанники, вернувшись с прогулки, приступили к обеду. Однако в тот момент неподалеку от ничего не подозревающих детей и воспитателей АН-24 уже терял высоту. Самолет задел дерево, в результате чего разрушилась часть крыла, пролетел еще около 200 метров и рухнул на здание дошкольного учреждения.

После крушения самолета детский сад охватило пламя: разлилось топливо. Почти все (кроме двоих) из тех, кто находился в строении, погибли. Это 24 ребенка в возрасте от двух до семи лет и три работника детского учреждения. Не удалось избежать смерти и членам экипажа и пассажирам воздушного судна - всего 8 человек.

Причины аварии

События катастрофы расследовали члены специальной комиссии, которые в срочном порядке прибыли на место трагедии из Москвы. Основной причиной аварии они назвали неверный расчет членами экипажа высоты полета, а также неисправность приборов. Кроме того, 16 мая погодные условия тоже оставляли желать лучшего: над морем стоял густой туман.

Уголовное дело по факту Светлогорской трагедии так и не было возбуждено.

Стерли с лица земли

Видимо, для того, чтобы избежать большой огласки, на время похорон погибших в Светлогорске было ограничено движение транспорта на автодорогах и отменены все электрички. Несмотря на это, на прощание пришли несколько тысяч человек.

Уже к вечеру того же дня, когда произошла катастрофа, обломки самолета и остатки здания были убраны. А на следующее утро на месте дошкольного учреждения горожане с удивлением обнаружили огромную клумбу. Будто и не было никакого детского сада, самолета и трупов.

В 1994 году на месте трагедии был возведен храм-памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость".



Похожие публикации