Инженерные системы и сети в строительстве

Водяной царь. Водяной и Нептун - это одно и то же

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным - мифическим существам - придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

Чаще хозяина рек и озёр называли просто - водяной. Царь - этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун - это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным - это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь - один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» - глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран - морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать - начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, - так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами - не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.

Водяной царь - популярный персонаж славянских сказок, который повелевает всеми морями, морскими обитателями и сокровищами, потопленными на морском дне.

Внешний вид

Водный царь изображается как правитель с золотой короной, пышными нарядами и длинной бородой. В одной из рук водяной царь держит весло, с помощью которого может повелевать волнами. Во второй руке у царя находиться острога.

Царь никогда не изображается как морское животное - он всегда предстает во всех сказках и легендах в образе человека благородного происхождения.

Образ жизни

Живет водяной царь на дне, где у него построен роскошный дворец из самого дорогого хрусталя. У него в женах белорыбица - всем рыбам царица. Трон морского царя охраняют крабы с огромными клешнями.

Украшен хрустальный дворец серебром и золотом, а также самыми драгоценными камнями, которые только были найдены на морском дне. Любит царь поплясать под музыку и тем самым повеселиться. А вот когда царь развлекается об этом узнают все, кто живут вблизи моря, так как во время его танцев море начинает бушевать и над ним поднимается буря. В гнве царь кстраивал страшные штормы.

В большинстве сказок и рассказах водяной царь - положительный персонаж и никогда не портит жизнь человеку. Однако иногда его изображают как мстительного и злостного царя, который ради достижения своих целей может навредить всем, кто встает на его пути. К примеру, в сказке о Василисе Премудрой, царь изображен как злой колдун.

Водяной царь имеет сходства с большим множеством божеств с другими религий и фольклором, в том числе греческим, древнеримских и скандинавским.

  • Водяной царь встречается не только в славянском фольклоре, но и норвежском;
  • Славяне, вполне вероятно, могли заимствовать образ морского царя из финских или норвежских легенд о морском божестве Ахти. Тот также имеет схожее описание и повелевает морями, может вызвать бурю или поднять большие волны;
  • В греческом пантеоне богов существует верховное божество - Посейдон - бог всех морей и океанов, ровно точно также, как и водяной царь;
  • В древнеримской мифологии также присутствует божество морей и рек - Нептун, описание которого также схоже со славянскими представлениями о морском царе;
  • Водяной царь изображен в следующих популярных мультфильмах и кино: «Конок-Горбунок», «Марья-искусница», «Огонь, вода… и медные трубы», а также «Три богатыря и морской царь».

Водяной и Морской царь одно и то же?

Все славянские народы любят сказки про разного рода нечистую силу. Водяной – персонаж многих легенд, мифов, сказок, языческих верований и преданий. Чешский водяной гордится именем Vodnik, Словенский герой зовется Povodnj, Vodni mož, сербо-лужицкие племена почитали wodny muž, wodnykus. Ну а по-русски этот представитель темных поверий звучит как водяник, ласково: водяной дедушка, пренебрежительно: водяной шут, водовик, или «зовите меня просто -- Водяной».

Водяной –дух, владелец водного царства. Вода представляла собой могучую, опасную стихию, непокоренную и неопознанную.
Как и многих духов, дух водяного древние славяне тоже очеловечивали. Это был старик (что не странно, если вспомнить Ягу, Кощея, Лешего – все в преклонных летах), это был голый пучеглазый старик, обрюзгший и опухший от долгого пребывания в воде, хвостатое, зеленое чудище. Тина преследует его повсюду, путается под ногами, свисает с длинной бороды и усов. Домовой тоже одинок, как и все прочие духи. Почему-то вместе они не кучкуются, каждый сам за себя. От одиночества любит шутить и издеваться над человеком. Превратится в огромную рыбу, пугая рыбаков; бревном на дороге, заслоняя путь добрым молодцам на боевых конях. Мог утопленником прикинуться, страх на пловцов навести, мог ребенком заделаться, мог лошадью. Смотря, цель какая была. Или настроение.

Это определенно был мужчина, только лапы у него вместо рук были, и рога на голове. Жена наставила, наверное. Жена водяного – Водяная, Водяниха и тоже Шутиха (два сапога пара). Она же и Русалка. Только была живой девушкой раньше, прежде чем не стала утопленницей. Не принадлежащая ни к живым, ни к мертвым, выходила она из тины водной, садилась на берегу и чесала гребнем длинные, длинные волосы, поет песни, зазывает живых в свое болото.

«Дедушка водяной – начальник над водой», эта поговорка о том, кто в доме хозяин. Как и Домовой, Леший, Водяной управлял своим личным царством. Вместе с ним жили низшие создания прочие русалки и ундины, божествами они не считались, поскольку Водяной ими повелевал. И хозяйством Водяные обзавестись успели, пасли карпов, сомов и лещей. Слугами были утопленники.

Были среди рода Водяных особенно почитаемые людьми создания, те что жили в «гремячих» источниках, родниках. Ведь по поверьям, произошли родники от удара молнии, пускаемой Перуном. Вот и название в кавычках сохранилось.

Обожает Водяной Водяные мельницы, спит под мельничными колесами, в речных омутах. А водяницы, те которые гуртом собираются в мельничных омутах, прыгают на мельничные колеса, и вертятся, играют, рвут иногда сети, выводят жернова из строя. Водяной рожден для того, чтобы его уважали и помнили о нем, ведь иначе отомстит он, испортив вам мельницу, разгонит всю рыбу, так что с пустыми сетями рыбаки возвращаются. А если уж совсем Водный дух обидится, то станет за человеком охотится.

«Чертова лошадь» -- так зовут славяне сома, на которой объезжает Водяной свое царство, и которая доставляет к нему свежих утопленников.
Водяные любили топить тех, кто оказался во власти воды, будь то море, река, болото, или колодец. В русских былинах отражаются все о нем представления.
Нам известна былина о Садко. Жил был парень, бедный и грустный, любил на гуслях играть. Пошел он однажды к Ильмень озеру, играет, играет на гуслях… Вдруг из омута выходит царь, в золотых перьях, и говорит, что мол, нравится ему, как Садко бренчит на музыкальном инструменте, хочешь, говорит, богатым стать? Садко пошел к людям и спорить на деньги стал, что видел чудовище в золотых перьях в Ильмень озере. Так зарабатывать стал Садко. Но однажды, нагрузив свои корабли всевозможными сокровищами, отправился по морю обратно домой. И началась страшная буря, остановились корабли. А садко вспомнил, что не отблагодарил Водяного, стал бросать в море бочки и прочие товары, а потом и сам на дубовом бревне спустился на воду, играл на гуслях. Так он спас корабли до поры до времени, пока не уснул. Разозлился морской царь и потопил корабли. Садко спасся, женился, но в море больше – ни ногой.
В финской мифологии тоже есть история о неком гусляре Вяйнямёйнене и морском боге Ахти, или Ахто. Ахти был великим богом, крепким старце, с травяной бородой, его звали царем волн, и хозяйствовал он над всеми рыбами. Жена морского владыки, добрая, щедрая хозяйка Велламо (Водяница). Она любит людей и помогает в сказках Садко выбраться из морских глубин. Прислуживают царице девы Велламон-Нейот, по-иному девы Велламо. Финский царь Ахти из морских вод восхищается музыкой и игрой Вяйнямейнена, загоняет в его сети щуку, проглотившую огонь. Точно так же как и Морской царь вознаграждает Садко богатым уловом.

Есть у восточных славян народный праздник Никита-Водопол. По старому стилю отмечается 3 апреля, приурочен ко дню памяти святого проповедника Никиты. В этот день Водяного кормят и всячески задабривают, а то он и так вон сколько льда наколол и всю рыбу измучил, а ведь только три дня отроду. Рождается 1 апреля, три дня нетерпеливо ждет угощений. Нужно, чтобы половину улова ему отдали, крошки хлеба, оставшееся вино, последние щепотки табака. Но год на год не приходится, иногда и лошадь в жертву затребует, так что селяне сбрасывались, кто сколько мог, покупали ему лошадь. Это же все не просто так, даром. Взамен он будет охранять тех, кто в море ходит, рыбой заваливать рыбаков станет, и всячески постарается не мешать. Еще гусей ценит Водяной на вес золота, так, что просит покидать ему в озеро птиц, а воду сверху маслом заправить. И масло действительно лили на воду!
Когда наступает половодье, выступает из берегов река, и ее стремительные волны ломят мосты, обрушиваются на плотины, мельницы, уверяют крестьяне, будто Водяной разыгрался, то ли свадьба у него была, то ли иное, что отмечал и в подпитье со всей своей свитой сносил все преграды на пути.

Если жена Водяного рожает, принимает он облик человека, идет к крестьянам, приглашает бабку-повитуху, заманивает ее в свой дворец, а после того, как родит жена, повитуха в награду всякие подарки получала. Если уж выходит водяной из воды на люди, принимая образ человека, то даже особенно внимательным быть не приходится – Водяного распознать легко. С левой полы его одежды капает вода, возьмется за расческу, из его седой шевелюры разливается вода во все стороны. А где ни сядет водяной – вечно мокрые следы оставляет.
На земле он как черепаха, слаб и безвреден, но уж в воде царь и бог. Часто его ловят рыбаки, случайно в сетях запутывается, но он рвет сети и вместе с рыбой обратно в воду, как ни бывало.. Шутит Водяной иногда жестоко. Притворившись мертвым, плавает на волнах, а когда подберет его кто на лодке, водяной вскакивает, и смеется, а потом уходит в морскую пучину.
И так Водяной ездит на соме. Некоторые не едят эту рыбу в силу боязни отравиться, а некоторые едят, только плохих слов на нее не говорят, чтобы не наказал их Морской царь.
Если месяц молодой, то ночью можно видеть Водяного, который расчесывает свои свежие, зеленые как водоросли волосы, а месяц на исходе, волосы его седы и непривлекательны.
Если люди видели, что кто-то тонул, не помогали они ему спастись, потому что Водяной знает лучше, кому суждено в живых остаться.
Западные славяне, знали другого Водяного. Езернима. От слова «озеро». Если обижался за что Езерним на людей, то долго не думал – насылал на род людской страшилок Чудака и Топельца, а потом уродливых водяных женщин вдогонку. Они звались Плюсконы, рыбаков пугали. И был еще Злыдень, в компетенции которого заманивать тех же рыбаков в водные глубины.

Болотняник – Водяной, но уже исключительно болотного происхождения.
Существует версия. Жил-был морской царь, величественнее, чем все остальные цари. Дом его был сначала в бездонной синеве бесконечного неба, раскинутого над океанами. И Небо звали океан-море, в его волнах плавали солнце и звезды, и разъезжал Морской бог в колеснице-раковине. Имя у него было Водяник, Поддонный, Чудо-Юдо, Змей Черноморский, а водной из сказок – Окиян-Море. И живет он то ли в реке Дон, то ли возле острова Буяна, то ли в озере Ильмень.

Многие считают, Морской бог прототип Велеса, самого главного из пантеона богов. Велес строит все на Земле, а Земля родилась из Воды.Море было и пристанищем мертвых, на отведенных им островах, а все усопшие находятся в подчинении Велеса. По некоторой версии, согласно сказке о Перуне, женившемся на Диве-Додоле, Морской царь выступает в роли Змея Черноморского.

Считается, что мифы о Водяных как безобразных стариках – верования простонародья, демонического характера. И Водяной с Морским царем, страстным любителем музыки, не имеет ничего общего.

На вопрос Какого представителя нечистой силы финны прозвали «ахти» заданный автором Ольга Александрова лучший ответ это Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича) , но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне) . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо) .
Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ. , водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр. , в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.



Похожие публикации