Инженерные системы и сети в строительстве

Евгений Савицкий - Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации

Савицкий Евгений Яковлевич

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец. Свой первый «мессер» он сбил под Москвой в конце 1941 г., а последний, легкий «Физлер-Шторх», над самым центром Берлина 27 апреля 1945 г. По традиции, принятой среди советских асов, этот легкий, часто безоружный самолет не был записан на личный счет: у рыцарей всех времен легкая добыча считалась презренной.

На фронт Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 г., на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. Жуков и приказал майору Савицкому уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, летчик четко провел результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Летом 1942 г. после настойчивых просьб и рапортов ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Савицкий был назначен командиром 205-й иад, входившей во 2 ВА. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится», - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на «яках», в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став ее горячим патриотом, показав не только высокое летное, но и немалое дипломатическое искусство.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива… В начале 1943г. он был назначен командиром 3-го иак и приступил к формированию этого соединения. В начале апреля Савицкий был вызван к В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4 ВА летчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолетов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ю-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

Е. Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске. В 12 лет после смерти отца он покинул родительскую хибару и стал… беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофера. В конце 1929 г. в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий маршал принял боевое крещение. Его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в первом выпуске в 1932 г. 2 года служил в училище летчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведен на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й иад, застала его война.

…После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й иак под командованием уже генерал-майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолетов противника, сбитых к марту 1944 г, ему было присвоено звание Героя.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации, предельно пиететное отношение к машинам. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации «яков», и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчиненных ему летчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством летчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

…Вечером 11 мая 1944 г. в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолет Савицкого, уже «севший на хвост» очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трех позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта.

Из Крыма корпус Савицкого был переведен в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции «Багратион». Позднее его летчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований… Первым с импровизированною аэродрома взлетел Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. 2 самолета уничтожил в группе. Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет А всего 3-й иак за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолета.

Характерный для этого аса случай произошел в июне 1945 г., когда Як-3, пилотируемый Савицким, был условно атакован английским «Темпестом». Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам.

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к летной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила 2 полета в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором книг («В небе над Малой землей», «Небо - для смелых», «Я „Дракон“ Атакую!..», «Полвека с небом»), но всегда, со времени своего первого полета в 1930 г и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался летчиком.

Дважды Герой Советского Союза (11.5.44; 2.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями, иностранными орденами.

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 29. Евгений Яковлевич Богуславский Евгений Яковлевич

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

П.Н. Савицкий – Л.Н. Гумилеву

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

П. Н. Савицкий Степь и оседлость I Положение России в окружающем ее мире можно рассматривать с разных точек зрения. Можно определять ее место в ряду «отдельных историй» западной половины Старого Света, в которой расположены исторические очаги ее культуры. Можно

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

САВИЦКИЙ Гумилев, вернувшись к научной жизни, нуждался в друзьях и единомышленниках. Они нашлись не только среди советских историков и востоковедов. Уже в конце 1956 года Гумилев начинает переписку с Петром Николаевичем Савицким, русским мыслителем, одним из

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Лев Гумилев: Судьба и идеи автора Лавров Сергей Борисович

6.1. Пётр Савицкий – лидер «ведущей тройки» евразийцев. Начало переписки Евразийство не только нельзя считать отжившим учением, но наоборот, его надо считать находившимся в состоянии временного анабиоза, с самыми благоприятными и обнадеживающими перспективами.Вл.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Евгений III. - Его первое бегство из Рима. -Упразднение префектуры. - Арнольд Брешианский в Риме. -Учреждение сословия всадников. - Влияние собраний в Риме на провинциальные города. - Евгений iii признает республику. - Особенности римского муниципального устройстваa. -

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ Единственный моряк - кавалер ордена Святого Георгия I степени - В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.Родился будущий адмирал 28 февраля 1726 года в

Из книги Великие летчики мира автора

Евгений Яковлевич Савицкий (СССР) Евгений Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске, в семье стрелочника. После смерти отца в 12 лет он стал беспризорником. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра. В конце 1929 г. в составе группы содействия

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Лихолетов Петр Яковлевич Родился 18 июля 1917 г. в Харцызске. С 1924 г. жил в поселке Еленовский Рудник, здесь окончил школу ФЗО, а в Славянске - рабфак. Работал на шахтах Донбасса. В 1938 г. Лихолетов окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летнабов, в 1940 г. -

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Ленинградское метро, 1955 год Евгений Левинсон, Евгений Катонин, Моисей Синичкин Первые проекты «подземки» в городе на Неве относятся к концу XIX столетия: предлагалось соединить линией метро все городские вокзалы, проложить подземную дорогу под Невским проспектом, не

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

С.Г. Пушкарев и П.Н. Савицкий: офицеры и ученые Одним из тех, кто оказался в Праге после Константинополя, был Сергей Германович Пушкарев, дворянин, получивший университетское образование не только в России, но и в Европе. В своих политических воззрениях Пушкарев прошел путь

автора Дубровин Николай Федорович

Прокофий Яковлевич Павлов Генерал-лейтенант, начальник 11-й пехотной дивизии.В Инкерманском сражении 24 октября 1854 г. командовал левым отрядом.Во время штурма Севастополя 6 июня 1855 г. с якутцами принял участие в выбитии из Корабельной слободки французов, прорвавшихся

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Христиан Яковлевич Гюббенет Профессор хирургии Киевского университета Св. Владимира.В Севастополе находился с 5 декабря до 27 августа. Был главным хирургом и оператором. Главнейшая его деятельность была на перевязочном пункте в Дворянском собрании.Родился в 1822 г.

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Богдан Яковлевич Вельский Принадлежал к захудалому дворянскому роду. Смог выдвинуться при царском дворе, поскольку приходился племянником царскому любимцу Малюте Скуратову-Бельскому. Вместе с дядей, видимо, входил в опричнину. После ее отмены в 1577 г. получил чин

Из книги Московские дуры и дураки автора Прыжов Иван Гаврилович

Иван Яковлевич Иван Яковлевич из Смоленских священнических детей, учился в духовной академии, жил в Смоленске, занимаясь управлением чего-то, что-то наделал и ушел в лес, решившись юродствовать. Крестьяне нашли его в лесу копающим палкою землю, без шапки и без всякого

Светлана Савицкая установила восемь мировых рекордов в пилотировании, став настоящим асом. Она стала второй после Терешковой женщиной, покорившей космос. Этими достижениями она добавила славы своей фамилии. Ее отец - маршал Савицкий, пилот-ветеран Великой Отечественной и кавалер двух золотых звезд Героя.

Жизнь всей этой семьи связана с небом. Лидия Павловна, жена легендарного аса, тоже была во время войны доблестной летчицей, за свои подвиги она награждена боевым орденом, «Красной Звездой».

Евгений Савицкий воспитывался в обычной трудовой семье. В 1917 году он, осиротев, покинул отчий дом. Судьба беспризорника изменилась после того, как он попал в детдом, а затем в ремесленное училище. После ФЗУ он, работая на цементном заводе, освоил несколько рабочих профессий и проявил способности к освоению сложной техники.

Следуя девизу тех лет «Комсомолец - на самолет!» девятнадцатилетний юноша стал учвоенлетом 4-й Сталинградской авиашколы, где упорно изучал материальную часть и осваивал навыки пилотирования. После ее окончания будущий маршал Савицкий распределяется в Дальневосточный военный округ, где уже в 1929 году применяет полученные знания во время боевых операций на границе.

К началу войны он уже опытный летчик, обучающий новое поколение молодых пилотов. Майор Савицкий рвется на фронт, но ему отказывают, мотивируя нужностью высококлассных инструкторов в тылу. Осенью 1941 года ему все же удается попасть в боевую часть как стажеру. Истребитель ЛаГГ-3 - его первая боевая машина, и летчик использует все ее возможности, сбивая «Мессершмитт - 109» и чуть не погибая сам. Новый, 1942 год, Савицкий Евгений Яковлевич отмечает, выполняя задание особой важности, нанося сверхточный удар по немецкому штабу.

Настойчивость пилота дает результаты, его назначают командовать 205-й авиадивизией, с которой ему довелось пройти славный боевой путь. ВВС - особый командиры-летчики участвуют в воздушных боях наравне со всеми. Теперь он летает на «Яках», которым сохраняет верность все четыре страшных года. Исключение составляет именной «Лавочкин-5» с надписью «Валерий Чкалов» на фюзеляже, подаренный тружениками-горьковчанами.

В 1944 году самолет был сбит огнем зениток противника, при вынужденной посадке ас получил травму позвоночника. В тот день ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта и наградили первой звездой Героя.

Всего в течение войны летчик Савицкий сбил двадцать два вражеских самолета, не считая групповых побед и штабного «Шторха» уже над Берлином. Кстати, именно на таком мог попытаться сбежать от возмездия Адольф Гитлер.

После войны герой не почил на лаврах, а осваивал новые типы самолетов и руководил учебной работой в ВВС Савицкий стал автором увлекательных книг о советской авиации и истории войны в воздухе.

В 63-летнем возрасте прославленный пилот совершил свой последний в жизни полет. Можно лишь догадываться о тех эмоциях, которые он испытывал, поднимая в воздух сверхзвуковой перехватчик. Возможно, вспоминал свой Як-3…

Ушел из жизни маршал Савицкий в 1990 году, не дожив до развала страны, которую любил и защищал, как мог.

Старые летчики не умирают, они взлетают и остаются на небесах.

До славного Дня Победы остаётся всего ничего - ровно неделя. Поэтому постараюсь каждый день выкладывать небольшие зарисовки о наших героях. Героях с большой буквы.

Евгений Яковлевич Савицкий относится к плеяде талантливых советских асов времен Великой Отечественной войны. При этом, всю войну он прошел на высоких командных должностях. Ему можно было и не участвовать в боях. Но девиз «Делай, как я!» стал для него главным в жизни. Он предпочитал лично вести в бой своих летчиков, подавая им пример героизма и мужества. Все эти качества принесли Савицкому славу не только боевого пилота, но и великолепного организатора, что он и доказал после войны.


Родился Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В 12 лет от холеры умирает отец. Затем он попал в детский дом. После окончания школы ФЗУ работал шофёром. Уже с юношества стал твердым, уверенным в себе человеком. Увлекался боксом.

В Новороссийске, как и в любом портовом городе, был морской клуб, где отдыхали и развлекались моряки с иностранных судов. С ними частенько встречался пока на ринге, а не в небе, будущий маршал. «Однажды (мне шел уже семнадцатый год) выставили меня против какого-то негра, - напишет впоследствии в своих воспоминаниях Савицкий. - Противник мне достался серьезный. Во-первых, килограммов на десять - двенадцать тяжелее; во-вторых, старше меня и явно опытнее. Словом, не моя весовая категория. Когда негр швырнул себя в очередном сокрушительном свинге справа, я вместо отхода назад сделал уклон вправо и нанес встречный удар. Мой левый прямой прошел, и перчатка пришлась точно в подбородок противника. Негр сел на брезент, а затем начал медленно валиться на спину... После этого боя тренер стал проявлять ко мне интерес, и на занятия в секции я ходил уже регулярно».

С ринга - в небо!

Занятия боксом помогали в жизни. Так, в конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ он участвовал бою с вооруженной бандой. Именно тогда на юношу обратили внимание комсомольские вожаки и направили его в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он окончил в 1932 году. В течение двух лет служил в родном училище летчиком-инструктором, а потом был назначен командиром авиационного отряда в Киеве. Но жизнь военного - это постоянные разъезды. Вскоре Евгения Яковлевича назначают командиром 61-го отдельного отряда особого назначения, который базировался на Дальнем Востоке. Перед началом Великой Отечественной войны он был ужекомандиром 31-й истребительной авиационной дивизии, на самой границе с Китаем. Ему тогда было всего тридцать лет.

Вполне естественно, что Савицкий не мог спокойно наблюдать, как его боевые товарищи мужественно сражаются с немцами, пока он вынужден охранять небо Дальнего Востока. Он рвется на фронт. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы, - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.- Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится».

Первый раз на фронт Савицкому удалось вырваться на стажировку в ноябре 1941 года. Как командир звена он принял участие в полетах на новых тогда истребителях ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил немецкий «мессер», но и сам чуть не погиб - его спасла бронеспинка самолета.



Вскоре его ожидало еще более ответственное задание. Под самый Новый год его неожиданно вызвал к себе командующий Западным фронтом ГеоргийЖуков. Майор Савицкий получил задание уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, он успешно справился с этим, получив за это успешное задание первый орден Красного Знамени.

После этого Савицкий на полгода вновь выпадает из боевой практики. Его назначили командующим ВВС 25-й армии на Дальнем Востоке. И лишь в мае 1942 года его очередной рапорт командование удовлетворило. Он был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.

Несмотря на высокую должность и звание (а в 1942 году он был уже полковником), Савицкий постоянно принимал участие в воздушных боях. Причем, воевал исключительно на отечественных «Яках», в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки. Особенно он отличился в боях под Харьковом и Сталинградом где проявил себя зрелым и грамотным командиром.

Однажды во время барражирования над одним из участков территории противника он уже собирался вести шестерку «яков» назад, на аэродром, так как горючего в баках оставалось совсем немного. И вдруг с запада, со стороны солнца, показалась большая группа «юнкерсов», идущих под прикрытием истребителей Ме-109. Савицкий принимает решение атаковать противника, и лично сбил один «юнкерс».

Слава о нем распространялась достаточно быстро. А вскоре пришло и очередное повышение в должности. В начале 1943 года он был назначен командиром формирующегося 3-го истребительного авиационного корпуса. Первые свои бои летчики корпуса Савицкого провели 20 апреля на Кубани в составе 4-й воздушной армии, сбив за день 47 самолетов противника. Одиниз них был на счету Савицкого.

У самого Чёрного моря

Но удачи и разочарования ходят рядом. Через неделю уже его Як-1 был сбит очередью с Ju-87 прямо над Черным морем, неподалеку от его родного Новороссийска.

Тот бой вначале был успешным для будущего маршала. «Вдавив гашетку, я видел, как загорелся один бомбардировщик, вслед за ним тут же задымил второй, - вспоминал Савицкий. - Выходя из атаки, я краем глаза заметил в боевом развороте двух «яков»: разделавшись с «мессерами», ребята спешили на выручку. Колонна «юнкерсов», разваливаясь на глазах, теряла строй».

Но и Савицкого вскоре подбили. Ему тогда очень повезло - рядом были советские катера, которые и спасли молодого военачальника.

«Стоя на берегу моря возле села Кабардинки с двенадцатикратным биноклем, который взял у морских пехотинцев, я рассматривал Новороссийск и его окрестности, - вспоминал он. - Знакомые места! Да еще как знакомые-то... Вот уж и впрямь угораздило свалиться с неба на землю именно там, где родился и вырос, где провел свое детство, свою юность и где когда-то получил путевку в большую жизнь... Оказывается, не только в кино да романах судьба такие коленца выкидывает!»

После освобождения Кубани его корпус, входивший уже в состав Южного фронта, участвовал в боях на Украине и в Крыму. К марту 1944 года он уже стал генерал-майором. На его счету было 15 самолетов противника и 107 боевых вылетов. 11 мая 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре он стал генерал-лейтенантом авиации.

Интересно, что в этот же день в воздушном бою над мысом Херсонес, его самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий с трудом сумел перетянуть свой горящий самолет на территорию, занятую нашими войсками и приземлил машину на фюзеляж, едва при этом не погибнув. При посадке он получил перелом трех позвонков, но остался в строю.

А вообще Савицкий был очень осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».

Противник в Крыму был разгромлен. Но дальше у корпуса Савицкого были не менее кровавые бои. Ему предстояло с воздуха поддерживать войска, принимавшие участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. Вот, к примеру, что писал о тех событиях в книге своих воспоминаний начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии А. И. Радзиевский: «Мне не удается вспомнить других случаев, когда бы авиация перебазировалась на захваченные танковыми соединениями аэродромы до выхода общевойсковых армий. Такой маневр был осуществлен в ходе январского наступления частями 3-го истребительногокорпуса генерал-лейтенанта авиации Е. Я. Савицкого. В частности, поддерживавшая нашу армию 265-я истребительная авиационная дивизия этого корпуса подобным способом перебазировалась на захваченные нами аэродромы в Сохачеве, Любени и Иновроцлаве. Мы восхищались мужеством летчиков и техников 16-й воздушной армии, которые, пренебрегая опасностью, делали все, чтобы обеспечить прикрытие танковых соединений с воздуха».

В паре со своим ведомым Самойловым Евгений Яковлевич сам неоднократно летал наразведку и охоту на бомбардировщики противника.В небе Германии он одержал свои последние три победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. Еще два уничтожил в группе с товарищами. Свой последний вражеский самолет, легкий «Физлер-Шторх», генерал Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. Он вдруг увидел, что с центральной аллеи Тиргартена взлетает двухместный связной самолет. Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Над Берлином Савицкий совершил 216-й боевой вылет. А всего его 3-й истребительный авиакорпус за два года боев сбил две тысячи вражеских самолетов. 2 июня 1945 года Савицкий был награждён второй медалью «Золотая Звезда».


Он был не только по служебным характеристикам, но и по личным ощущениям каждого, служившего в 3 ИАК, самым авторитетным начальником, - сказано о Савицком в военно-историческом очерке о боевом пути 16-й воздушной армии, изданном в 1975 году.- Его отвага в сочетании с большим опытом и глубокими знаниями буквально покоряла людей. Вместе с тем, он был строгим, справедливым и добрым человеком.

Наши самолеты - лучше!

Савицкий стал самым результативным советским асом-генералом времен Великой Отечественной войны. Впрочем, летающий командир корпуса - было редкое явление, особенно для войск союзников. У них такого просто быть не могло. Настоящим шоком для союзников стал условный бой уже после окончания войны с английским «Темпестом», с которым Савицкий случайно встретился в небе Германии. Он не только принял навязанный ему английским летчиком воздушный бой, но и трижды на своем «Як-3» зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем статьям. А потом Савицкому позвонил Сталин. «Значит, наша машина лучше английской? - спросил он. - «Лучше!» - твердо ответил Евгений Яковлевич.

Сразу после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Именно Савицкий предложил идею группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. С 1948 года он командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР (1965). Последним освоенным им самолетом стал МиГ-21. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет!


Всего же за время своей летной практики он налетал почти полтора года - время, рекордное для истребителя, при этом совершив 5 тысяч 586 посадок. Поистине, его можно назвать легендой не только советской, но и мировой авиации.


С 1966 года Савицкий являлся заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1961 году ему присвоили звание маршала авиации. С 1980 года он служил в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР.


Савицкий за годы службы былнаграждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Умер он в 1990 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Его мундир с боевыми орденами находится в музее ПВО в подмосковном поселке Заря, для которого он немало сделал, будучи заместителем главкома ПВО. Дочь Савицкого - Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила два полета в космос, Герой Советского Союза.


- С девятнадцати лет я посвятил себя авиации, и всю дальнейшую жизнь упорно и настойчиво совершенствовался в избранной профессии, - писал о своем предназначении маршал. - Формула летчиков «Делай, как я!» стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими. Иных секретов у меня не было и нет.

Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 11 (24) декабря 1910 года. Русский. Член КПСС с 1931 года.

В Советской армии с 1929 года. В 1932 году окончил военную школу пилотов. С 1937 года на командных должностях: командир звена, эскадрильи, полка. В 1941 году командовал 29-й истребительной авиационной дивизией на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года. В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии, командира 205-й (Кировоградской) истребительной авиационной дивизии, командующего авиагруппой 17-й воздушной армии. В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, коим он руководил до конца войны. К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.

К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. 5 июня 1945 году Савицкий был награждён второй медалью Золотая Звезда.

В 1948 году назначен командующим авиацией ПВО. В 1955 году окончил Академию Генерального штаба.

Звание Маршал авиации присвоено в 1961 году.

С 1966 года назначен заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Был кандидатом в члены ЦК КПСС.

Дочь Савицкого Светлана стала лётчиком-космонавтом, совершила два полёта в космос и также дважды удостоена звания Героя Советского Союза.

Скончался в 1990 году в Москве.

Награды

  • Лауреат Ленинской премии 1978
  • Заслуженный военный лётчик СССР
  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции (23.12.1980)
  • 5 орденов Красного Знамени
  • Орден Суворова 2 степени
  • Орден Кутузова 2 степени
  • Орден Отечественной войны 1 степени,
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II-й и III-й степени
  • Медали
  • Иностранные ордена

Память

  • Бронзовый бюст Героя в Новороссийске .
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Памятная табличка на доме где жил Савицкий Е.Я в г. Москве
  • В честь Савицкого Е. Я. названа улица в Москве в микрорайоне Щербинка Южного Бутова, в июне 2010 года на одном из домов открыта памятная доска.

Библиография

  • В небе над Малой землей. Краснодар, 1980;

    Савицкий Евгений Яковлевич - Евгений Яковлевич Савицкий 24 (по ст.ст.11) декабря 1910 6 апреля 1990 Прозвище позывной «Дракон» Место рождения Новороссийск, Российская империя … Википедия

    Савицкий Евгений Яковлевич Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    САВИЦКИЙ Евгений Яковлевич - (р. 1910) маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолета. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками… … Большой Энциклопедический словарь

    Савицкий Евгений Яковлевич - [р. 11(24).12.1910, Новороссийск], советский военачальник, маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (11.5.1944 и 2.6.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1965). Член КПСС с 1931. В Советской Армии с 1929. Окончил Военную школу… … Большая советская энциклопедия

    Савицкий Евгений Яковлевич - (1910 1990) советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная… … Энциклопедия техники

    Савицкий Евгений Яковлевич - (1910 1990), маршал авиации (1961), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками ПВО… … Энциклопедический словарь

    Савицкий, Евгений Яковлевич - (24.12.1910 1990) летчик истребитель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (1978), маршал авиации (1961). Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО… … Большая биографическая энциклопедия



Похожие публикации