Инженерные системы и сети в строительстве

Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты. Железнодорожная станция козлова засека, тульская область Общее впечатление от Ясной Поляны

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Станция «Козлова Засека» (Тульская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Козлова Засека» - это не только полноценный железнодорожный узел, принимающий пригородные, пассажирские и грузовые поезда, но с недавних пор и музей. Конечно, сюда вряд ли стоит ехать специально (знакомство с экспозицией и прилегающей территорией займет не более получаса), но в рамках тура в Ясную Поляну увидеть небольшой вокзал таким, каким его видел Лев Толстой, стоит обязательно. Тем более, «Козлова Засека» сыграла важную роль в жизни великого писателя. Здесь он получал почту, отсюда звонил друзьям по телефону, сюда же со станции «Астапово» прибыл поезд с телом Льва Николаевича в ноябре 1910 г.

Что посмотреть

В 2001 г. на территории старинной станции начались масштабные работы, в результате которых историки и строители вернули вокзалу соответствующий архивным фотографиям и документам начала 20 века внешний вид. Сегодня «Козлова Засека», как и 150 лет назад, выполняет свою транспортную роль. А посещение музея с недавних пор - обязательная часть экскурсионных программ по толстовским местам.

Топоним Козлова Засека известен еще с 14 века. В ту пору засеки (деревья, поваленные рядами вершинами в сторону противника) защищали тульские селения от вражеских набегов. А Козловой засека названа в честь боярина Ивана Козлова. В 1868 г. такое же имя получила новая ж/д станция. Она носила его до 1928 г., пока в честь 100-летия со дня рождения Толстого не стала «Ясной Поляной».

На главном вокзальном здании - надпись на дореволюционный лад с буквой «ять» посередине. Другие станционные здания: погреб, буфет, багаж также подписаны на старый манер с «ер» на конце. С обратной стороны вокзала находится колодец (правда, ненастоящий). На перроне установлены изящные фонари и часы с римскими цифрами.

Рядом со входом в главное здание станции - бюст Толстого, на постаменте которого высечена его цитата: «Все мы пассажиры в этой жизни».

Интерьер вокзала выдержан в классическом стиле: аккуратные деревянные лавочки, ажурное зеркало, эркеры касс. «Козлова Засека» хоть и стоит на главной ветке Московской железной дороги, поезда принимает редко. Также в вокзальном здании устроена небольшая выставка «Железная дорога Льва Толстого». На ней представлены старые саквояжи, трость, фотографии и еще несколько вещей начала 20 века. Работают небольшой сувенирный и книжный киоски.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Ясная Поляна («Козлова Засека»). Веб-сайт .

От Московского вокзала Тулы до «Козловой Засеки» можно доехать на маршрутном такси №№ 30 и 35.

Время работы: среда-воскресенье: 9:00-16:30, понедельник-вторник - выходные. Вход: 30 RUB, экскурсия - 100 RUB, прокат исторических костюмов для фото: 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.










Среди учреждений культуры России, хранящих и выставляющих для показа ценные предметы и документы, есть небольшой музейно-вокзальный комплекс "Козлова Засека". Адрес станции незамысловат: город Тула, улица Льва Толстого. Самая близкая на пути к усадьбе Ясная Поляна остановка открыта в 1868 году. Ее строительство связано с проведением Московско-Курской ветки железной дороги (в настоящее время Тульское отделение Московской ж/д). Станция относится к разряду действующих.

Горделивая чугунка

Так случилось, что судьба незаметного полустанка оказалась тесно связанной с именем великого русского писателя, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других, ведь он родился, жил и работал в Ясной Поляне. Достижение цивилизации однажды внесло значительные коррективы в привычное течение жизни родового гнездышка (напомним, изначально усадьба принадлежала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым).

Лев Николаевич и его домочадцы часто бывали на Козловой Засеке: получали там почту, пользовались услугами телефонной связи. В ноябре 1910 года посеревшая от словно от горя станция встречала гроб с телом своего знаменитого завсегдатая. Печальный груз прибыл из Астапово, где Толстого настиг его последний час.

Есть сведения, что когда писатель впервые увидел «горделивую чугунку», то испытал замешательство. Легкий испуг от вида пыхтящей громадины-паровоза быстро прошел: «зеркало русской революции», как известно, был еще и отражением всего прогрессивного, в том числе, в области техники. Маршрут Ясная Поляна - Козлова Засека стал для него привычным. Любитель странствий довольно легко освоил железнодорожный транспорт и активно пользовался им.

Откуда пошло название

В последнюю поездку к дочери Татьяне в Кочеты 82-летний Толстой тоже отправился на поезде. Был август. За окошком сначала медленно, а потом все быстрее уплывали знакомые деревца с первыми рыжинками в пышной листве, навстречу им «бежали» другие: «Прощай, Козлова Засека!» Вряд ли Лев Николаевич думал, что это прощание навсегда. В ходе экскурсии рассказывают и об этом его прощальном «свидании» со станцией.

Туристы интересуются у гидов: почему старинный полустанок называется так, а не иначе? Корни наименования уходят в пятнадцатый век. Эти места представляли окраину Московского княжества, которую нужно было защищать от вражеских набегов. Для этого создавались засеки.

Строительство важной составной части оборонительных сооружений выглядело так: валились большие деревья, их ветви засекались так, что представляли собой ощетинившиеся колы. Сходу преодолеть такой заслон ворог не мог, что давало защитникам возможность собраться с силами. Козловой местную преграду назвали в честь воеводы Данилы Козлова. Видимо, большой храбрец был, раз удостоился чести народной.

Реконструкция вне шумной толпы

С 1928 по 2001 год станция Козлова Засека называлась Ясная Поляна, затем ей возвратили историческое имя. Толстой и многие его земляки называли остановку коротко и душевно: Козловка. Сегодня той шумной «пропасти народа», о которой писал когда-то Лев Николаевич, ни в зале ожидания, ни на перроне, как правило, не наблюдается.

А прежде только он со своим огромным семейством, насчитывающим тринадцать душ детей, мог забронировать целый вагон. Можно представить, как Толстые коротали время до прибытия поезда, расположившись на деревянных скамьях в зале ожидания. Младшие наверняка осваивали небольшие площади по максимуму: заглядывали во все уголки, приподнимались на носочки, чтобы рассмотреть кассира в окошке.

После реконструкции 2001 года, проведенной по инициативе руководства Московской железной дороги, сиденья, как встарь, приглашают пассажиров присесть на минутку или на несколько часов. Заглянуть в светящееся необычное окошко кассы весьма занимательно даже современным взрослым. В рамках познавательного вояжа интересно посетить кабинет начальника станции Козлова Засека.

Старое и новое

На покрытом зеленым сукном столе руководителя красуется старинный Сколько сообщений было отбито на нем? Отделение почты, переговорный пункт - все это как в толстовские времена: забудьте про свой сотовый телефон, зайдите в кабинку и позвоните родным или близким. Многие посетители признаются: интерактивное путешествие в прошлое им очень нравится. Козлова Засека - музей, которому все возрасты покорны.

В начале двадцатого века, а именно в 1902 году, станционный комплекс пополнился багажным отделением, был построен перрон из дерева, промежуточная (островная) платформа. Тогда же соорудили туалет, погреб, путейский дом. Все это содержится сегодня в аккуратном ухоженном состоянии, так, что не стыдно своим показать, зарубежных гостей привезти.

Для справки: с 2001 года Козлова Засека является филиалом «Ясная поляна» (Щекинский район Тульской области).

В ходе реконструкции начала третьего тысячелетия за основу брали 1910 год: использовали сохранившиеся сведения о внешнем виде здания, его внутреннем убранстве, облике прилегающей территории. Исходя из того, что станция действующая, избежать современных «вкраплений» (антенны, кабели и т. д.) не удалось. Но посетители не отвлекаются на мелочи, акцентируя внимание на главном.

Восстановят ли маршрут?

Станция долго жила активной жизнью: пролетали мимо поезда дальнего следования, летом активными пользователями железной дороги становились многочисленные дачники. Но времена изменились. Те, кто побывал в Козловой Засеке в 2016 году, услышали от экскурсоводов, что поезд Москва - Ясная Поляна отменен, несмотря на то, что был востребован пассажирами. Работники музея надеются, что маршрут восстановят. Ведь он ведет в замечательный исторический уголок.

Да... Когда-то из Москвы в Ясную Поляну ко Льву Толстому приезжали многие известные люди. К примеру, художник Илья Репин. Он подружился с романистом еще в 1880 году, когда тот неожиданно нагрянул к нему в мастерскую. С того времени автор картин «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван» и др. почти ежегодно навещал великого писателя в его родовом имении, создал целую галерею портретов друга.

Усадьбу посещали и не менее почитаемые ценителями искусства Иван Шишкин, другие именитые гости. Все они выходили на станции Козлова Засека (Тула). Чета Толстых радостно встречала их, провожали к Ясной Поляне, до которой всего-то несколько километров. И это лишь небольшая часть исторических сведений.

Маленький, но интересный музей

Многие посетители высоко оценивают достоинства музейно-вокзального комплекса, отмечают гармоничность сочетания истории и современности. При этом непосредственно музей - это небольшая комната с интересной экспозицией. Выставка называется «Железная дорога Льва Толстого». Как выглядела чугунка? Как одевались путешественники? Что представляла собой ручная кладь?

Обо всем этом и многом другом можно узнать, прибыв к вокзалу с надписью на старославянском: «Козлова Засека». Конторка, за которой можно было черкнуть пером пару строк, старинные, украшенные вышивкой дамские и строгие мужские дорожные плащи, перчатки, огромный чемодан, увлекательный фоторепортаж, - все это позволяет окунуться в атмосферу давно ушедших лет.

Есть такая услуга, как фото в старинном одеянии. Так что, уезжая, народ с удовольствием увозит на память частичку Козловки. Можно позировать у бюста Л. Н. Толстого, на крылечке, у клумбы, на скамье с коваными ажурными ножками, - выбор за туристами, которых поманил к себе, казалось бы, простой полустанок Козлова Засека. "Как доехать до него?" - вопрос в наши дни актуальный. Но об этом чуть ниже.

Все как при Толстом

Есть мнение, что хранить былое сегодня немодно. Однако большинство побывавших в музее выражают благодарность всем тем, кто в наши непростые времена смог гармонично соединить современность и историю. Станция-музей "Козлова Засека" - пример комплекса, каждый метр которого работает на добрый имидж.

Продумано и взвешено все до мелочей. Наверняка проще было соорудить на платформе какие-нибудь металлические или пластиковые ограждения. Но при Толстом их не было. Поэтому стоят приземистые заборчики, деревянные, крепкие на вид и на поверку. К таким, не исключено, привязывал коня сам Лев Николаевич.

Плакат, предупреждающий о необходимости осторожного поведения при нахождении на платформе, тоже в стиле ретро: незадачливый господин в цилиндре, того и гляди, попадет в опасную ситуацию. А каков призыв: «Господа, берегите жизнь!» Многие признаются: сразу хочется стать дисциплинированнее и внимательнее.

Летом лучше, чем зимой

Козлова Засека - этот тот пункт, который стоит посетить всем, кто устал от светских вечеринок и суеты. Любят фотографироваться на фоне музейно-вокзального комплекса молодожены. Свадебные фотографы чаще всего выбирают «для колорита» старинный колодец, само здание станции, памятник писателю. В общем, Козлова Засека известна и притягательна (хотя случается и такое: то густо, то пусто).

Почти все гости охотно посещает магазин сувениров, буфет, прогуливаются по территории. Летом здесь более многолюдно. Зимой, как выражаются некоторые, «красоты не хватает». Что касается поры цветения и плодоношения, то все сходятся во мнении: воздух чудесный, пахнет душистыми яблочками, повсюду витает запах петуний. Горожане особенно ценят такую роскошь.

Нам до Козловки!

Электрички до Козловой Засеки - дело прошлого. Вспоминать о том, как еще недавно по маршруту Тула - Козлова Засека люди передвигались на электропоезде повышенной комфортности, бессмысленно. Он отходил от станции Курская в Москве, но отменен, как считается, из-за недостаточного пассажиропотока.

Теперь знатоки советуют воспользоваться маршрутным такси № 218, которое отправляется с Московского ж/д вокзала. Только не забудьте предупредить шофера, что вам до Козловки, так как водители часто разворачиваются, не доезжая до Засеки, и вы, минуя цель, окажетесь на конечной остановке в поселке Скуратово (Западный). Оттуда идти до станции далековато и можно перепутать стежки-дорожки. Удачной поездки!



Похожие публикации