Инженерные системы и сети в строительстве

История фарфора – интересные и познавательные факты. История фарфора Какая страна считается родиной фарфора

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»... А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» - все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь...

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.


Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного . Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».
По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора...

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса...»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку...

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» - porcellana.


Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают... после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

Говорят, пронырливому монаху пришлось испытать чудеса шпионского везения, чтобы добыть и отправить на родину, во Францию, образцы фарфорового сырья. Правда, Рене Реомюр, знаменитый физик и конечный адресат д´Антреколевых посланий, ничего полезного в монашеской корреспонденции не нашел. Ни гаолянской глины, ни таинственного фарфорового камня во Франции как будто не водилось...

Закат китайской фарфоровой монополии

Однако передовая наука середины XVIII века уже горела идеей французского фарфора. Пьер Жозеф Макёр вел теоретические изыскания формулы фарфорового состава. Жан Дарсе кропотливо изучал образцы отечественных глин, пока не нашел близ Лиможа материал, отвечающий всем требования. Жирный лиможский каолинит вполне соответствовал белой гаолянской глине.

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества и .


Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.


Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Английский, японский, русский фарфор

Когда в 1735-м году труд д´Антреколя, посвященный фарфору, увидел свет, книгу прочли в том числе и в Англии. Томас Бриан был назначен агентом и командирован во Францию, где преуспел в овладении фарфоровым ремеслом. Вскоре после возвращения Бриана в Англию оказалось, что патенты на фарфор уже готовы и можно приступать к выпуску продукции.
Технологии, позаимствованные во Франции, а вместе с ними и флорентийские (конца XVI века) методы изготовления фарфоровой массы позволили англичанам создавать настоящие шедевры. Особая заслуга Англии – изобретение костяного фарфора.

Японский фарфор увидел свет раньше европейского, однако попадал в Европу лишь от случая к случаю. Японские мастера по-своему усовершенствовали китайские приемы украшения изделий, и во времена выпуска первого французского фарфора мастерам ставилась задача качественного копирования японских образцов.

История русского фарфора официально начинается в XVIII веке. Однако по мнению некоторых историков, гжельская белая глина начала использоваться для производства фарфора еще в домонгольское время.


По непроверенным сведениям, на территории нынешнего Раменского района Московской области незадолго до монголо-татарского нашествия работали мастера, полностью копировавшие китайские технологии. Некоторые искусствоведы считают, что современная гжельская традиция росписи фарфора синим по белому произрастает из средневековой китайской старины...

Но почему именно XVIII век стал временем быстрого и повсеместного распространения фарфора?

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

Иоганн Фридрих Бётгер почувствовал себя алхимиком смолоду. Освоив технику позолоты серебряных монет, Бётгер заявился к курфюсту Саксонии Августу и уверил властителя в своем алхимическом могуществе. Неудивительно, что в скором времени Бётгера, назначенного главным золотодобытчиком государства, приговорили к казни за растрату и невыполнение обязательств.

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора. Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.


Эмблемой мейсенского фарфора довольно скоро стали скрещенные мечи – как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.


Курфюст, однако, не особенно уверовал в молчаливость Бётгера и, по слухам, отравил беднягу. Но поздно... Приятель Бётгера Кристоф Хунгер, обученный золотым аппликациям по фарфору, сбежал из Саксонии и принялся разъезжать по Европе и продавать секреты мейсенского фарфора. Постоялые дворы Дрездена наполнились авантюристами, жаждущими выведать великую фарфоровую тайну.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор с точки зрения науки

Принято различать два типа фарфора: мягкий и твердый. Разница между типами определяется составом. Мягкий фарфор содержит большее количество так называемых плавней – компонентов, имеющих относительно низкую температуру плавления. Твердый фарфор обжигается в печах, разогретых на 300 градусов сильнее. Технические фарфоры, как правило, относятся к твердым.

Фарфоровая посуда изготавливается в основном из мягкого фарфора: он лучше пропускает свет, хотя и отличается большей хрупкостью. Твердый фарфор весьма прочен, огнеупорен, химически стоек – и поэтому востребован в производстве техники, изоляторов, лабораторной посуды, металлургических огнеупоров.

В состав твердого фарфора входит каолин (50% от массы), кварц и полевой шпат (равными или примерно равными долями, вместе до 50% от массы). В мягком фарфоре процентное содержание полевого шпата и других плавневых добавок гораздо выше, чем в твердом, а количество кварца уменьшено.

Состав благородной керамики , разработанный в 1738-м году во Франции и в значительной мере повторяющий старокитайскую рецептуру, позволяет производить именно мягкий фарфор. Французы предложили готовить фарфоровое тесто из 30-50% каолина, 25-35% силикатов, 25-35% так называемой фритты – сырьевой композиции, включающей в себя несколько компонентов, дающей фарфору блеск, звон и светопроницаемость.

Среди прочих, в состав современных фритт входят карбонаты, кальциты, ископаемая и... !

Технология фарфора

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов – важнейшая подготовительная операция. Гомогенность частиц фарфорового теста гарантирует равномерность прогрева и одинаковые темпы спекания по всему массиву изделия.

Обжиг фарфора ведется в два или три этапа. Первый обжиг – у специалистов этот этап называется «на утиль» или «на бельё» («бельем» именуется неокрашенный шероховатый фарфор) – проводится с целью получения качественно сформованных изделий с необработанной поверхностью. Вторым обжигом («на поливу») расплавляют глазурь, нанесенную на первичное изделие поверх художественных росписей.

После второго обжига проводится финишное декорирование: надглазурная роспись, золочение и прочие отделочные операции. Закрепление надглазурной росписи обычно требует третьего, наиболее щадящего обжига. Если обжиг «на утиль» и «на поливу» ведется при температурах в промежутке от 1200 до 1500°С, то «декоративный» третий обжиг не требует нагревания выше 850°С.

Окрашивание фарфоровых изделий осуществляется красителями, состоящими из растертых окислов металлов. И если подглазурная роспись никогда не вступает в контакт с окружающей средой, металлы из надглазурной росписи в некоторых случаях могут мигрировать из поверхностного слоя посуды в пищу.

Добросовестные изготовители фарфора предотвращают подобную неприятность, смешивая красители со стеклоподобными флюсами. К сожалению, в стремлении удешевить продукцию некоторые современные производители посуды окрашивают фарфор нестойкими красками.

Избегайте приобретения подозрительно дешевого пищевого фарфора!

Вместо заключения

В Древнем Китае фарфор звался tien-tse, что значит «сын неба». Между тем, «сыном неба» в Китае во все времена титуловали императора. Персы лишь скопировали титул: bаарurа по-древнеперсидски, как и farfura по-турецки, значит «китайский император».

Таким образом, приобретая фарфор, наш современник приобщается к величию Китайской империи и прикасается к материалу, которого достойны даже императоры – «сыны неба». Пафосность и аристократичность истории не делают фарфор недоступным для народа. Собрать достойную и репрезентативную фарфоровую коллекцию сегодня может каждый желающий.


Стоит ли начинать? Конечно, стоит!

За окном 30 декабря и мы просыпаемся в Дрездене в своём уютном номере. На утро у нас запланирован Замок-Резеденция с Грюнес Гевёльбе (Зелёные своды) и другими экспозициями. Туда мы отправились по уже знакомому маршруту на трамвае. Надо отметить, что Грюнес Гевёльбе - одна из самых богатых и знаменитых коллекций драгоценностей в мире и самая богатая в Европе! К сожалению, в музеях дворца нельзя фотографировать, поэтому показать что-либо не могу, но если вы окажетесь в Дрездене, обязательно туда сходите!

После музеев мы сели на трамвай, доехали до своей остановки, купили горячей саксонской выпечки и немного перекусили в номере. Теперь, нам предстояло отправиться, уже на машине, в недалёкий, но знаменитый город Мейсен (по немецки он произносится Майсэн - Meißen, ну да ладно). Этот город находится в 20-ти с небольшим километрах от Дрездена, ниже по течению Эльбы. Туда я предполагал ехать по левому берегу, так мы и поступили. Однако, сразу же начались приключения. Машина завелась, но загорелся чек и на холостых её сильно колбасило. Несмотря на это, я решился ехать, хотя периодически, это очень сильно напрягало.

Если в Дрездене был уверенный плюс (градусов семь по Цельсию), то в тени горных склонов на левом берегу Эльбы на всём лежал иней, и когда мы остановились, чтобы сделать издали пару кадров, я чуть не растянулся возле машины, так как парковка представляла из себя сплошной каток. Собственно, на снимке ниже виден иней на траве, несмотря на то, что это уже возле реки, и там и тени меньше и теплее.

Вдалеке, на горном утёсе, возвышается величественный Альбрехтсбург, резиденция саксонских курфюрстов династии Веттинов, построенный в XV веке.

А на противоположном берегу ютятся дома благонадёжных бюргеров.

И вокруг них много виноградников, благо дело, тот склон солнечный.

Ну а мы отправляемся в сам Мейсен.

Проехав практически под сам замок (№1 на карте ), паркуемся на бесплатной общественной парковке (на карте она заметна чуть ниже цифры 3). Машин много, но местечко найти удалось.

Замок почти парит над нами!

Пытаемся найти место, где можно подняться...

Постепенно обходя замок по кругу.

Олька нашла на доме "скелеты растений" и попросилась с ними запечалиться. Предупреждая вопросы, бутылка не наша! :)

А вот так выглядят домики под замком.

Наконец, находим подъём. На входе стоит небольшой домик, функциональная нагрузка которого осталась нам неизвестна. Мы же поднимаемся по лестнице.

Вот, над крышами домов, уже показался противоположный берег.

Комплекс зданий на вершине гребня - Францисканская гимназия (№5 на карте ).

На заднем плане, чуть левее замка, виднеется Евангелистская церковь Святой Троицы (Trinitatiskirche) (№6 на карте ), которая стоит на месте дохристианского славянского капища. Текущее здание с большими переделками сохранилось с XIII века. Телевик позволяет её приблизить и запечатлеть весьма детально.

Перевожу взгляд направо и за железнодорожным мостом ловлю в видоискатель шпиль колокольни церкви святого Иоанна (Johanneskirche) (№7 на карте ).

Продолжаю запечатлевать детали окружающего мира.

То, в чём я почти не участвую - фотографии на фоне "чего-то"

А это фото фотографа предыдущего фото:)

Панорама без позирующих личностей:)

Под нами расположен банкетный центр Майсен, в прошлом часовня Якоба (Jacobskapelle) и масонская ложа (№3 на карте ).

Замечаю на другом берегу здание с интересной архитектурой, наезд, и фото готово. Как позже оказалось, это всего лишь отель - Welcome Parkhotel.

Ну и ещё немного фотографического, вот дом снятый на другом берегу Эльбы, фокусное расстояние 116

А вот люди под ним с фокусного расстояния 500.

Пора нам идти внутрь замка. Первое, с чем мы познакомимся, это Мейсеновский собор (№2 на карте ). Снизу мы видели его две высоченные псевдоготические башни-колокольни, но пока отправимся внутрь.

Сначала попадаем во внутренний двор. Сам собор, является образцом чистой готики. Значительная часть видимого сейчас здания построено ещё во второй половине XIII века. Неоготические колокольни пристроены уже в начале XX-го.

Зайдём внутрь. Размах и грандиозность строения поражают!


В окнах витражи.

Рождественские украшения.

Часовня Герцога


Есть в соборе и вот такие растения-убийцы из металла.



Модель собора позволяет лучше оценить его архитектуру, зажатую клещами замковых укреплений и строений.


Часовня Всех святых

Выходим из собора.

Здесь туристы заняты игрой "В какой бы ещё идиотской позе сфотографироваться".

А вот собор во всей красе со стороны новой башни.

родина фарфора

Альтернативные описания

. «Мать садов»

Азиатская страна, где в 1200 г. были изобретены затемненные очки, служившие для защиты глаз судей

Азиатское государство, обладающее самым древним письменным языком

В какой стране очень популярна лапша из фасолевой муки

В какой стране сделали первого «воздушного змея»

Владелец Тайваня

Государство в Азии, в котором ножи к столу не подают (верх неприличия)

Страна с самым большим населением

Страна, где придумали иглоукалывание

Родина пороха и фарфора

Государство в Азии

Сборник рассказов японского писателя Харуки Мураками «Медленной шлюпкой в...»

Азиатская страна, где на представительниц прекрасного пола с раннего детства надевают деревянные колодки, чтобы сохранить миниатюрность ног до замужества

. «поднебесная империя»

Страна, где в ходу юани

Какое государство имеет домен «cn»?

До 1912 года флагом этой страны служило изображение дракона на желтом фоне

В названии этого государства можно услышать млекопитающее и возглас

Одно из прозвищ сына Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского, при котором началось строительство Московского кремля

Столицу этого государства монголы именовали Ханбалык

Хотя, как известно, свежесть бывает только первой, в кухне этой страны есть рецепт «супа трех свежестей»

Какую страну изучают синологи?

Название этой страны произошло от названия группы монгольских племен - кидане

В какой стране появились первые бумажные деньги?

В какой стране появились первые в мире рестораны?

В какой стране впервые появилась лапша?

В какой стране появились первые театральные куклы?

В какой стране были найдены синантропы - первобытные люди?

Страна, родина обоев

Назовите государство, символом которого является мифическое животное с рогами оленя, лапами тигра, ушами быка, головой верблюда, глазами демона, шеей змеи, когтями орла?

Третья страна мира, отправившая в космос пилотируемый космический корабль

В какой стране произошло восстание «желтых повязок»?

В какой стране происходит действие диснеевского мультфильма «Мулан»?

В какой стране находится самая длинная стена?

Страна, родина пекинесов

Страна, поставщик каждого пятого жителя Земли

Страна - главный поставщик населения земного шара

У какого азиатского государства столица Пекин?

В какую страну вел шелковый путь?

В какой стране добывают больше всего рыбы?

У какой страны самая длинная граница в мире?

Самая большая страна в Азии

В какой стране живет больше всего людей?

У какой страны больше всего границ с другими государствами?

В какой стране находится самая длинная стена в мире?

В какой стране появились первые пушки?

В какой стране возник бадминтон?

В какой стране появился компас?

Страна, родина фарфора

Страна, где впервые появился фейерверк

Страна, родина пороха

Страна, родина бумаги

В какой стране впервые начали применять десятичные дроби?

Родина недорогих товаров

Родина шелка и пороха

Поднебесная

Поднебесная страна

Страна, давшая миру шелк и зонтики

Территория вокруг Пекина

ЗаСТЕНчивая страна

Родина шелка и бумаги

Страна с городом Пекин во главе

Азиатская держава

Спрятавшаяся за стеной страна

Рядом с Лаосом и Вьетнамом

Родина чая

Страна, давшая миру порох

Между Россией и Индией

Страна со столицей Пекин

Страна в восточной Азии

Родина Мао

Страна с главным городом Пекин

Страна, полная любителей риса

Эту страну называют Поднебесной

Страна со своей собственной стеной

Страна, давшая миру шелк

Родина Мао Цзэдуна

Страна Великой Стены

Родина и вотчина правителя Мао

Самое крупное по численности населения государство в Азии

Государство в Юго-Восточной Азии

Государство в Азии

В прошлом году у нас в городе проходила выставка-продажа изделий из Китая.
Было много изделий из фарфора - посуда, лампы, шкатулки.
Некоторые изделия были авторскими, т.е. сопровождались сертификатами с фамилиями авторов.
Эти работы современных мастеров стоили очень дорого, но они того стоили.
Многие люди не могли купить, но ходили почти каждый день полюбоваться.
Традиции старых мастеров продолжает молодежь и это очень приятно.

После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки “Яобянь”, который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор.

Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: “Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ”. Это и определило новое название города - “Цзиндэчжэнь”.

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору.

Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт. Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по “шелковому пути”, на Средний Восток и в Европу, за рубеж шел и китайский фарфор.

Слава Цзинджэня основана на том, что его фарфор - "белый, как яшма, тонкий, как бумага, блистающий, как зеркало, и благозвучный - как колокольчик".

Традиционные фарфоровые изделия Цзинджэня, включая сине-белые, с узорами под рис, пламенеющие, разноцветные глазурованные и скульптуры из фарфора, отличаются изяществом форм и богатыми украшениями, которые наиболее полно отражают глубину китайского мышления. Цзинджэньский фарфор ценится как яркая жемчужина в художественном наследии человечества.

Ныне в Цзиндэчжэне сохраняется часть древних мастерских и печи для изготовления и обжига фарфора.

Выставки керамических и фарфоровых изделий Цзиндэчжэня, различные виды фарфора и современные предприятия по производству керамики и фарфора ежегодно привлекают к себе все больше китайских и иностранных туристов. Цзиндэчжэньский фарфор пользуется большим спросом и в стране, и за ее пределами.


Город Мейссен находится в 25 км от Дрездена, он знаменит не только своим фарфором, но и средневековым замком.
Крепость Альбрехтсбург стоит на высокой скале на берегу Эльбы, возведена в Мейссене в 15-м веке как резиденция саксонских курфюрстов.

В 1710 г. Август Сильный приказал устроить здесь первую европейскую фарфоровую мануфактуру, которая располагалась в замке до 1863 г. Сейчас по фабрике фарфора проводятся экскурсии, есть и сувенирный магазин.

Прикольная экскурсия на Мейссенской фарфоровой фабрике: группа ходит по залам, в каждом из которых работает мастер, который и показывает процесс производства фарфора на одном из этапов.


Как сопровождение включается запись с объяснением самого процесса на вашем языке. На фото - мастер по росписи посуды.


При фабрике есть музей фарфора и соответственно магазин. Цены там конечно ошеломляющие. Посуды и других изделий из фарфора там немеренно, поэтому ощущаешь себя слоном в посудной лавке.
Расслабились мы только в кафе при музее. Попили чаю из мейссенского фарфора и поели тортик со шпажками, вот и все, что мы смогли себе позволить -))


Перекрещенные шпаги - старинный фирменный знак Мейссенского фарфора. Голубые мечи, взятые из саксонского герба, появились на мейсенском фарфоре в 1722 г. и тем самым являются одной из старейших торговых марок мира.


В наши дни на Майсене производятся: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%.


На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 чел., из них 450 художников и скульпторов. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется.


Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков.


Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году.

Еще посты о Германии.



Похожие публикации