Инженерные системы и сети в строительстве

Золотой век русской литры. XIX век — «золотой век» русской литературы

Введение......................................................................................................3

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода...........4

2. Золотой век русской поэзии: основные представители......................6

Заключение................................................................................................19

Список используемой литературы..........................................................20

Введение

золотой век русский поэзия пушкин грибоедов

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.

ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" по ответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"

Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.

Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.

Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика

С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского "золотого века"?

Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.

Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. "Золотой век" в русской поэзии еще принято называть "Пушкинской порой".

Вторую особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямые наследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон" и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.

Но, пожалуй, самое главное достижение наших гениальных творцов XIX века, это создание вокруг стихотворений – ауры поэзии, ауры, которая до сих пор своей невидимой нитью связывает наш сегодняшний день со своим началом. Началом, которым мы неосознанно пользуемся в повседневной жизни, началом, которое присутствует во всех наших делах. Ведь именно они, на протяжении многих лет в упорной и неравной борьбе, все-таки сумев победить, – положили начало, а после и дали нам свободу мысли, слова и выбора. "Золотой век" русской поэзии – дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века "Серебряного". Не было бы тех гениальных и талантливых поэтов и поэтесс, не было бы величайших наших писателей, которые вдохновлялись произведениями творцов прошлого века и откуда они черпали силу, мысли и сюжеты, но уже для своих шедевров. Шедевров, которыми мы восхищаемся, и которые раз за разом перечитываем.

Первая треть XIX в, в развитии русской литературы характеризуется сменой романтического метода, в котором исключительный герой действовал в исключительных обстоятельствах. Важнейшими составляющими этого метода явились романтический конфликт и романтический герой, противопоставленный окружению, которое ниже, грубее героя. Точка зрения автора, его идеология практически совпадала с идеологией главного героя. Хотя романтизм открыл для литературы природу, но природу исключительную (море, океан, непроходимые леса, пустыня) — природа так и не стала родной, близкой в творчестве романтиков. Роль фона и окружения для романтического направления тоже была подчиненной, несколько статичной. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, неся в своем творчестве отчетливый след романтизма, которому они отдали дань в раннем творчестве, повернули русскую литературу в реалистическое русло. Формулой реализма является отражение типических характеров в типических обстоятельствах, объективность в интерпретации действительности, противопоставленная в этот период субъективности романтизма. Открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя являются открытиями русского реализма. Во-первых, объективность, являющаяся во многом основой реализма, появилась в связи с тем, что автор и герой стали разными образами - в «Евгении Онегине» отчетливо проявлялась позиция автора (Пушкина) и позиция героя (Онегина). Во-вторых, позиция автора и героя могла быть близкой, но могла и сильно различаться (Нехлюдов не Толстой, тем более Базаров очень сильно отличается от Тургенева), отсюда и появление авторской интонации, авторского иронического, сатирического и другого субъективного отношения к герою реалистического произведения. В-третьих, кроме основного конфликта человека и общества для развития сюжета огромное значение имеет диалогический конфликт (Онегин и Ленский), открытый реализмом Пушкина. Новое содержание, отразившее в художественной форме проблемы века, должно было иметь и новую жанровую форму. В данном случае роман в стихах, роман открытой формы (с незавершенным финалом). Это произведение имело и особую языковую форму, показавшую степень развития русского литературного языка.
В поэзии, драматургии, прозе Пушкина были заложены зерна будущего расцвета реализма в русской литературе. В разные периоды развития русской литературы писатели обращались к опыту Пушкина, осознавали через десятилетия эстетическую значимость его творений.
Укрепление и дальнейшее развитие русского реализма было отражено в творчестве писателей «натуральной школы» {И. С. Тургенев, А. Н. Островский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, ранний Ф. М. Достоевский, ранний Л. Н. Толстой и др.).
Для этого течения в русском реализме была характерна демократизация героев, изображение быта низших слоев русского общества. Особенностью писателей «натуральной школы» является углубление диалогического конфликта, они открыли новый тип конфликта человека и системы, обогатили русскую литературу разработкой микроконфликтов. Для писателей этого периода был характерен новый взгляд на крестьянскую жизнь и на судьбу «маленького человека» (Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В их произведениях описывается депоэтизированная действительность (курная изба, угол в квартире, запущенные квартиры), не случайно они считали свои произведения «физиологическими очерками». Они дали глубоко реалистические описания чиновничей, купеческой, крестьянской, разночинной среды. Именно в это время появляются новые для русской литературы жанры социальной повести, социально-психологического романа. Таким образом, не дворянская среда, а гуща народная становится в это время центром русской литературы.
Психологизм М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя был развит писателями второй трети XIX века, что отразилось в показе внутреннего мира человека, в теме взаимоотношения человека с природой; теме загубленных талантов и самой жизни человека из народа. 40-60-е годы XIX века были временем наибольших споров о путях развития России, что отразилось в творчестве русских писателей, деятельности литературных критиков (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Полемика развернулась на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения». Проблема героя и проблема народа в литературе становились чрезвычайно актуальными в связи с обострением внутриполитической жизни России и с общественно-исторической ситуацией - поражением в Крымской войне. Идеологические столкновения привели к тому, что обозначились две противоборствующие (пока в журналах) силы — тех, кто желал реформ, и тех, кто звал «Русь к топору». В 60-е годы XIX века симпатии были на стороне последних и «Современник» стал рупором революционной демократии.
Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети» -яркий пример непримиримости не только критических мнений, но идеологических воззрений. Образ героя-разночинца в русской литературе будет развиваться в творчестве Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, но наиболее полно он проявится в романах Ф. М. Достоевского. Этот герой найдет свое отражение в творчестве Н. А. Некрасова. Решению проблемы народного характера были посвящены пьесы А. Н. Островского.
Последняя треть XIX в. характеризуется таким мощным расцветом реализма, который повлиял на развитие всей мировой литературы. Это время было эпохой расцвета жанра романа, отразившего жизнь пореформенной России во всем многообразии ее социального состава: крестьянства, чиновничества, городской бедноты, разночинного люда, а также аристократической верхушки общества. Русские писатели рассматривали в своем творчестве не только социальные, но и религиозные, философские проблемы. Соединение и художественное отражение их посредством психологического анализа привели Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского к показу не только русской действительности, но и к обобщениям философского характера. Глубочайшее проникновение Достоевского в психику человека, в процесс рождения сначала идеи, а затем закабаление человека идеей предвосхитили свойственные модернизму XX века художественные искания.
Психологизм и историзм Толстого отразили новый философский взгляд на роль народа и личности в истории, на развитие семьи как малой части самого общества, на устои буржуазного общества - бюрократического в своей основе - и глубоко чуждого человеку. Диалектика души, как и диалектика поступков, выраженные Л. Н. Толстым, стали высоким мерилом художественности и философского искания истины. Добро, истина, справедливость - вот что ищут и находят лучшие герои его произведений (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Левин), они являют собой тип активных, развивающихся личностей.
Сатира на существовавший строй отразилась в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Посредством гротеска и сатирической фантастики он создавал реалистические характеры («История одного города», «Господа Головлевы»). История распада семьи в «Господах Головлевых» не менее трагична, чем в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого.
От крупных романов исторического, философского характера русская литература вновь обращается к малым и средним жанрам эпоса в творчестве А. Чехова. Именно этот писатель вошел в мировую литературу как создатель «новой драмы» и вдохновитель создания нового театра. «Новая драма» отрицала единый конфликт и сквозных положительных и отрицательных героев, она вовлекала читателей и зрителей в сотворчество при осознании и понимании драмы.
История мировой литературы является бесконечным процессом взаимодействия и взаимовлияния. Открытия одной национальной литературы откликаются в другой, как бы далеки они не были. Общечеловеческое стремление к добру, красоте, справедливости вечно в человеческой душе и в литературе. В процессе изучения русской литературы вы неоднократно обращались к выдающимся произведениям мировой, в первую очередь, западноевропейской литературы. Известно, что английская, французская, немецкая, испанская литературы влияли на развитие русской литературы. Следы этого воздействия наблюдаются в творческом методе, в стиле, образной системе, жанрах произведения русских писателей и поэтов.
Перевод, переложение, творческое использование жан-рово-стилевых, идейно-тематических открытий русской литературы широко представлены в произведениях казахских писателей. Главное направление творческих связей с русской литературой было определено Абаем. Он, как впоследствии все, кто обращался к русской литературе, знал русский язык и читал произведения русской литературы в оригинале. Эта особенность казахских писателей одействовала ускорению процесса восприятия русского литературного опыта и выработке новых и ярких стилевых ешений в казахской литературе. С того момента как Абай ворчески переложил на казахский язык «Евгения Онегина», прошло всего пятьдесят лет, а казахская литература, не знавшая до этого жанров эпической прозы, представила миру роман-эпопею Мухтара Ауэзова.
Какими бы разными ни были пристрастия казахских писателей и поэтов, они обращались, по примеру классиков, к творчеству Пушкина и Толстого. Эти две вершины русской литературы - вершина выражения в слове русского национального, народного духа и вершина выражения общечеловеческого пути к истине - стали для казахских писателей маяками мастерства и служения своему народу.

Великим народным поэтом, воплотившим в себе достижения предшествующих авторов, обозначившим собою дальнейший этап ее развития, бесспорно, является Александр Сергеевич Пушкин . "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений.

Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Даже в своих политических стихотворениях, умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта.

В его ранней лирике находит себе место и политическое вольнолюбие, близкое декабристской поэзии (Ода "Вольность", "Деревня"), и идущий от европейского Просвещения пафос внутреннего освобождения личности, воспевание свободы как любви и дружбы, веселья и пиров ("Вакхическая песня", "Вечерний пир"). Период его южной ссылки - время формирования пушкинского романтизма: он создает поэмы о свободе и любви - "Кавказский пленник", "Братья разбойники", "Бахчисарайский фонтан". Понимание свободы становится более сложным в написанной несколько позже, в Михайловском, поэме "Цыганы" (1824). В трагедии "Борис Годунов" (1825) отчетливо проступают черты реалистического стиля: они выражаются в понимании всемогущества объективных законов истории, в изображении драматической взаимосвязи "судьбы человеческой" и "судьбы народной".

А его роман в стихах "Евгений Онегин " был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации.

Современниками Пушкина в "Золотой век русской поэзии" были несколько воистину великих поэтов - личности, талант и вклад каждого которых в становлении и развитии русской литературы также велик. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич . Как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано, но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Это писатель ярко демонстрирующей духовности, глубокой внутренней концентрации, неуемной, бунтующей мысли. На его творчество, бесспорно, повлиял А.С.Пушкин.

Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты героя Лермонтова, выражаются в лирике, в поэмах "Демон" и "Мцыри".

В позднем творчестве Лермонтова появляются новые, реалистические тенденции: он начинает как бы отделять от себя трагические противоречия, превращая их в предмет объективного изображения. Высшее выражение это получает в романе "Герой нашего времени", герой которого не совпадает с личностью автора.

Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.

Вторая половина XIX столетия – эпоха непоэтическая. Но творчество пусть немногих, но талантливых поэтов не дает прерваться традициям "золотого века" русской поэзии. Один из таких поэтов - Фёдор Иванович Тютчев . За свою длинную жизнь написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Личная жизнь поэта полна ярких взлетов и трагических падений: смерть от пожара на корабле первой жены в одну ночь сделала его седым, а счастье с красавицей Эрнестиной Дернберг оказалось недолгим. Уже в России Тютчев полюбил Е.А.Денисьеву. "Денисьевский цикл" поэта, посмертное прощание с любимой женщиной, – истинный шедевр любовной лирики.

Важны были для творчества Тютчева и его философские убеждения. Он мечтал об объединении славянских народов во главе с Россией, о создании славянского мира, который будет развиваться по своим законам. Но особенно удивительно космическое восприятие природы поэтом: "Тютчев был поэтом бесконечности, космической тайны. Он умел сам трепетать и заставлять читателя трепетать перед миром звезд" (Е. Винокуров). Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики.

Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия. Его стихотворение Silentium (лат. – молчание) о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством "великого и могучего", казалось, опровергает этот тезис.

Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском.

Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет – тонкий ценитель красоты, в том числе и красоты слога. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным "русским Байроном" – Лермонтовым.

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в "светлое царство мечты". Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством. Фет - представитель так называемой "чистой" поэзии. Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример - стихотворение "Шёпот, робкое дыханье… ".

В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра.

Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.

Александр Сергеевич Грибоедов . По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная им и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению. Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы "Горе от ума", которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз. Его ближайшие литературные союзники - П.А.Катенин и В.К.Кюхельбекер; ценили его и "арзамасцы": Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П.Я.Чаадаев и Ф.В.Булгарин.

"Горе от ума" - вершина русской драматургии и поэзии. Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. "Говорящие" фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века. "А судьи кто?", "Карету мне, карету!" "Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали"… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации.

"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев (Апология сумасшедшего). Интересен факт, когда Грибоедов закончил работу над комедией "Горе от ума", то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. "Я привез манускрипт! Комедию…" "Похвально. Ну что же? Оставьте". "Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну". "Извольте сразу начинать", - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. "Нет, - замотал он тяжелой головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила".

Константин Николаевич Батюшков - начал писать стихи с 1802. В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С.Пушкина. Ещё в начальную пору своего творчества он прославился как певец дружбы, веселья и любви, так называемой "лёгкой поэзии" (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, "возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности". Его поэзия была овеяна духом земной радости светлых надежд.

Стихотворение "Мой гений" (1815), "по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения" Пушкин назвал "лучшей элегией Батюшкова".

Творчество Батюшкова многожанрово.К числу лучших стихотворений Батюшкова принадлежат "Таврида" (1817), "Умирающий Тасс" (1817), переводы из греческой антологии (1817-18), "Подражания древним". Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Пушкин восхищался музыкальностью его стиха "Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков". Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: "Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности".

Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина. Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

Батюшков во многом опередил свою эпоху, своё время. Стихи его удивительно созвучны переживаниям человека нашего времени.

Антон Антонович Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности и с юных лет выбрал для себя путь литературной деятельности. Учился в Царско-Сельском лицее, где ближайшим товарищем его был А.С.Пушкин. Ещё в лицее Дельвиг усвоил гуманное представление о смысле жизни и высокое понятие о предназначении человека. Для него было очевидным, что жизнь должна быть весёлой и творческой, счастливой и простой. Между людьми не должно быть никаких других чувств, кроме дружбы и любви.

Но в жизни Дельвиг видел и несправедливость, и коварство, и ложь, и разобщённость между людьми. Поэзия Дельвига запечатлела мир страданий простых людей в песнях. Содержание этих песен всегда грустное. В них русский человек жалуется на судьбу. Хотя Дельвиг находился в тесном общении с людьми передовых убеждений, он был далёк от вопросов общественно-политической борьбы своего времени и после восстания декабристов он замкнулся в кругу чисто литературных интересов. Наибольшего творческого успеха поэт достиг в жанре элегии, романса, "русской песни", многие из которых положены на музыку. Дельвиг не смог избежать столкновений с правительством. Враги "Литературной газеты" писали на него доносы в цензуру и в полицию. Ему пришлось выдержать оскорбительное для него объяснение с начальником полиции Бенкендорфом, угрожавшим ему и Пушкину ссылкой в Сибирь. Газету закрыли. Эти события сильно подействовали на Дельвига и, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его скоропостижной смерти, наступившей 14 декабря 1831 года. Тяжело переживал эту смерть Пушкин. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига, - писал он.– Изо всех связей детства он один остался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели". Дельвигу по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Он, разрабатывая жанр романса, элегии, сонета, внёс свой вклад в развитие национальной литературы. Некоторые его произведения положены на музыку и исполняются до сих пор. Всё творчество Дельвига окрашено душевностью, настоящим культом дружбы и светлым жизнелюбием.

Пётр Андреевич Вяземский - друг А.С.Пушкина, - поэт высокой художественной культуры, владевший многими жанрами, свободно переходивший от романтического пейзажа к куплетной форме, от высокого пафоса к стихам фельетонного типа и разговорной речи.

Стиль его многочисленных посланий, стихов "на случай", эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т.п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской "лёгкой поэзии" конца XVIII века. Отличаясь умом, находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал всё своё внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заострённой мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы. Мастерство эпиграмм и салонных каламбуров дало повод для пушкинской характеристики Вяземского: "Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском колких слов, и шутками богатый...". Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме - результат влияния поэзии Пушкина.

Денис Васильевич Давыдов - как поэт выступил в 1803. Его стихи с выпадами против царя и придворной знати распространялись в рукописях.

Литературная деятельность Давыдова выразилась в целом ряде стихотворений и в нескольких прозаических статьях. Успешные партизанские действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает себе репутацию "певца-воина", действующего в поэзии "наскоком", как на войне. Эта репутация поддерживалась и друзьями Давыдова, в том числе и Пушкиным. Однако "военная" поэзия Давыдова ни в какой мере не отражает войны. Давыдов - создатель т.н. жанра "гусарской лирики", своеобразного лирического дневника русского офицера-патриота, свободомыслящего воина и поэта, любящего весёлый разгул и гусарскую храбрость. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь - вот содержание их. В таком духе написаны "Послание Бурцову", "Гусарский пир", "Песня", "Песня старого гусара".

Важно заметить что именно в вышеперечисленных работах Давыдов проявил себя как новатор русской литературы, впервые использовав в рассчитанном на широкий круг читателей профессионализмы (например в описании гусарского быта используются гусарские названия предметов одежды, личной гигиены, названия оружия). Это новаторство Давыдова напрямую повлияло на творчество Пушкина, который продолжил эту традицию.

Наряду со стихотворениями вакхического и эротического содержания у Давыдова были стихотворения в элегическом тоне, навеянные, с одной стороны, нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой, с другой - впечатлениями природы. Сюда относится большая часть лучших его произведений последнего периода, как-то: "Море", "Вальс", "Речка".

Дмитрий Владимирович Веневитинов. В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

"…Но в чистой жажде наслажденья

Не каждой арфе слух вверяй

Не много истинных пророков

С печатью власти на челе,

С дарами выспренних уроков,

С глаголом неба на земле".

Романтическая поэзия его насыщена философскими мотивами. В ней отразились и вольнолюбивые идеи. Многие стихи посвящены высокому назначению поэзии и поэта, культу дружбы, которую Веневитинов возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. Н.Г.Чернышевский писал о Веневитинове: "Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу...".

Итак, плеяду поэтов, имена которых окрашены светом истинного золота возглавляет А.С.Пушкин - он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками. Одновременно с Пушкиным закрома русской поэзии "Золотого века" наполняют своими произведениями поэты так называемого "второго ряда", практически все они – друзья, знакомые поэта, соученики по Царскосельскому лицею. Литературоведы объединяют этих блистательных молодых людей в созвездие, "Пушкинскую плеяду", каждый из которых талантливейших людей представлял наилучшим для любимой России.

XIX век стал переломным периодом для русского народа. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., крепостное право и реформа об его отмене (1861 г.) – события, которые изменили общественное сознание и определили дальнейшее развитие русской культуры.

Героический подвиг русского народа не ограничивается временными рамками, имея вечную славу. А вот почему XIX век так часто называют «золотым веком» в русской истории?

Предпосылки золотого века

Отечественная война 1812 г. пробудила у русского народа патриотизм, гордость за отчизну и за защитников родной земли, которые сумели победить сильнейшего противника и отстоять как национальную свободу, так и свободу европейских народов. Война также оказала сильное влияние на искусство: произведения XIX века часто посвящены военной теме (роман «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.). Движение декабристов – русского дворянства, которое выступало за освободительные идеи – вызвало сильный взлёт общественной и философской мысли.

Образование и наука

Русский учёный Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов в 1869 году

В начале XIX века правительство, придерживающееся до этого консервативных взглядов в отношении образования, провело реформу, которая предполагала просвещение не только высших сословий, но и низших слоев общества. При Александре І создана четырёхступенчатая система образования, включающая школы, училища, гимназии, университеты; в результате чего образование стало доступным для крестьян, ремесленников, купцов, мещан и других горожан. Демократизация образования и народное просвещение привели к поднятию уровня грамотности и стремительному научному прогрессу.

Интересный факт: В результате развития образования после реформы об отмене крепостного права в 1861 году грамотность народа возросла с 7 % до 22%.


Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду в 1820 году

Российская наука испытала расцвет в XIX веке. Открытия и достижения великих российских ученых этого периода сделали весомый вклад в развитие естественных и гуманитарных наук: физики (В. В. Петров, Э. Х. Ленц), химии (Д. М. Менделеев, Н. Н. Зинин), биологии, медицины (Н. И. Пирогов, Н. Ф. Склифосовский), астрономии (В. Я. Струве; в 1839 году открыта Пулковская обсерватория), математики (Н. И. Лобачевский, А. А. Марков), географии (Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, экспедиция которых в 1820 году открыла Антарктиду), истории (Н. М. Карамзин – «История государства Российского»; издание в 1800 г. летописи «Слово о полку Игореве»), языкознания (В. И. Даль – «Толковый словарь великорусского языка») и др.

Музыка, живопись, театр


Русский композитор П. И. Чайковский (1840-1893) создал шедевры классической мировой музыки

Золотой век также коснулся искусства. Необычайных успехов достигла музыка в лице русских композиторов М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» – шедевры мирового музыкального искусства. На весь мир прославилось русское изобразительное искусство благодаря художникам-живописцам К. П. Брюллову, И. Е. Репину, В. И. Сурикову. На невиданную высоту поднялся русский театр, к чему приложил старания драматург А. Н. Островский. Кроме того, в XIX веке открылись государственные театры: Малый и Большой театры в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге, которые до сих пор представляют собой центры театрального искусства России и мира.

Литература золотого века

«Золотой век» связан с развитием русской национальной культуры, но главным образом получил такое название благодаря расцвету художественной литературы, которая в последствии стала классической.

Литература начала XIX в. опиралась на опыт предшествующего столетия. Художественные направления, которые преобладали в золотом веке, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Символ золотого века русской литературы – гениальный поэт мирового значения, драматург, мыслитель, основатель современного литературного языка А. С. Пушкин. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» нашли отражение все стороны русской жизни. Автор изобразил традиции эпохи: особенности народного быта, интересы и ценности общества, жизнь дворянской интеллигенции.

А. С. Пушкин – символ золотого века русской литературы

Роль А. С. Пушкина в культуре России настолько велика, что золотым веком изначально называлась первая треть XIX в. – время жизни писателя. В дальнейшем термин «золотой век» стал применяться для обозначения литературы всего XIX века, который также прославился именами Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. Творчество писателей золотого века объединяют идеи гуманизма. Рассматривая социально значащие вопросы (смысла жизни, добра и зла, свободы, патриотизма) авторы выступали великими мыслителями эпохи. Певцы свободы освещали проблему тяжёлых условий жизни народа, заботясь о благе простых людей. Произведения золотого века направлены на воспитание общества, пробуждение совести и моральных ценностей в каждом мыслящем человеке.

Интересный факт: «Золотой век» русской словесности также называется «пушкинской эпохой».

Писателей золотого века считали пророками

В силу яркого моралистического характера русская литература XIX века стала великим учителем общества. Читатели считали литературу духовным источником, могучей силой, способной изменить сознание и жизнь народа. Слово писателя почиталось так же, как и слово правителя. Книги, воплощающие народные идеи, озаряли верой и смыслом жизнь обездоленных, а их авторы провозглашались духовными наставниками общества. Писателей золотого века называли «властителями дум», «проводниками божественной истины», «пророками», поскольку они выполняли проповедческую миссию.

Ответ на вопрос почему 19 век называют золотым веком очевидный: XIX век – величайший период российской истории; эпоха расцвета науки, музыки, живописи, театра, литературы. Достижения гениальных представителей русской духовной культуры этого периода стали достоянием мирового искусства.

«Золотой век» главным образом обозначает русскую литературу XIX века, которая оставила ценное художественное наследие и благодаря моралистической идеологии способствовала духовному развитию русского народа.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

За XIX в. прочно закрепилось наименование — «золотой век» рус-ской литературы. Означает ли это, что «золотой век» уже позади, что мы его уже опередили и поэтому можем относиться к великому художест-венному наследию прошлого чуть-чуть снисходитель-но? Конечно нет!

Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго еще предстоит изучать, потому что и сегодня мы еще не постигли в должной мере важнейших уроков классической литературы.

Как известно, русская литература XIX в. отлича-лась смелой постановкой вечных вопросов человечес-кого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы опре-деленного исторического времени. Она не только стала мощным средством эстетического воздействия на читателей (и русских, и иностранных), но приоб-рела также славу и значение влиятельнейшей силы в развитии просвещения, нравственности, гуманизма.

Для истории общественного сознания России XIX в. характерным было явление, получившее название «литературоцентризм». Это означало, что именно литература оказалась в центре многих идейных спо-ров, стала выразительницей идеологии, системы взглядов разных общественных и политических дви-жений, определяла направление периодических изда-ний, выдвигала новые идеалы, формировала ценност-ные ориентиры, утверждала эстетические и этичес-кие нормы и т. д.

Хорошо это или плохо? Всегда ли должна лите-ратура (и литературная критика) выполнять задачи, которые в принципе ей не свой-ственны? Мы можем сколько угодно спорить по этому поводу, даже упрекать русскую литературу за то, что она оказалась излишне проповеднической, учительской. Иногда говорят, что благородное жела-ние стать трибуном, проповедником, пророком может привести к навязчивому опекунству, к игнориро-ванию другого мнения, а в конечном счете — нетер-пимому отношению к любому инакомыслию. В по-добного рода соображениях есть свой резон, но необходимо учитывать, что в исторических условиях русской жизни XIX в., когда практически невоз-можна была открытая политическая деятельность, только литература оставалась едва ли не единст-венной «отдушиной». Вот почему А. И. Герцен, ока-завшись в эмиграции, так объяснял особую роль и предназначение русской литературы: «У народа, ли-шенного общественной свободы, литература — един-ственная трибуна, с высоты которой он может ус-лышать крик своего возмущения и своей совести». Об этом же писал и Н. Г. Чернышевский: «Литера-тура у нас пока сосредоточивает почти всю умствен-ную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в спе-циальное заведование других направлений умствен-ной деятельности».

Обратите внимание на слово пока. Следовательно, даже Чернышевский, горячо отстаивавший мысль о том, что литература есть учебник жизни, признавал, что вовсе не обязательно в ней, в литературе, всегда будет сосредоточена почти вся умственная жизнь на-рода. Изменится время, изменится и функция лите-ратуры. Но пока, в конкретных условиях русской действительности XIX в., писатели с чувством гро-мадной ответственности выполняли ту роль, которая выпала на их долю. Мы должны быть глубоко благодарны им за то, что в тяжелейших условиях, подвергаясь всевозможным преследованиям (вспом-ните судьбу Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевско-го, В. Г. Короленко — да и не только их), они со-действовали пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного непри-ятия зла, честности и совестливости, милосердия и порядочности. И, учитывая это, нужно признать, что у Н. А. Некрасова были все основания утвер-ждать в письме ко Льву Толстому в 1856 г.: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя».

Разумеется, крупный писатель всегда глубоко свое-образен и неповторим, поэтому обобщенные характе-ристики оказываются зачастую в чем-то приблизи-тельными и неточными. Каждый подлинный художник (мы можем включить в это понятие и писателей, и живописцев, и композиторов) всегда создает свой мир, руководствуется своими эстетическими убежде-ниями. Понятно, что мир Льва Толстого решительно не похож на мир Достоевского, что Салтыков-Щед-рин воспринимал явления действительности и худо-жественно преобразовывал их совершенно иначе, чем, например, Гончаров. И все же есть нечто об-щее, что объединяет лучших писателей XIX в. Это прежде всего ответственность перед своим талантом и перед читателем, чрезвычайно высокое представ-ление о роли литературы и о ее предназначении, смелое художественное новаторство, великие эстети-ческие открытия — все то, что помогло им вписать ярчайшие страницы в историю мирового искусства.

Да, русские писатели во многом отличались друг от друга, нередко не соглашались друг с другом, спорили, полемизировали. Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» отталкивался от тургеневских «Отцов и детей», а Ф. М. Достоевский в «Преступ-лении и наказании» и Л. Н. Толстой в «Войне и мире» горячо спорили с Чернышевским. Но ни один из них никогда бы не стал возвеличивать, поэтизировать пошлость, низость, подлость, своеко-рыстие, эгоизм... Материал с сайта

Можно сказать, что у писателей существовала по-ложительная система нравственных и эстетических ценностей. Это и предопределило то внимание, кото-рое, начиная с 60-х гг. прошлого века, стало уде-ляться русской литературе во всем мире. Известно, что благотворное воздействие русской литературы вообще и русского романа в частности испытали на себе самые разные писатели: братья Т. и Г. Манн, Р. Роллан, Д. Голсуорси, Т. Драйзер, а позже — Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес и многие другие выдающиеся представители гуманистической литературы Запада и Востока; всех перечислить, конечно, невозможно.

Естественно, что особое значение русская литера-тура имела для развития литератур славянских, прежде всего наиболее близкой ей украинской ли-тературы.

Очень благотворными были постоянные взаимо-связи двух литератур — русской и украинской. Речь идет о взаимообогащении, взаимовлиянии, обмене духовны-ми ценностями.

Ивана Франко в свое время очень про-ницательно заметил, что русские писатели, отста-ивавшие высокие идеалы свободы и независимости, ни в коей степени не повинны в злодеяниях царс-кого правительства. Франко называл русских клас-сиков «великими светочами в духовном царстве».

Светочем в старину называли большую свечу, факел. Мы сейчас так говорим о том, кто провоз-глашает великие идеи просвещения и свободы, кто освещает путь в будущее всему человечеству. Имен-но такой была русская классическая литература XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • золотой век аверченко анализ
  • сочинение золотой век русской литературы
  • представители золотого века в русской литературе
  • кто относится к писателем золотого века
  • русская классическая литература 19 века


Похожие публикации