Инженерные системы и сети в строительстве

Проект по энергосбережению в образовательном учреждении «Три слова в одном «Э»: - энергия, экономика, экология. Экологический проект по энергосбережению "начни с себя"

МКОУ « Сетовенская средняя общеобразовательная школа»

Макушинский район

Курганская область

Социальный проект

« Энергосбережение в быту и в школе»

2014-2015 уч.год

1. Название проекта: « Энергосбережение в быту и школе»

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: физика, география, история

3. Тип проекта: учебный, межпредметный, долгосрочный

4. Цель проекта: Составить рекомендации энергосберегающего режима работы электроприборов

5. Задачи проекта:

        1. изучить историю энергосбережения Курганской области;

          рассмотреть принцип работы ТЭЦ;

          рассмотреть проблемы, связанные с использованием ТЭЦ;

4. сделать анализ расхода электроэнергии в селе Сетовное Макушинского района Курганской области;

5.изучив специальную литературу, составить рекомендации при использовании электроприборов с целью экономии электроэнергии

6. Руководитель проекта: Ю.Н. Касенова

7. Возраст участника проекта: 16 лет

8. Аннотация проекта:

Данный учебно-социальный проект направлен на изучение расхода электроэнергии в быту и школе. Работая над проектом был рассмотрен исторический материал « История энергоснабжения Курганской области»; физический материал «Получение электроэнергии», «Влияние ТЭЦ на окружающую среду и здоровье человека» и экологическая ситуация в Курганской области; проведен анализ расхода электроэнергии в селе Сетовное в частности школе; составлены рекомендации энергосберегающего режима работы электроприборов. Работая над проектом, автор совершенствует общеучебные навыки: мыслительные, информационные, организационные, коммуникативные.

9. Предполагаемый продукт: проект, стенгазеты, фильм, брошюры

1 0.Этапы работы над проектом

п/п

Мероприятие

сроки

ответственный

результаты

Создание инициативной группы по разработке проекта. Разработка плана проекта

09.09.2014- 13.09.2014

Касенова Юлия Николаевна

План проекта

Поисковая работа

Касенова Асель

Исследование темы

Проведение опроса

Касенова Асель

Обработка данных

Создание проекта

Октябрь -декабрь

Касенова Асель

Выпуск брошюр, стенгазет

Октябрь-декабрь

Касенова Асель

4 стенгазеты, брошюра

Презентация проекта на школьной конференции

« Учебный проект»

Презентация проекта на районном конкурсе « Лучший молодежный проект по энергосбережению»

Презентация проекта на общешкольном родительском собрании

11.Необходимое оборудование и ресурсы:

Компьютер, подключенный к сети Интернет, фотоаппарат, мультимедиа, программы: Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word ,Pinnacle Studio

Оглавление

Введение

Актуальность

Каждый человек стремиться жить комфортно, для этого он окружает себя электроприборами, облегчающими его быт. В быту и школе не умелое пользование энергетическими устройствами не только безнравственно, но и затратное, и чем дальше, тем сильней. Между тем каждой семье вполне по силам практически наполовину сократить потребление электроэнергии в быту без существенного ущерба для комфорта человека, если усвоить ряд полезных правил и систематически их выполнять.
Гипотеза

Я предположила, что если выполнять практические рекомендации по экономии электроэнергии, то потребление электроэнергии в быту станет рациональным, платежи за использование электроэнергии будут разумными.

Область исследования : физика, экономика, история, экология

Предмет исследования: зависимость экономии электроэнергии от выполнения предложенных рекомендаций по снижению расходов на электроэнергию.

Задачи:

    Изучить историю энергосбережения Курганской области;

    Рассмотреть принцип работы ТЭЦ

    Рассмотреть проблемы, связанные с использованием ТЭЦ

    Сделать анализ расхода электроэнергии в селе Сетовное Макушинского района Курганской области

    Провести инвентаризацию электроприборов и сделать анализ расхода электроэнергии в школе

    Изучив специальную литературу, составить рекомендации при использовании электроприборов с целью экономии электроэнергии;

    Предложение жителям села и учащимся школы экономить энергию.

Место исследования: МКОУ « Сетовенская СОШ»

Сроки выполнения учебно-исследовательского проекта: сентябрь-май 2014-2015 уч.года в рамках внеклассной работы по физике

Объект исследования:

Методы реализации проекта:

1. Работа в сети Интернет, поиск информации об электроснабжении Курганской области.

2. Опрос населения о количестве и наличии электроприборов

3. Опрос населения о количестве времени работы данных приборов

4. Опрос действующих на территории Сетовнинского сельского совета организаций о среднемесячном расходе электроэнергии

5. Составление « Фотографии рабочего и выходного дня» электроприборов

6. Обработка полученных результатов

Направление работы: энергосбережение в быту

Руководитель учебно-исследовательского проекта: учитель физики Касенова Юлия Николаевна

I . Результаты исследования

1.История энергоснабжение Курганской области

На территории Курганской области электрическая энергия находит применение с конца 19 века.

На винокуренном заводе Д.И.Смолина (ныне ОАО « Кургандрожжи») в городе Кургане в 1894 году были смонтированы паровые машины « Танге» и динамо-машины « Шуккерта», которые вырабатывали электроэнергию для привода механизмов и электроосвещения. В период 1898-1900 гг. запускается в эксплуатацию электростанции на мельницах братьев Бакиновых, купца М.М. Дунаева и на чугунолитейном заводе С.А.Балакшина.

В июле 1913 года Курганской городской думой принято решение о строительстве городской электростанции с электрическими сетями на напряжение 3 кВ и 125 в. В июне 1914 года принята в эксплуатацию электростанция мощностью 350 кВт по улице Набережной. Были освещены улицы Троицкая и дворянская, а также подключены около 500 абонентов.

Мощность всех электростанций города Кургана к 1917 году составляла около 1 МВт. В это же время строятся и начинают работать электростанции в городе Шадринске. После окончания гражданской войны с 1922 по 1930 г в Кургане восстановлены 10 электростанций общей мощностью 1 МВт. В период 1931-1941 гг. развитие энергетики в регионе практически не было, за исключением городов кургана и Шадринска. В 1938 году в городе вводится в работу железнодорожная ТЭЦ мощностью 5 МВт и городские электрические сети постепенно переводятся на питание от ТЭЦ. Становление энергетики Зауралья происходило одновременно с созданием Курганской области. В военное время для заводов и фабрик, эвакуированных с европейской части страны, строятся автономные электростанции, обеспечивающие нагрузки предприятий. В сельской местности на центральных усадьбах колхозов, совхозов и МТС эксплуатируются электростанции с приводом генераторов от двигателей внутреннего сгорания.

В послевоенное время область по-прежнему остается аграрной и поэтому энергетика региона развивается невысокими темпами. В основном вводятся автономные электростанции при предприятиях. Так, в Кургане работают ТЭЦ Уралсельмаш(ныне ОАО» Русич_КЗКТ») мощностью 4 МВТ, энергопоезд Курганмашзавода- 5МВт, в Шадринске ТЭЦ ШААЗа мощностью 2,5 МВт и городская ЦЭС мощностью:Мвт, в области ТЭЦ катайского насосного завода, Долговская ГЭС в Каргапольском районе и еще ряд небольших электростанций различных типов.

В начале пятидесятых годов в г. кургане и области строится ряд промышленных предприятий, в основном оборонного значения. Для обеспечения народного хозяйства области в энергоресурсах и с учетом предстоящей электрификации Курганского участка Транссибирской железной магистрали в 1952 году начато строительство курганской ТЭЦ.

В ноябре 1956 года на Курганской ТЭЦ был пущен первый турбогенератор ВТ-25-4 с котлом ТП-170-1.

Строительство первой очереди мощностью 75 МВт завершили в 1959 г. первая очередь состояла из трех генераторов и четырех котлов. Топливом для станций является кузнецкий уголь. В это же время строятся Вл-35 кВ КТЭЦ-Северная, КТЭЦ –подстанция 5 и начинается строительство ВЛ и ПС напряжением 35-110 кВ.

С 1959-го по 1964 год велось строительство второй очереди ТЭЦ в составе 3 котлов БКЗ-210-140Ф и 2 турбин ПТ-60-130/13 на параметры 130 атмосфер и 570°С. Наличие у турбин теплофикационных и производственных отборов определило бурное развитие теплофикации города и строительство предприятий –потребителей пара: заводов медицинских препаратов, « Промжелезобетон» и других.

Из-за сложностей поставки кузнецкого угля с 1964-го по 1970 год осваивали сжигание челябинского угля.

Курганская ТЭЦ первой на Урале применила на турбинах высокого давления схему « ухудшенного вакуума», что позволило увеличить выработку тепла.

Гордятся курганские энергетики и тем, что также впервые освоили эксплуатацию испарительной установки производительностью 100 тонн в час и осуществили ее автоматизацию.

Одновременно с разработкой проекта третьей очереди ТЭЦ в 1970 году началось строительство пиковой водогрейной котельной, законченной в 1979 году.

февраля 1958 года на базе участка Челябинских высоковольтных электрических сетей создается предприятие Курганские высоковольтные электрические сети и начинается развитие электрических сетей области напряжением 35 и 110 кВ. С 1958 года Курганская ТЭЦ работает параллельно с ОЭС Урала, и с этого момента стремительно растут темпы электрификации. В 1971 году последний сельский населенный пункт области был подключен к государственной сети. В 1972 году закончен перевод Курганского отделения ЮУЖД на электротягу. В начале 70-х годов прошлого столетия строятся ПС и ВЛ напряжением 220кВ: Ново-Металлургическая – Шумиха, Шумиха – Промышленная и Каменская – Высокая. Наращиваются мощности Курганской ТЭЦ, которая после завершения строительства третьей очереди становится одной из крупнейших ТЭЦ в ОЭС Урала. К 1980 году ее установленная мощность достигает 592 МВт, а тепловая – 1518 Гкал/час. Все это дало возможность существенного роста электропотребления в области. Но, несмотря на значительные объемы строительства энергообъектов, в то время не было достигнуто существенного улучшения надежности электроснабжения региона. Вследствие проектных недоработок и дефектов, допущенных при строительстве и монтаже оборудования третьей очереди ТЭЦ, а также ввиду отсутствия системообразующей сети 220-500 кВ, в восьмидесятых годах в Курганской области произошло несколько системных аварий, которые приводили к нарушению устойчивости энергосистемы и массовым отключениям потребителей. Возникли серьезные проблемы и в теплоснабжении областного центра.

Немало сил и средств было вложено и в электросетевое хозяйство. В 1990 - 1996 гг. построены ПС-500 кВ Курган и линии электропередач, связавшие Курганскую энергосистему с энергосистемами Тюмени и Республики Казахстан. В это же время были построены внутрисистемные линии электропередач напряжением 220 кВ Курган – Промышленная и Курган – Высокая, проведены ре-конструкции распределительных устройств с заменой короткозамыкателей и отделителей на выключатели на всех подстанциях 220 кВ, выполнена модернизация противоаварийной автоматики энергосистемы. Кроме того, был выполнен большой объем работ по строительству ремонтно-производственных баз, ВЛ и ПС напряжением 35-110кВ и распределительных сетей 0,4 – 10кВ.

В период раздельной работы ЕЭС России и Казахстана (1996-2000 годы) по энергомосту Тобольск – Курган – Петропавловск – Омск протяженностью свыше 1000 км было обеспечено электроснабжение Омской энергосистемы ОЭС Сибири от электростанций Тюменьэнерго. Это было достигнуто благодаря совместной работе ДАО «Тюменьэнерго», Межсистемных электрических сетей Урала, ОАО «Курганэнерго» и ОДУ Урала.

2.Принцип работы ТЭЦ

В настоящее время в Курганской области производство электроэнергии осуществляется на двух ТЭЦ.

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - разновидность , которая не только производит , но и является источником в централизованных системах теплоснабжения (в виде и горячей воды, в том числе и для обеспечения и жилых и промышленных объектов).

Выработка электричества в ТЭС происходит при участии множества последовательных этапов, но общий принцип её работы очень прост. Вначале топливо сжигается в специальной камере сгорания (паровом котле), при этом выделяется большое количество тепла, которое превращает воду, циркулирующую по специальным системам труб расположенным внутри котла, в пар. Постоянно нарастающее давление пара вращает ротор турбины, которая передает энергию вращения на вал генератора, и в результате вырабатывается электрический ток.

Система пар/вода замкнута. Пар, после прохождения через турбину, конденсируется и вновь превращается в воду, которая дополнительно проходит через систему подогревателей и вновь попадает в паровой котел.

Источником энергии служит топливо: уголь и газ в качестве резервного топлива используется мазут. Средний удельный расход условного топлива на ТЭЦ довольно высок, он составляет 362 г условного топлива на 1 кВт·ч.Далее выработанная электроэнергия по линиям электропередач поступает к потребителю. Но вырабатываемая ТЭЦ электроэнергия недостаточна, поэтому работая в единой энергосистеме Курганская энергосистема принимает мощности из Челябинской, Тюменской и Свердловской энергосистем, а также из Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан. За девять месяцев 2014 года суммарный переток электроэнергии в энергосистему Курганской области составил 1190,4 млн.кВтч. В сентябре 2014 этот показатель составил 109 млн.кВт·ч. В структуре электропотребления Курганской области преобладает « Промышленное» потребление(на первом месте) . На втором месте находятся « Электрифицированный ж/д транспорт» и прочие транспортные предприятия. На третьем месте находится « Население». Четвертое место занимают « Прочие» потребители, включающие, в том числе, сферу услуг и коммунальный сектор. Предприятия сельского хозяйства и строительная сфера занимают незначительную долю в общем объеме потребления- около 2%.

С 2009 года в Курганской области наблюдается резкий рост потребления электроэнергии населением.

3. Проблемы связанные с использованием ТЭЦ

Обустраивая свой быт, человек не задумывается о таких проблемах, как невосполнимость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и наконец его здоровье.

Сегодня основными энергетическими ресурсами в мире являются уголь(40%), нефть (27%) и газ (21%). По некоторым оценкам этих запасов хватит на 270, 50 и 70 лет соответственно и то при условии сохранения нынешних темпов потребления.

При сжигании топлива на ТЭС образуются продукты сгорания, в которых содержатся: летучая зола, частички несгоревшего пылевидного топлива, серный и сернистый ангидрид, оксид азота, газообразные продукты неполного сгорания. При зажигании мазута образуются соединения ванадия, кокс, соли натрия, частицы сажи. В золе некоторых видов топлива присутствует мышьяк, свободный диоксид кальция, свободный диоксид кремния.

На каждую тонну условного топлива в атмосферу поступает 23 кг выбросов загрязняющих веществ. По данным федерального портала protown .ru Курганская ТЭЦ выбрасывает в атмосферу 9 тыс.тонн в год загрязняющих веществ .

Продукты сгорания, попадая в атмосферу, вызывают выпадение кислотных дождей и усиливают парниковый эффект, что крайне неблагоприятно сказывается на общей экологической обстановке.Наиболее высокую биологическую активность имеет диоксид азота, он оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательные пути. Огромное негативное влияние на здоровье человека оказывают тяжёлые металлы. В больших количествах, проникая в организм, в течение короткого периода времени они способны вызвать острые отравления. При долговременном воздействии в малых дозах такие вещества, как мышьяк, хром и никель могут проявлять свои канцерогенные качества.

Ещё одна злободневная проблема, связанная с угольными ТЭС - золоотвалы, мало того что для их обустройства требуются значительные территории, они ещё и являются очагами скопления тяжёлых металлов и обладают повышенной радиоактивностью. Тяжёлые металлы и радиация попадают в окружающую среду, либо воздушным путём, либо с грунтовой водой. Кроме того, ТЭС загрязняют водоёмы, сбрасывая в них тёплую воду, в результате чего происходит цепная реакция, водоём зарастает водорослями, в нём нарушается кислородный баланс, что в свою очередь несёт угрозу жизни всем его обитателям. Тепловые электростанции с охлаждающей водой сбрасывают 4 -7 кДж теплоты, на 1 кВт/ч. вырабатываемой электроэнергии. Между тем, в соответствии с санитарными нормами сбросы тёплой воды с ТЭС не должны повышать температуру водоёма выше, чем на 3 0 в летнее время и на 5 0 зимой.

Земли вблизи водохранилищ, непосредственно примыкающих к тепловым электростанциям, подвергаются постоянному потоплению из-за повышения уровня грунтовых вод, в результате происходит заболачивание значительных территорий. Под действием воды при формировании береговой линии разрушаются значительные участки почвы, происходит абразия. Абразионные циклы длятся десятилетиями, при этом происходит переработка большой массы почвогрунтов, заиливание дна водохранилища и загрязнение воды.

II. Практическая часть

1. Анализ расхода электроэнергии в селе Сетовное

В селе Сетовное проживает 538 жителей, 195 дворов.

При опросе населения выяснилось, что среднее потребление электроэнергии в месяц одной семьей составляет 180 кВт·ч, а три-четыре года назад 110-120 кВт·ч. При обработке данных можно сделать вывод, что расход электроэнергии за последние пять лет увеличился, это связано с появлением большого количества полезных и удобных бытовых и электронных помощников, которые плотно вошли в нашу жизнь.

На территории нашего села функционируют следующие организации: пекарня, два магазина, столовая, школа, детский сад, библиотека, ФАП, сберкасса, ДК, отделение почтовой связи, агрокомплекс ООО « Надежда».

При сборе данных о среднемесячном расходе электроэнергии организациями был получен следующий результат

Расход электроэнергии в селе Сетовное за месяц

Организация

Средний расход электроэнергии в месяц, кВт·ч

пекарня

42000

Магазин « Сельмаг» и бар « Дом колхозника»

2200

Магазин «Алинка»

школа

1889

Детский сад

сберкасса

ДК

Отделение почтовой связи

Администрация Сетовнинского сельского совета (библиотека, ФАП, администрация)

Освещение улиц

население

35100

Вывод: население стоит на втором месте по потреблению электроэнергии, а школа на 4 позиции.

2. Инвентаризация электроприборов в квартире

Цель опроса: выяснить, какие электроприборы имеются в доме.

При опросе по данному направлению были получены следующие результаты

И

нвентаризация электроприборов в школе

Также выяснилось, что некоторые семьи имеют более одного компьютера, телевизора.

Вывод: практически у всех в настоящее время есть все электроприборы, которые могут облегчить быт хозяйкам и создать удобства в доме.

3. Изучение режима использования электроприборов

Цель: выяснить режим работы электроприборов в рабочие дни и в выходной день; составить оптимальный режим работы

Для того, чтобы оценить среднюю продолжительность работы электроприбора я использовала метод «Фотография рабочего и выходного дня». Для этого учащиеся 9-11 классов описали режим работы всех электроприборов имеющихся в доме за два дня (субботу и воскресенье) по следующей схеме

электроприбор

количество

Продолжительность работы,ч

Утро

(с…по…)

День

(с…по…)

Вечер

(с…по…)

Ночь

(с…по…)

холодильник

пылесос

компьютер

телевизор

утюг

Эл.чайник

Осветительные приборы

Нахождение приборов в режиме ожидания

Стиральная машина

В результате обработки данных, были получены следующие результаты

Средняя продолжительность работы электроприбора в сутки (у населения)


Средняя продолжительность работы электроприбора в сутки (в школе)


Вывод: практически во всех семьях не следят за включенными осветительными приборами, имеются единичные случаи, когда телевизор и компьютер работает круглосуточно, практически у всех электроприборы в течение суток остаются в режиме ожидания « standby».

В школе инициативная группа следила за потреблением электроэнергии осветительных приборов. И в конце месяца показания электросчетчика значительно уменьшились.

Некоторые учащиеся, изучая режим использования электроприборов, ознакомились и с техническим паспортом прибора и рассчитали среднесуточное потребление электроэнергии и среднесуточную стоимость.

Потребители энергии

Мощность, кВт·ч

электроплита

1,5-10

холодильник

0,7-4

Стиральная машина

микроволновка

0,15-1

электрочайник

Плазменный телевизор

От 0,3

Телевизор LED

0,07-0,15

Телевизор ЖК

0,07-0,1

Телевизор с ЭЛТ

От 0,12

компьютер

0,05-0,3

Эл. обогреватель

0,5-1

пылесос

0,7-4

утюг

фен

0,5-2

Обычная лампа накаливания100Вт

Энергосберегающая лампочка 20 Вт

0,02

Анализируя проделанную работу, были составлены рекомендации энергосберегающего режима работы с электроприборами.

4. Рекомендации энергосберегающего режима работы с электроприборами

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

    Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Матовая поверхность поглощает свет, а глянцевая отражает. В интерьере комнат используйте зеркала.

    Естественная освещённость зависит также от потерь света при попадании через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света. Наличие в настоящее время различных химических препаратов для чистки стёкол позволяет без особых физических усилий содержать их в надлежащей чистоте.

    Затрудняет попадание солнечного света в комнату и тюль, поэтому в зимний период желательно отказаться от тюли или использовать менее плотную.

    Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в тех домах, где присутствуют беспорядочные посадки зелени перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света. Согласно существующим нормам деревья высаживаются на расстоянии не ближе 5 м от стен жилого дома, кустарник – 1,5 м.

    Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.
    Общую освещённость можно считать достаточной, если на 1 кв.м площади приходится 15-25 Вт мощности ламп накаливания.

    Периодическая чистка от пыли и грязи ламп, плафонов и осветительной арматуры способствуют экономично расходовать электроэнергию. Не чистившиеся в течение года лампы и люстры пропускают на 30% света меньше, даже в сравнительно чистой среде. На кухне с газовой плитой лампочки грязнятся намного быстрее.

    Снижение уровня освещённости в подсобных помещениях, коридорах, туалетах и т.п.

    Широкое применение светорегуляторов, позволяющих в широких пределах изменять уровень освещённости.

    Применение реле времени для отключения светильника через определённое время.

    Необходимо периодически проверять, не горят ли лишние лампы.

4.2 Рекомендации экономичного использования электроплиты


Самыми энергоёмкими потребителями являются электроплиты. Годовое потребление электроэнергии ими составляет 1200-1400 кВт. Как же рационально пользоваться электроплитами?

    Правильно подбирать посуду для приготовления пищи. Диаметр дна кастрюли или сковородки должен соответствовать диаметру конфорки или быть немного больше. Если посуда меньше диаметра конфорки, то 5-10% энергии, потребляемой плитой, будет расходоваться «впустую», а если у посуды пластиковые ручки, то они могут испортиться от нагрева.

    Небольшое количество пищи следует готовить в маленькой посуде и на малой конфорке, так как максимальная площадь конфорки нужна только при закипании.

    Наилучшая передача тепла достигается при тесном контакте между поверхностью конфорки и дном посуды, поэтому следует использовать посуду с не искривленным дном. Из-за деформации дна контакт конфор­ки с посудой осуществляется только на части поверхности. Это удлиняет время нагрева пищи, увеличивает потребление электроэнергии до 40-60% и может искривить форму посуды.

    Пища готовится быстрее в посуде с толстым дном и с плотной крышкой. В ней удобно томить блюдо на слабом огне или вовсе при полном выключении конфорки, используя ее остаточное тепло. Быстрое испарение воды удлиняет время готовки на 20–30%, и, соответственно, на столько же увеличивается расход электроэнергии на приготовление.

    Посуду надо ставить на уже разогретую конфорку, поэтому включать плиту надо заранее. Выключать плиту надо тоже заранее, это позволит быстрее приступить к приготовлению пищи, а не ждать, пока нагреется посуда, а потом уже еда.

    После закипания пищи следует переключиться на низкотемпературный режим готовки. Ведь если вода уже закипела, то она выше 100ºС не нагреется, а будет испаряться. Блюдо быстрее не приготовится, а электроэнергии на его приготовление будет затрачено больше.

    Поверхность электроплиты, варочной панели должны быть всегда чистой.

    Ещё один весомый резерв экономии электроэнергии – использование специализированных приборов для приготовления пищи. Эти приборы предназначены для приготовления отдельных видов блюд. Блюда получаются лучшего качества, чем приготовленные на плите, а энергии затрачивается меньше. Имея набор таких приборов, можно свести пользование электроплитой к минимуму. В набор могут входить электросковорода, электрокастрюля, мультиварка, электрогриль, электротостер, электрошашлычница, электрочайник, электросамовар, электрокофейник.


4.3 Рекомендации по использованию микроволновой печи


Неоспоримые преимущества имеют и микроволновые печи, получившие в последнее время широкое распространение. В них разогрев и приготовление продуктов происходят за счёт поглощения ими энергии электромагнитных волн. Причём продукт подогревается не с поверхности, а сразу по всей его толщине. В этом заключается эффективность этих печей. При эксплуатации микроволновой печи необходимо помнить, что она боится недогрузки, когда излученная электромагнитная энергия ничем не поглощается. Поэтому во время работы печи рекомендуется держать в ней стакан воды

Холодильник – энергоемкий прибор. Поскольку холодильники постоянно включены в сеть, они потребляют столько же, а то и больше энергии, сколько электроплиты: компрессорный холодильник - 250 – 450 кВт*ч, абсорбционный - 500 – 1400 кВт*ч в год.

    Холодильник следует ставить в самое прохладное место кухни (ни в коем случае не к батарее, плите), желательно возле наружной стены, но не вплотную к ней. Чем ниже температура теплообменника, тем эффективнее он работает и реже включается. При снижении температуры теплообменника с 21 до 20 градусов, холодильник начинает расходовать электроэнергии на 6% меньше.

    Ледяная «шуба», нарастая на испарители, изолирует его от внутреннего объема холодильника, заставляя включаться чаще и работать каждый раз больше, поэтому время от времени холодильник размораживайте и просушивайте.

    Чтобы влага из продуктов не намерзала на испарители, следует хранить их в коробках, банках и кастрюлях, плотно закрытых крышками, или завернутыми в фольгу.

    В настоящее время установлено семь классов энергоэффективности приборов: от наибольшей (А) до наименьшей (G). Классы А, В и С указывают на экономичность, класс D называют промежуточным, а вот классы Е, F и G считаются неэкономичными. Энергосберегающие модели стоят дороже, но их использование позволяет сэкономить 2/3 потребляемой энергии. Поэтому они окупаются за 3-4 года, а дальше приносят вам чистую прибыль в виде сэкономленной энергии. В целях экономии старайтесь использовать технику класса A и выше (недавно появились классы A+ и A++).

4.5 Рекомендации экономии электроэнергии при стирке

Наиболее экономичные с точки зрения потребления электроэнергии автоматические машины, включение и выключение которых производиться строго по программе Современные стиральные машины так же, как и холодильники, подразделяются по классам энергоэффективности. Стиральная машина класса А расходует менее 1 кВт*ч за стирку, класса G - почти 2 кВт*ч. А теперь посчитаем: в среднем семья стирает 2-3 раза в неделю, это 100-150 стирок в год, а за 10 лет - до полутора тысяч стирок. Следовательно, затраты на электроэнергию будут существенно разниться в зависимости от класса стиральной машины.

Если подойти к стирке с умом, можно сэкономить некоторое количество электроэнергии, причем качество стирки не пострадает.

    При стирке в автоматических стиральных машинах львиная доля энергии тратится на подогрев воды. Диапазон температур для стирки довольно широк - от холодной до 90-95°С. Пользоваться высокотемпературным режимом стирки следует только тогда, когда это действительно необходимо. Современные стиральные порошки настолько эффективны, что даже самые сильные загрязнения в самой простой машине прекрасно отстирываются при температуре не более 60°С. Экономия электроэнергии может составить до 50%. А если белье нужно лишь слегка освежить - смело стирайте его в холодной воде.

    Для слабо загрязненного белья не стоит использовать программу предварительной стирки. При этом экономятся стиральный порошок, время, вода и до 15% электроэнергии.

    При неполной загрузке стиральной машины расходуется до 10-15% электроэнергии; при неправильной программе стирки - до 30%.

Мощность утюга довольно велика – до 2,2 кВт. Чтобы добиться некоторой экономии, белье должно быть слегка влажным: пересушенное или слишком мокрое приходится гладить дольше, тратя лишнюю энергию. Массивный утюг можно выключить незадолго до конца работы: накопленного им тепла хватит еще на несколько минут.

4.7Рекомендации экономичного использования пылесоса

При использовании пылесоса на треть заполненный пылесборник ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает потребление электроэнергии. Поэтому после работы пылесоса очищайте пылесборник.

4.8 Рекомендации экономичного использования телевизора

    Для рациональной работы телевизора надо создать условия для ее лучшего охлаждения, а именно: не ставить вблизи электроотопительных приборов, не накрывать различного рода салфетками, производить систематическую очистку от пыли, не устанавливать в ниши мебельных стенок.

    Большое количество электроэнергии тратится на длительную работу радиотелевизионной аппаратуры, работающей часто одновременно в нескольких комнатах квартиры. Расчеты показывают, что если бы удалось снизить осветительную нагрузку и время просмотра телепередач в каждой семье на 10% или 40 – 60 минут, то в расчете на каждую квартиру потребление электроэнергии в быту могло бы уменьшиться на 50 кВт*ч, или на 4% современного уровня.

    Многие электронные приборы –после выключения продолжают работать в дежурном режиме. Не оставляйте оборудование в режиме stand by (режим ожидания) - используйте кнопки включить/выключить на самом оборудовании или выключайте из розетки. Мощность «дежурного» устройства невелика – каких-нибудь 10 – 15 Вт. Но за месяц непрерывной работы оно «съест» уже довольно ощутимое количество электроэнергии – около 10 кВт*ч.

4.9 Рекомендации экономичного использования компьютера

    Без необходимости не стоит включать и выключать компьютер, поскольку у него сокращается срок службы. Если в течение какого-то времени компьютер вам не понадобится (но не менее часа), можно выключить монитор, так как он потребляет 70% энергии, необходимой для работы компьютера.

  • При работе CD/DVD-привода расход электроэнергии вашим компьютером или ноутбуком значительно увеличивается. Если есть возможность, перепишите нужные файлы с компакт-диска на жесткий и запускайте их оттуда.

  • Максимально выставленная яркость ТВ-экрана или монитора компьютера не только портит зрение, но и заставляет вас переплачивать в среднем 1000 руб. ежегодно. По рекомендации технических экспертов компании Philips, значение яркости не должно превышать 160 кд/м. Не помешает и снизить до средних значений яркость подсветки телевизионного экрана, особенно, если вы – обладатель телевизора с большой диагональю.

4.10 Рекомендации экономичного использования электрочайника

    В электрический чайник наливай столько воды, сколько потребуется на одно чаепитие

    Своевременно удаляй из электрочайника накипь. Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно, а электроэнергии расходуется больше

4.11 Рекомендации использования мобильных устройств и аккумулятора

Не оставляйте зарядное устройство для мобильного телефона, фотоаппарата, плеера, ноутбука и т.п. включенным в розетку, когда там нет заряжаемого аппарата. Зарядное устройство при этом все равно потребляет электрическую энергию, но использует ее не на зарядку, а для нагрева. Когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно, до 95% потребляемой энергии расходуется впустую.

5.Экономическая и экологическая эффективность проекта

«Копейка рубль бережет»

Народная мудрость

В результате проведенной работы с населением я сравнила потребление энергии в семьях, в течение двух месяцев (до и после энергосберегающих мероприятий). В результате потребление электроэнергии снизилось в среднем на 15%, а в некоторых семьях до 30%. Если каждая семья будет экономить даже по 50 кВт·ч в месяц, то в год эта экономия составит 600 кВт·ч. Если это перевести в денежный коэффициент, т.е.умножим на 2,46 руб. за 1 кВт·ч, то экономия семьи составит 1476 рублей.

Семья- эта малая ячейка общества, поэтому предложенный энергосберегающий режим работы электроприборов, эффективен не только для семьи, но и для области и для страны. Перейдем к цифрам: в Курганской области на сегодняшний день проживает 877 149 человек, если принять численный состав семьи в 4 человека, то примерно получится 219287 семей. Экономия электроэнергии в месяц по Курганской области составит 1315722 кВт·ч.Это значит, что на ТЭЦ не будет использовано 476,3 т условного топлива, в атмосферу не будет выброшено 10955 т загрязняющих веществ.

Заключение

На основании проделанной работы можно сказать, что экономя электроэнергию, каждый человек, прежде всего, экономит свои деньги. Кроме того, вносит значительный вклад в работу Государственных программ по энергосбережению, которые разрабатываются с 1970 года. При этом уменьшается антропогенная нагрузка на окружающую среду, происходит сбережение природных ресурсов, снижается выделение тепла в атмосферу и уменьшается электромагнитное поле в жилище. Экологическая ситуация в курганской области

Практические советы по энергосбережению в быту

Как работают машины. ТЭС

Северо – Казахстанская область

Акжарский район

КГУ «Бостандыкская средняя школа»

Энергосбережение. Начни с себя!

Подготовил: Бейсенбаев Руслан

Руководитель: Сейсембаева А.С







Цель: Выяснить какие методы энергосбережения можно использовать на бытовом уровне и в школе, и насколько они эффективны.



Основные задачи:

1.Доказать эффективности замены ламп накаливания энергосберегающими лампами.

2. Проанализировать эффективность использования люминесцентных ламп ЛД-40 для освещения классных комнат.

3.Исследовать актуальность других методов сбережения электроэнергии в пределах одной квартиры.

4.Провести пропаганду применения энергосберегающих способов среди учащихся и родителей.



Методы решения основных задач:

1.Анализ материалов научных статей, ресурсов Интернета;

2.Изучение и анализ статистических данных;

3.Проведение эксперимента, позволяющего выявить

наиболее эффективные и одновременно простые

способы экономии электроэнергии в быту и школе;

4.Разработка агитационных плакатов призывающих экономить электроэнергию.







Я сравнил потребление электроэнергии за один год энергосберегающих ламп (люминесцентных) с лампами накаливания при аналогичном световом патоке.

Всего часов работы за год

24х365=8760

Стоимость 1кВт/ч

2,28 руб.

Потребление энергии за час, кВт/ч

24х365=8760

2,28 руб.

0,1кВт

Потребление энергии за 1 год, кВт/ч

сумма

0,02кВт

Тип лампы

Лампа накаливания

Энергосберегающая лампа(Люминесцентная)





Проанализировал эффективность использования люминесцентных ламп ЛД-40 для освещения классных комнат, сравнил их технические характеристики, с техническими характеристиками компактных люминесцентных ламп .

Типы ламп

Мощность

Прогнозируемый срок эксплуатации

КЛЛ (компактная люминесцентная лампа)

Энергосберегающая лампа NAKA I

Световой поток







Результаты эксперимента по определению количества потребляемой электроэнергии бытовыми приборами находящимися в режиме ожидания

Количество часов

Приборы в режиме ожидания

Показания электросчетчика

до (8:00) после (15:00)

7 часов

с8:00 до 15:00

Приборы выключены из розетки

7263,5 кВт/ч

7 часов

с8:00 до 15:00

разница

7263,8 кВт/ч

7276 кВт/ч

0,3кВт/ч

7276 кВт/ч

0 кВт/ч



Вывод: Не оставляйте оборудование в режиме ожидания. Лучше выключайте его из розетки. Выключение не используемых приборов из сети позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 376 кВт/ч в год и сэкономить до 857 рублей.



Не оставляйте зарядное устройство для мобильного телефона, фотоаппарата, плеера, ноутбука и т.п. включенным в розетку, когда там нет заряжаемого аппарата. Зарядное устройство при этом всё равно потребляет электрическую энергию, но использует его не на зарядку, а на нагрев. Когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно до 95% энергии используется впустую .





3.1 Удаление накипи

В результате многократного нагревания и кипячения воды на внутренних спиралях электрочайника, стиральной машины образуется накипь, которая обладает малой теплопроводностью. Поэтому вода в таком чайнике нагревается медленно.



Это утверждение подтверждает эксперимент результаты которого представлены в таблице.

Виды чайников

Количество воды

Чайник спираль которого покрыта накипью

Начальная температура

Чайник спираль которого помыта с помощью лимонной кислоты

Время закипания

5 мин

4 мин 20 с

Решение проблемы: своевременно удаляйте из электрочайника накипь!



3.2 Избавление от пыли

При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40 процентов, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.



Это утверждение подтверждает эксперимент, результаты которого представлены в таблице.

Время работы

Заполненный мешок для сбора мусора

Потребляемая энергия

Чистый мешок для сбора мусора

Вывод: Расход потребления электроэнергии пылесосом при чистом мешке для мусора уменьшился приблизительно на 40%.

Решение проблемы: чаще очищайте пылесборник вашего пылесоса.



Способ 4. Экономия электроэнергии. Предлагаю способ экономии электроэнергии в школе.

Во время дежурства класса по школе каждый дежурный получает задание регулирования потребление электрического тока на своем участке. Дежурный должен уходя на урок, выключить свет в рекреациях. Во время перемены следить, чтобы в классных комнатах и служебных помещениях использовалось минимальное количество осветительных приборов, при комфортной освещённости.



Предполагаемые результаты экономии электроэнергии,если освещение в коридорах в зимний период будет выключен в течении первых трех уроков.

Число люминесцентных ламп в рекреациях и коридорах

Мощность одной лампы

Количество расходуемой энергии за 1 час

Количество расходуемой энергии за 1день(зимой минимум 3 урока)

2008,8 кВт/ч



Предполагаемые результаты экономии электроэнергии,если в классных комнатах и служебных помещениях будет использоваться минимальное количество осветительных приборов при комфортной освещенности.

Количество учебных кабинетов на 2 и 3 этажах

39 кабинетов

Среднее количество ламп в каждом кабинете

24шт (если каждую перемену выключать половину из них)

Мощность одной лампы

Количество расходуемой энергии за 1мин

0,312 кВт/ч

Количество расходуемой энергии за 1день

15,6 кВт/ч

Количество расходуемой энергии за 1учебную неделю

78 кВт/ч

Количество расходуемой энергии за 1учебный месяц

312 кВт/ч

За 6 месяцев осенне - весеннего периода

1872 кВт/ч



По моим расчетам ежедневно в пустую тратится не менее 32,34 кВт/ч. Борясь за одну минуту использования электроэнергии за учебный период можно уменьшить потребление электроэнергии на 3880.8 кВт/ч. В среднем это 2444,9 кг не сгоревшего условного топлива.









Литература:

1. Кораблев В. П. Экономия электроэнергии в быту. –Москва, «Энергоатомиздат», 1987;

2. Лацис О. Р. Солнце в доме. – Москва, «Советская Россия», 1982;

3. Экономьте электроэнергию! – «Наука и жизнь», 3/96, стр. 66-67.

4. http://yandex.ru/yandsearch?p=1&text

Татьяна Анисько
«Проект практических мероприятий по энергосбережению»

Введение.

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают : «Разве в нашей стране, «краіне блакітных рэк і азер» , такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, беречь свой дом и город, беречь друг друга?

Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов Беларуси уже сейчас? С уверенностью говорим : Да! Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос : “Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?” Из каких «кирпичиков» выстроить систему работы по воспитанию культуры энергосбережения в дошкольном учреждении? Как помочь ребенку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создает человек, каким образом экономя электроэнергию , газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатства страны? Как сделать образовательный процесс не оторванным от практики и реальной жизни ? Как вовлечь взрослых в образовательный процесс?

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность . Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

Объект исследования – воспитание экономии и бережливости

дошкольников.

Предмет исследования - процесс воспитания бережливости у

детей дошкольного возраста.

Вид проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный

(октябрь 2016)

Участники проекта : педагоги, дети средней и

старших групп, родители.

Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов .

Задачи проекта :

Формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии , природы в целом) ;

Расширять знания детей об экономической культуре;

Воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

Предполагаемый результат :

Дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам , под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

Родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми , участвуют в совместных мероприятиях .

Методы реализации проекта :

Наблюдения;

Художественное слово;

Творческая деятельность;

Рассматривание проблемных ситуаций;

Решение логических задач;

Поисковая деятельность;

Развлечения;

Создание обогащённой развивающей среды в группах;

Анкетирование, опрос;

Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Реализации проекта :

Первый этап - подготовительный

Педагоги :

Изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература) .

Выделение задач, организация работы над проектом .

Систематизация информации по теме.

Изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

Подготовка наглядных пособий.

Выбор форм и методов реализации проекта .

Дети :

Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме.

Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.

Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.

Поисковая деятельность по теме

Использование дидактических игр по теме проекта .

Родители :

Проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.

Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.

Подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.

Анкеты для родителей

Совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.

Второй этап - исследовательский.

Педагоги :

Изучение полученных детьми знаний и умений.

Организация исследовательской деятельности.

Изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.

Подготовка выставки «Мы – за бережливость» .

Тематический план работы по энергосбережению

План мероприятий к проекту .

Дети :

- конспекты занятий : «Кому нужна вода» , «Что мы знаем о воде» , «Удивительная встреча с электрончиком» , «Приключения лампочки» , , «Природа - наш дом» «Загадки тепла» , «Подружись с Капелькой» [Приложение 1]

Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество» , «Как мы видим электричество» , эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки» , наблюдение за освещением улицы, «Кому нужно тепло?» ; наблюдения за дождем, за росой, за паром, рассматривание иллюстраций «Предметы бытовой техники, фотографии лампочек» , рассматривание карты мира (глобуса, сравнительный анализ «Вода-суша» .

-дидактические игры : «Живое-неживое» , «Круговорот воды в природе» , «Хорошо или плохо» , словесная игра «Рифмовки» , «Закончи предложение» , «Найди подходящие предметы» , «Где живет лампочка?» [Приложение 2]

-опыты : «Теплый-холодный» , «Где живет теплота?» , «Вода жидкая, может течь» , «У воды нет запаха, формы, вкуса» , опыт с лампочкой, «Сколько стоит электричество?» [Приложение 3]

Беседа «Экономим тепло» , беседа-рассуждение» Вода - источник жизни», познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой» ?», , этическая беседа [Приложение 4]

Чтение экологических сказок : «Необычайные приключения Ани и Вани» , «Как лиса и волк узнали об электричестве» , «Волшебная лампочка» , «Сказка о пропавшей воде» , «Мамины берегоши» , стихи, пословицы, загадки о воде, тепле, свете; [Приложение 5]

Решение логических проблем : «Почему заболела река?» , «Как перенести воду в решете? Как можно использовать электрическую лампочку?», «Отчего кружка стала теплой?»

Оформление выставки детского творчества по теме «Мы - за бережливость»

Акция «Мы- маленькие берегоши» .

Разработаны сценарии праздников, досугов : «Мой совет совсем несложный» «Праздник бережливых» «Как подружилась тучка с водой»

Родители :

участие в организации среды по теме проекта

Сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме

Изготовление атрибутов для занятий по проекту

Оформление зарисовок эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков» Мы за бережливость»

-Памятки, консультации : «Безотходная технология на кухне» , «Домашняя экономика» , «Вещи должны нам служить» , «Вторичные ресурсы начинают путь из дома» , «И светит и греет» , умные рекомендации для пап и мам «Энергосбережение »

Анкеты, с целью выяснить отношение семьи к энергосбережению .» [Приложение 6]

-Домашнее задание : «Сколько электролампочек используется в доме?» , «Объём использованной воды для утреннего умывания» , «Анализ потребления электроэнергии , воды и газа в семье по показаниям счётчиков», «Расчёт электроэнергии , потребляемой семьёй за сутки» ;

Читайте вместе с детьми.

Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

Заключительный этап

Педагоги :

Анализ проведенной работы «Мы - за бережливость»

Организация выставок, акций «Свет, газ, воду бережем. Экономно мы живем!» .

Оформление тематических уголков «Энергосбережение – не экономия , а умное потребление!» , «Берегите воду!»

Презентация «Мы – за бережливость» [Приложение 7].

Дети :

Конкурс стихов «Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»

Вечер загадок «Бабушка - загадушка»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» , «Я знаю все»

Музыкальное занятие-развлечение «Как подружилась тучка с солнышком»

Выставка детских работ «Мы – за бережливость» .

Родители :

Участие родителей в конкурсах, выставках : «Мы – за бережливость»

Пополнение страничек из опыта семейного воспитания «Азбука безопасности и бережливости»

- Кроссворды : «Приключения капельки» , «Наши друзья – электрические приборы»

Проведение исследовательских акций в семье «Экономия в действии в нашей семье» ;

Приложение 1

Словесная игра «Закончи предложение»

Цель : закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии ; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия : придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал : конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию , менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)

Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие , потому что….

- Электроэнергию надо беречь , так как…

Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

Если не выключать свет днем и ночью, то…

Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

Фонари на улице перестали светить, поэтому…

Словесная игра «Верно ли?»

Цель : уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.

Ход игры

Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.

Верно ли что….

Уходя, нужно выключать свет?

Можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

Нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

Надо оклеивать окна на зиму?

Надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

Когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

Надо пользоваться энергосберегающими лампочками ?

Нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Игра «Где живет лампочка»

Цель : закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия : выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал : картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены : холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель : закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия : выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Материал : картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.

Пылесос - хорошо : чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек

Плохо : тратит электроэнергию , шумит, без электрического тока не работает

Веник, выбивалка – хорошо : не тратит электроэнергию

Плохо : требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям

Холодильник – кладовка, погреб;

Электрочайник – обычный чайник;

Стиральная машина – таз с водой;

Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Миксер электрический – миксер механический, венчик;

Тостер - сковорода

Приложение 2

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Вода»

Цель : создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”

Цель : формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.

Материал : 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.

Действия : предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод : вода жидкая, поэтому она может течь.

Опыт 2 ” Вода не имеет формы”

Цель : формирование представления о том, что вода не имеет формы.

Материал : емкости различной формы.

Действия : предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.

Вывод : вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

«Тепло»

Цель : создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла.

Опыт 1 ”Теплый, холодный”

Цель : ознакомление с предметами, по - разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.

Материал : деревянные, металлические, пластмассовые предметы.

Действия : предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.

Вывод : металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт 2 ”Где живет теплота?”

Цель : закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.) ; демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал : пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия : перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи) .

Вывод : пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий) .

Приложение 3

Познавательная беседа «Тепло и его роль в жизни человека»

Цель : формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.

Вопросы для беседы :

Можем ли мы увидеть тепло?

Как мы можем его ощутить?

Что бывает тёплым?

Сможем ли мы прожить без тепла?

Как тепло помогает человеку?

Откуда к нам приходит тепло?

Решение проблемной ситуации «Отчего кружка стала тёплой?»

Цель : упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.

Вопросы для беседы :

Как можно согреть кружку?

Чем быстрее нагреть кружку?

Из какого материала кружка нагревается быстрее?

Рассматривание карты мира или глобуса

Цель : формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.

Материал : карта мира или глобус.

Вопросы для беседы :

Чего больше на планете Земля, воды или суши?

Как это определить?

Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?

Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?

Познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой?»

Цель : Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.

Вопросы для беседы :

Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?

Какие реки на территории Беларуси вы знаете?

Назовите самые крупные озёра?

Почему нашу Беларусь называют «синеокой» ?

Решение логической проблемы «Как перенести воду в решете»

Цель : развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.

Вопросы для беседы :

В каком состоянии бывает вода?

При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?

Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?

Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?

Аналитический доклад, составленный воспитателем и детьми по итогам исследовательской работы

Домашнее задание : выяснить вместе с родителями из разных источников : «В каком виде вода существует в природе?»

Этическая беседа «Что значит быть бережливым?»

Цель : формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов .

Вопросы для беседы :

Что такое бережливость?

Что нужно беречь?

Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома ?

Что для этого нужно делать?

Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?,"es":["qbVhisu8cEo","ElUVsOfo3Uw"],"pt":["8-nVf3dUZLE"]}

Похожие публикации